Что такое потрачено по дут
Вводные данные:
На машине УРАЛ стоит ДУТ и расходомер. Данные по расходу долгое время хорошо «сходились» (коррелировали). А с 1 по 3 июня стали наблюдаться «разбежки»: датчик расходомера (ДАРТ) показывает меньше потраченного топлива, чем датчик уровня топлива в баке (ДУТ).
Водитель делает замеры линейкой и высчитывает расход, исходя из своих замеров. Его замеры совпадают с данными расхода по ДУТ в Wialon.
Вопрос: почему расходомер стал показывать более низкий расход, чем ДУТ и ручной замер линейкой водителя?
Решение:
Проанализировали данные от ДУТа и расходомера на объекте.
По отчетам Wialon наблюдаются расхождения между показаниями ДУТ и ДМРТ в период с 31 мая по 03 июня включительно (таблица 1).
До 31 мая начиная с 4 июня все сходится достаточно точно. Причем показания ДУТ совпадают с теми замерами по линейке, которые делал водитель (таблица 2):
То есть в нашем анализе мы оттолкнулись от данных по врезному ДУТ, которые достаточно точно совпадали с замерами водителя.
Проверили причины расхождения ДУТ и расходомера.
Данные за 2 июня:
Данные за 3 июня :
По данным ДУТ конечный уровень на 02.06 и начальный на 03.06 составил 82 литра. Очевидно, что расход по ДУТу и по линейке — это начальный уровень минус конечный (плюс заправки минус сливы, если были).
Если сделать график топлива за два дня, то видно, что уровень топлива 82 литра — не совсем достоверный.
По графику видно, что когда началась смена 3 июня, уровень топлива поднялся до 85 литров. И в конце смены 2 июня видна точка в 85 литров.
Это говорит о том, что актуальный уровень топлива на конец дня 2 июня был всё таки 85 литров.
А потом, либо машина остановилась на уклоне, либо были другие факторы, из-за которых кузов несколько наклонился и уровень топлива в баке относительно ДУТа и линейки снизился еще.
Утром машина начала двигаться и топливо вернулось на отметку 85 литров. Если учесть, что конечный уровень 85, то по ДУТ за 2 июня будет потрачено 21 литр, а не 24.
Подобная ситуация наблюдается в промежутке между 31.05 и 01.06.2019:
Если сделать отчет с 31 мая по 19:00 03 июня (то есть за весь промежуток времени, а не по дням), то цифры расхода топлива по ДУТ и расходомеру совпадают полностью – разбежка менее литра.
Это подтвердило, что оборудование работает корректно, данные двух датчиков для контроля расхода топлива коррелируют, но (по нашим предположениям) в данный период машина работала где-то на стройке на пересеченной местности, и автомобиль каждый раз (каждый день) ночью стоял «неровно».
Уровень топлива в баке относительно ДУТ и линейки был не по «уровню» (не перпендикулярно опускаемой для измерения линейке), а следовательно и измерялся чуть-чуть некорректно.
Поэтому и расход по замерам высчитывался не совсем правильно, и расходомер показывал чуть более верную картину.
Результаты:
Оборудование работает корректно. Достоверные данные о реально израсходованном топливе следует брать из данных расходомера (так как на него не влияют наклоны кузова и расход считается по буквально потраченному топливе в топливной системе), а в случае с ДУТ — именно расход топлива рассчитывается «косвенно» (математически, исходя из изменений уровня топлива в баке).
Стоит также отметить правильный выбор клиента: он поставил сразу два варианта контроля топлива, так как первый (расходомер) как раз рассчитан именно на контроль расхода топлива (сколько потрачено), а в второй (датчик уровня топлива в бак) создан для контроля уровня топлива в баке, проверки правильности заправок и выявления сливов.
На заметку:
Применяемые коэффициенты влияют только на объем детектируемой заправки в данных таблицах и не влияют на расход топлива по датчикам, так как физически невозможно отфильтровать интервалы, когда машина ехала на том или ином топливе. Но эти особенности могут учитывать датчики 5-го поколения Omnicomm LLS 5 и Технотон DUT-E 2Bio.
