ПНЕВМА
У перипатетиков П. (дыхание) считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом (духом) и миром (материей). Отсюда у гностиков пневматиками назывались люди, находящиеся под властью божественной П., в противоположность людям, находящимся под властью материи (ΰλη) или чувственной души (ψυχή).
Синонимы слова «ПНЕВМА»:
Смотреть что такое ПНЕВМА в других словарях:
ПНЕВМА
У перипатетиков П. (дыхание) считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом (ду. смотреть
ПНЕВМА
пневма дух, сила, первоогонь, логос Словарь русских синонимов. пневма сущ., кол-во синонимов: 5 • дух (136) • жизненная сила (6) • логос (15) • первоогонь (2) • сила (117) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дух, жизненная сила, логос, первоогонь, сила. смотреть
ПНЕВМА
Пневма — У перипатетиков П. (дыхание) считалась физиологическим основанием психической деятельности. Филон признавал П. посредствующим принципом между Богом (духом) и миром (материей). Отсюда у гностиков пневматиками назывались люди, находящиеся под властью божественной П., в противоположность людям, находящимся под властью материи (ΰλη) или чувственной души (ψυχή).
. смотреть
ПНЕВМА
Пневма — мелодический прием в григорианском пении, в котором группа тонов в виде колоратуры или мелодической фигуры, исполнявшаяся на один слог слова, называлась П. Эта фигура делалась на последнем слоге антифона. П. носила радостный, светлый характер и в особенности применялась на слове «Аллилуйя». Знак, обозначавший П., тоже получил название П. Н. С.
. смотреть
ПНЕВМА
ПНЕВМА (греч. , первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее — дух, от — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медицины. смотреть
ПНЕВМА
ПНЕВМА (греч. πνεῦμα, первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее — дух, от πνέω — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медиц. смотреть
ПНЕВМА
(греч. первоначально дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее дух), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. П. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме 58 В 30). Начало спиритуализации П. было положено отождествлением воздуха П. с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена Диогена Аполлонийского, у к-рого также впервые фиксируется представление о жизненном дыханииП., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачейпневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками П., истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанциюпосредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных движений) дошло до нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта. В стоицизме II. тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хригиппа смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа тело, но различаясь при этом степенью интенсивности, или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганич. телам; 2) «природа», вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458-462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления «руководящую часть», соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на микрокосмич. уровне помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом в эфире (у Зенона из Китиона и Хрисиппа SVF II 642-644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499). Полное одухотворение П. происходит в среде эллинистич. иудаизма на рубеже н. э.: уже в «Книге премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю; Филон Александрийский называет П. «божеств. дух» высшую (бессмертную и бестелесную) часть человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания, превосходящий человеч. интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П. употребляется в различных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юстина так же, как у Филона); характерна роль П. как посредника: в космосе между светом и тьмой, высшей и низшей областью мира; в человеке между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция астральное тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. скрытая таинств. сила, к-рой можно овладеть для достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин, Эннеады II 2, 2) и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматич. оболочке). смотреть
ПНЕВМА
греч. . осн. значение – дух) – понятие о тончайшем и легчайшем веществе, мыслившемся как своеобразная переходная ступень от материального к духовному. Учение о П., наполняющей Вселенную, было разработано стоицизмом и служило у стоиков средством объяснения взаимодействия вещей, в частности процессов восприятия; так, зрит. восприятие объяснялось особым состоянием или напряжением («тоносом») П., находящейся между глазом и предметом. Врачи александрийской школы Герофил и Эрасистрат (4–3 вв. до н.э.) полагали, что артерии наполнены вместе с воздухом тончайшей П. Представления о П. служили также средством объяснения нервного возбуждения. В алхимии термином «П.» (и соответствующим лат. spiritus) обозначались летучие вещества («спирты» и т.п.). У христ. писателей первых столетий н.э. греч. термин «П.» («дух») получил значение нематериального начала, противоположного материи. В новое время даже после того, как установились более правильные представления о кровообращении, в физиологии и медицине продолжало сохраняться представление о «животных» или «жизненных духах» (spiritus vitales, spiritus animales), находящихся в крови и особенно в нервах (Везалий в 16 в., Декарт в 17 в.). См. также Дух. Лит.: Siebeck H., Geschichte der Psychologie, Tll, Abt. 1–2, Gotha, 1880–84; Goffart A., Les «esprits animaux», «Rev. N?o-scolastique de Philosophie», 1900, mai, p. 154–72; Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der synoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, M?nch., 1926; Mc Кerrow J. С., An introduction to pneumatology, L., 1932; R?sche F., Das Seelenpneuma. Seine Entwicklung von der Hauchseele zur Geistseele, Paderborn, 1933; Hоfsten N. von, Livsluften. Till den antika pneumal?rans historia, «Lychnos», 1937, p. 341–63; Verbeke G., L´?volution de la doctrine du pneuma du sto?cisme ? St. Augustin; ?tude philosophique, P. – Louvain, 1945; Sambursky S., The physical world of the Greeks, L., [1956]; его же, Physics of the stoics, L., 1959. В. Зубов. Москва. . смотреть
ПНЕВМА
ПНЕВМА(греч.). Дух, дыхание, жизнь, душа, движение воздуха.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ПНЕВМАМелодич. смотреть
ПНЕВМА
ПНЕВМА ПНЕВМА (греческое pneuma — дыхание, дуновение, дух), термин древнегреческой медицины и философии, обозначавший: «воздух»; жизненное дыхание, движущееся вместе с кровью. В стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнем, космическое «дыхание», дух; в христианстве «Святой Дух», третье лицо Троицы.
