Владельцы легендарной «пятерки» часто сталкиваются с внезапными и непонятными проблемами в работе двигателя. Машина начинает «троить», на холостом ходу обороты плавают как листья на ветру, а при попытке разгона появляются провалы и характерные подергивания. Водитель первым делом начинает грешить на карбюратор, трамблер или катушку зажигания, тратя время и деньги на их замену или регулировку. Однако опытные автомеханики знают: один из главных виновников таких симптомов — это жгут проводов коммутатора ВАЗ 2105. Именно эта, на первый взгляд, незначительная деталь может стать источником масштабных проблем.

Почему именно этот жгут так важен?
Коммутатор в системе зажигания ВАЗ 2105 — это электронный блок, который управляет моментом искрообразования. Он принимает сигналы от датчика в трамблере и разрывает цепь в катушке зажигания, создавая высоковольтный импульс. Жгут проводов коммутатора ВАЗ 2105 — это его «нервная система», связывающая его с источником питания, массой автомобиля и датчиком Холла в трамблере. Любое нарушение в этой цепи — обрыв, плохой контакт или короткое замыкание — приводит к искажению сигналов и, как следствие, к полному сбою в работе системы зажигания. Постоянное воздействие вибрации, перепадов температур под капотом и просто время делают эту проводку уязвимой. Изоляция трескается, провода внутри переламываются, а контакты в пластиковых колодках окисляются.
Типичные признаки неисправности жгута
Как понять, что проблема именно в проводке? Есть несколько характерных «симптомов», которые прямо на нее указывают.
- Двигатель глохнет «на горячую». Один из самых распространенных признаков. Вы проехались, мотор прогрелся, остановились на светофоре — и машина заглохла. После непродолжительного остывания она снова заводится. Это классическое проявление неисправности, когда при нагреве происходит разрыв контакта в жгуте из-за температурного расширения.
- Неустойчивая работа на холостом ходу. Обороты постоянно «плавают», стрелка тахометра дергается, а двигатель работает так грубо, что вибрация передается на весь кузов.
- Провалы при нажатии на педаль газа. Вы пытаетесь ускориться, но вместо отклика ощущаете, что машина «клюет носом» и дергается, как будто ей не хватает топлива или искры.
- Полный отказ системы зажигания. В худшем случае, когда обрыв критический, двигатель просто перестает заводиться. Искры нет совсем.
Если вы наблюдаете любой из этих симптомов, особенно в комбинации, пора переходить к активным действиям. Первым делом необходима проверка жгута проводов коммутатора ВАЗ 2105.
Как самостоятельно проверить жгут проводов мультиметром
Для этой процедуры вам не потребуется сложного оборудования. Достаточно иметь мультиметр, переведенный в режим измерения сопротивления (Омы) или прозвонки.
1. Подготовка. Для начала отсоедините минусовую клемму от аккумулятора. Это обезопасит вас и электрооборудование автомобиля. Найдите сам жгут. Он соединяет трамблер и коммутатор, который обычно расположен на левом брызговике в моторном отсеке.
2. Визуальный осмотр. Внимательно осмотрите изоляцию жгута по всей длине. Ищите трещины, потертости, оплавленные участки. Особое внимание уделите местам изгиба у колодок.
3. Прозвонка на обрыв. Самый надежный способ. Отсоедините колодки жгута и от трамблера, и от коммутатора. С помощью щупов мультиметра проверьте целостность каждого провода. Один щуп — на контакт в одной колодке, второй — на соответствующий контакт в другой. Прибор должен показать сопротивление, близкое к нулю. Если на дисплее «обрыв» (единица или OL) — провод поврежден.
4. Проверка на массу. Чтобы исключить короткое замыкание, проверьте, не замыкают ли провода на кузов автомобиля. Для этого один щуп мультиметра поставьте на «массу» (чистое металлическое место на кузове), а вторым поочередно коснитесь каждого контакта в колодках. Ни на одном из них не должно быть контакта.
Обнаруженный обрыв или короткое замыкание — это прямое указание на необходимость замены.
Замена жгута проводов коммутатора ВАЗ 2105: краткая инструкция
Если диагностика подтвердила ваши подозрения, не отчаивайтесь. Замена этой детали — одна из самых простых и быстрых процедур.
- Убедитесь, что аккумулятор отсоединен.
- Запомните, а лучше сфотографируйте, как подключены колодки к трамблеру и коммутатору. Они имеют разные разъемы, поэтому перепутать их сложно, но лучше перестраховаться.
- Аккуратно отсоедините старые колодки. Иногда для этого нужно отжать пластиковый фиксатор.
- Открутите крепления жгута к кузову (если они есть).
- Установите новый жгут, повторив все действия в обратном порядке. Убедитесь, что колодки встали до характерного щелчка.
После подключения АКБ заведите двигатель. В 90% случаев после замены жгута проводов коммутатора ВАЗ 2105 работа двигателя нормализуется: пропадают провалы, исчезает троение, и автомобиль вновь обретает былую резвость. Не игнорируйте эту небольшую, но критически важную деталь — часто она является ключом к решению большой и пугающей проблемы.