Контроль топлива ГЛОНАСС GPS установка в Самаре и Тольятти pogreshnost-datchika-urovnya-topliva-glonass
Для начала разберемся что это за датчик и что он измеряет и как работает. Датчик уровня топлива далее ДУТ, это емкостной измеритель, принцип измерения которого основан на измерении уровня между двумя электродами. Как правило, это две трубки разного диаметра где трубка с меньшим диаметром находится в трубке с большим диаметром. Еще раз повторюсь принцип измерения основан на измерении уровня, а не объема.
Теперь разберемся с факторами, влияющими на погрешность измерения датчиками:
- Первая и важная погрешность топлива ГЛОНАСС может быть уже на начальном этапе установки системы мониторинга транспорта, это неправильно оттарированый топливный бак. Погрешность в таких случаях может составлять более 10 % от уровня бака как в плюс так и в минус. Исправить это можно только с помощью пере тарирования бака.
- Следующая по величине погрешность измерения топлива, это неровность на заправке. Заправка на неровной площадке может вызвать погрешность измерения топлива до 4 % чем меньше уровень в баке, тем больше будет неточность из-за перегородок внутри бака, так как топливо перетекает в наклоненную сторону больше. В идеале ДУТ ставится посередине топливного бака, и данную погрешность топлива ГЛОНАСС можно свести к минимуму, но не всегда можно поставить датчик в нужное место, так как по центру может оказаться: родной датчик или заборник, или же перегородка внутри бака или хомут держащий бак, поэтому установка датчика может немного смещаться от центра бака. Именно по этому погрешность на неровных заправках может составлять до 4 процентов, естественно если машина на заправки встала ровно, то погрешность датчик уровня топлива не превысит и 1 %.
ВЫВОД:
Теперь подведем вывод: измерить уровень топлива в баке с точностью до литра не представляется возможным исходя из ряда причин независящих от компании, устанавливаемой ГЛОНАСС и датчик уровня топлива. Если Компания вам обещает, что у вас заправки топлива будет показывать с точностью до литра, это значит вас обманывают либо компания установщика не имеет достаточно опыта в установке ГЛОНАСС и ДУТ. При измерении через ГЛОНАСС погрешность топлива может играть как в плюс, так и в минус, средняя неточность на нормально сделанной машине составляет не более 2 % от уровня бака. Естественно если машина заправляется на ровной площадке и хорошим топливом, то погрешность не превысит и 1 %. Наша организация придерживается такого стандарта, за исключением маленьких топливных баков до 60 литров. Там неточность измерения топлива может составить до 3%. Исключением являются стационарные ёмкости отклонения измерения в них составляет не более 1%.
Пять причин почему вам не нужен топливный датчик.
Мы довольно плохие продавцы, потому что часто отговариваем клиентов тратить деньги, если они не принесут результата. Одна из вещей которую часто отговариваем покупать — датчик уровня топлива.
Итак, вкратце пробежимся что это такое. Датчик топлива это железка которая вставляется в бак и позволяет в программе мониторинга (на компьютере или с телефончика) видеть что происходит с топливом. Зачем нужен именно дополнительный датчик? Только потому что он показывает.. эээ… чуть точнее чем штатный. Производители говорят про один процент, но в реальной жизни в зависимости от автомобиля и кучи других факторов это будет процентов пять — в любом случае лучше чем штатный. Для того чтобы поставить датчик уровня топлива (или как его называют сокращенно — ДУТ) делается отверстие в баке (если машина гарантийная могут быть вопросы гарантийщиков), из бака сливается топливо, устанавливается датчик, и топливо заливается обратно через счетчик, таким образом мы привязываем «условных попугаев» в которых показывает датчик, к реальному значению в литрах в конкретном баке.
Почему же он может быть не нужен? Всё просто.
ДУТ это дорого. Нормальный (не «всё вместе за пять тыщ», а нормальный. ) сам по себе будет стоить около десяти тысяч, плюс монтаж, плюс калибровка. Всё как везде, есть производители которые задают тенденции рынка и продают дорого, и есть те кто подражает и продаёт дешево. Те кто продаёт дешево и мало, разумеется не имеет бюджетов ни на инженеров, ни на техподдержку. Когда покупаешь дешевые датчики, а потом из пяти штук три уезжает в ремонт — это не работа, ни для клиента, ни для нас как для интегратора. Рабочее время наших монтажников не бесплатное, мы тоже теряем в этом случае деньги. У клиента же в этот момент техника оказывается без контроля, хотя казалось бы и деньги за оборудование заплачены, и время на установку потрачено.