Современная энциклопедия . 2000 .
Синонимы:
Смотреть что такое «ПНЕВМА» в других словарях:
- ПНЕВМА — (греч. , первоначально дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее дух, от дую, дышу), термин др. греч. философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. П. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8;… … Философская энциклопедия
- ПНЕВМА — ПНЕВМА (греч. πνεῦμα, первоначально дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее дух, от πνέω дую, дышу), термин др. греч. философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. пневма употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид… … Античная философия
- Пневма — (греч. πνεῦμα дыхание, дуновение, дух) термин древнегреческой медицины и философии. В стоицизме пневма жизненная сила, отождествляемая с логосом первоогнём, космическое «дыхание», дух. В раннехристианской философии «Святой … Википедия
- ПНЕВМА — (греч.). Дух, дыхание, жизнь, душа, движение воздуха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПНЕВМА Мелодический прием в грегорьянском пении, состоявший в том, что группа тонов исполнялась на один слог… … Словарь иностранных слов русского языка
- пневма — дух, сила, первоогонь, логос Словарь русских синонимов. пневма сущ., кол во синонимов: 5 • дух (136) • … Словарь синонимов
- ПНЕВМА — (греч. pneuma дыхание дуновение, дух), термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом первоогнем, космическое дыхание , дух; в христианстве святой Дух , третье лицо Троицы … Большой Энциклопедический словарь
- Пневма — (греческое pneuma дыхание, дуновение, дух), термин древнегреческой медицины и философии, обозначавший: “воздух”; жизненное дыхание, движущееся вместе с кровью. В стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом первоогнем, космическое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- пневма — (греч. pnéuma дыхание, дуновение, дух), термин древнегреческой медицины и философии, в стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом первоогнём, космическое «дыхание», дух; в христианстве «Святой Дух», Третье лицо Троицы. * * * ПНЕВМА… … Энциклопедический словарь
- пневма́тика — пневматика … Русское словесное ударение
- пневма — (истор.; греч. pneuma дуновение, дыхание, воздух) особое тонкое вещество, по представлению древнегреческих мыслителей, проникающее в организмы при дыхании и оживляющее их; заболевания связывались с избытком, недостатком или неравномерностью… … Большой медицинский словарь
ПНЕВМА
(греч. , первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее — дух, от — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6 в. до н. э. П. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало спиритуализации П. было положено отождествлением воздуха-П. с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена — Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-П., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского врачанатурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками П., истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных движений) дошло до нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме II. — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хригиппа — смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но различаясь при этом степенью интенсивности , или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорга-нич. телам; 2) «природа» , вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458—462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления — «руководящую часть» (??), соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на микрокосмич. уровне помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зе-нона из Китиона и Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499).
Полное одухотворение П. происходит в среде эл-линистич. иудаизма на рубеже н. э.: уже в «Книге премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю; Филон Александрийский называет П. «божеств. дух» — высшую (бессмертную и бестелесную) часть человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания, превосходящий человеч. интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П. употребляется в различных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юсти-на так же, как у Филона); характерна роль П. как посредника: в космосе — между светом и тьмой, высшей и низшей областью мира; в человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция — астральное тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. — скрытая таинств. сила, которой можно овладеть для достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. — посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин, Эннеады II 2, 2) и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматич. оболочке).
В христ. теологии » — святой Дух, 3-е лицо Троицы.
Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922 ; Verbeke G., Involution de la doctrine du pneuma du stolcisme a St. Augustin, Louvain — P., 1945 ; Saake H., Pneuma, в кн.: RE, Suppl., Bdl4, 1974 , col. 387—412.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
(от Греч, pneuma – дыхание, горение эфира)
душа, жизненная сила, дух. В христ. теологии – Святой Дух (pneuma hagion). Развитие понятия пневмы важно для становления понятий, относящихся к сфере духа. Пневмато л о г и я – учение о Боге.
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
(греч. πνεῦμα, осн. значение – дух) – понятие о тончайшем и легчайшем веществе, мыслившемся как своеобразная переходная ступень от материального к духовному. Учение о П., наполняющей Вселенную, было разработано стоицизмом и служило у стоиков средством объяснения взаимодействия вещей, в частности процессов восприятия; так, зрит. восприятие объяснялось особым состоянием или напряжением («тоносом») П., находящейся между глазом и предметом. Врачи александрийской школы Герофил и Эрасистрат (4–3 вв. до н.э.) полагали, что артерии наполнены вместе с воздухом тончайшей П. Представления о П. служили также средством объяснения нервного возбуждения. В алхимии термином «П.» (и соответствующим лат. spiritus) обозначались летучие вещества («спирты» и т.п.). У христ. писателей первых столетий н.э. греч. термин «П.» («дух») получил значение нематериального начала, противоположного материи. В новое время даже после того, как установились более правильные представления о кровообращении, в физиологии и медицине продолжало сохраняться представление о «животных» или «жизненных духах» (spiritus vitales, spiritus animales), находящихся в крови и особенно в нервах (Везалий в 16 в., Декарт в 17 в.). См. также Дух.
Лит.: Siebeck H., Geschichte der Psychologie, Tll, Abt. 1–2, Gotha, 1880–84; Goffart A., Les «esprits animaux», «Rev. Néo-scolastique de Philosophie», 1900, mai, p. 154–72; Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der synoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, Münch., 1926; Mc Кerrow J. С., An introduction to pneumatology, L., 1932; Rüsche F., Das Seelenpneuma. Seine Entwicklung von der Hauchseele zur Geistseele, Paderborn, 1933; Hоfsten N. von, Livsluften. Till den antika pneumalärans historia, «Lychnos», 1937, p. 341–63; Verbeke G., L’évolution de la doctrine du pneuma du stoïcisme à St. Augustin; étude philosophique, P. – Louvain, 1945; Sambursky S., The physical world of the Greeks, L., [1956]; его же, Physics of the stoics, L., 1959.
В. Зубов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
ПНЕВМА (греч. πνεύμα, первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание, позднее—дух, от πνέω — дую, дышу) — термин древнегреческой философии и медицины. У Натурфилософов 6 в. до н. э. употребляется для обозначения элемента “воздуха” (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; “бесконечная пневма”, вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало спиритуализации пневмы было положено отождествлением воздуха-пневмы с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена—Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. э. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида пневмы: пневму как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. до н. э. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о “жизненных духах” (Spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме пневма — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хрисиппа — смесь огня и воздуха, SVF II 310), отож
дествляемая с паикосмическим имманентным божеством, “пронизывающая” космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но различаясь при этом степенью интенсивности (τόνος), или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганическим телам; 2) “природа” (φύσις), вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос> (SVF II 458—462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматическая система имеет свой центр (“руководящее”, το ήγεμονικόν), соединяющийся с периферией тела потоками пневмы и на микрокосмическом уровне помещающийся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зенона из Кития и Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF 1499).
Полное одухотворение пневмы происходит в среде эллинистического иудаизма на рубеже н. э.: уже в “Книге премудрости Соломона” пневма выражает прямое вмешательство Бога в мировую историю; Филон Александрийский называет пневмой “божественный дух” — высшую часть человеческой души (Leg. AUeg. l, 37), а также принцип сверхразумного профетического знания, даруемого богом. Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. Or. 432d). В гностицизме и герметизме пневма часто выступает в роли посредника: в космосе — между светом и тьмой, “горним” и “дольним” миром; в человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция — астральное тело). У алхимиков пневма — таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определенной цели (напр., превращения металлов в золото; ср. “дух мира” (spiritus mundi) Агриппы Неттесгеймского). У неоплатоников — посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая ее от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин. Эннеады II 2, 2) и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматической оболочке).
В христианской теологии Πνεύμα «Αγιον — Святой Дух, 3-е лицо Троицы.
Лит.: Leisegang H. Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik. Lpz., 1922; Verbeke G. L’évolution de la doctrine du pneuma du stoicisme à St. Augustin. Louvain-P., 1945; Snake H. Pneuma.— RE, Suppl., Bd. 14, 1974, col. 387-412; VerbekeG. Pneuma.— RitlerJ. Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 3, Geist, II. Basel, 1974, cols. 157-162.
А. В. Лебедев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Значение слова «пневма»
Пневма (греч. πνεῦμα — дыхание, дуновение, дух) — термин древнегреческой медицины и философии.
В стоицизме пневма — жизненная сила, отождествляемая с логосом-первоогнём, космическое «дыхание», дух. В раннехристианской философии — «Святой Дух», третье лицо Троицы.
Широко толкуемый термин. По понятиям античных авторов, пневм – три:
Естественная пневма, находящаяся в печени и являющаяся общей для всех видов животных, распространяется по всему телу по венам;
Животная пневма, находящаяся у человека и животных в сердце и распространяющаяся по телу через артерии;
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лабардан — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?