Поэтому мы считаем, что деньги потраченные на оборудование должны себя оправдать. Можно заранее более-менее предсказать экономический эффект от установки ДУТ на технику. Камаз-сельхозник, у которого расход меняется раза в два от загрузки и того где он едет (например по полю с полным кузовом прицепом свеклы, или пустой по асфальту) — однозначно нужен ДУТ.
Но легковушка, которая видит только асфальт… Ребята, вы серьезно? Конечно нет! Если на машине есть спутниковый трекер — то можно не только смотреть километраж, но более-менее точно понять и ситуацию с топливом, не прибегая к помощи дополнительных датчиков. Разумеется здесь придется немножко пофантазировать, но фантазия в отличии от топливного датчика бесплатна, а польза от анализа бизнес-процессов и логистики несоизмерима. Например можно поставить условие заправки всегда «до полного» на четко отведенном круге заправок. Ещё лучше когда транспорт заправляется «по карточке» и знаете объем заправки автомобиля. Места заправок отмечаются геозонами, время заправок есть (легко проверить что она реальна), пробег между заправок знаем, объем топлива тоже. Есть всё чтобы посчитать средний расход. Если расход больше запланированного то стоит заглянуть в багажник и посмотреть нет ли там «левой канистрочки»…
ДУТ не панацея. Часто мы видим ситуацию когда организация ставит ДУТ и после этого все расслабляются «ведь там всё следится». Но нет, это так не работает. В интернете описан миллион и один способ незаметного воровства солярки с топливных датчиков, поэтому если регулярно не считать цифры, не смотреть на машину то смысла оснащать нет.
ДУТ это не навсегда! Как думаете, почему автопроизводители не ставят точные датчики сразу с завода? Одна из причин — у них не очень большой срок жизни. Современный ДУТ, это алюминиевая трубка которая фактически является объемным конденсатором. Алюминий, дизельное топливо с серой, агрессивная среда, окисление… Сразу готовьтесь к тому, что его надо будет раз в пару лет перекалибровывать, а то и менять. Чудес не бывает. Менеджеры по продажам в ГЛОНАСС-конторах могут обещать чудеса — но реальность такова, что датчик должен быстро себя окупить, или экономией или удобством для логистики, потому что очень скоро его придется менять на новый.
На бензин ставить нет смысла. ДУТам вообще всё равно что измерять, но когда мы слышим просьбу установить в бензиновый бак мы обязательно начинаем узнавать — зачем. Одно дело — когда это какой-то исполнительный механизм, хотя и их можно прекрасно считать по среднему расходу и моточасам. Но если речь идёт например про легковой или лёгкий грузовой автомобиль, то никакой экономической целесообразности нет. Во первых расход на автомобиле более-менее постоянный, и «слить»незаметно или «недозаправить» топливо в каких-то ощутимых количествах не получится, это будет прекрасно видно. Во вторых ДУТ и его установка и так недешевы, а в случае с бензиновым баком монтаж будет раза в два дороже из-за того, что бак нужно будет обязательно снимать и выпаривать. Это сложно, долго, дорого. При этом все проблемы присущие датчикам никуда не пропадают, поэтому есть ли смысл поставить ДУТ, условно сэкономить за два года четыреста литров бензина на двадцать тысяч, и через два года потратить ту же двадцатку на новый датчик и его монтаж. При этом, а) гарантий того что водитель ворует нет (так что экономия условная и её может просто не быть), бэ) даже если топливо уходит налево, тех же показателей экономии можно добиться просто внимательным контролем через спутниковый мониторинг.
Подытожим. Всегда хочется взять и купить «волшебную таблетку от всего», но это не всегда возможно. Датчик уровня топлива на панацея и не избавление от воровства. Купить и не работать в системе мониторинга надеясь на то что, «ну все же под контролем» верный способ быстро разочароваться в спутниковом мониторинге в целом. Не торопитесь тратить деньги. Просто спутниковый трекер даёт огромное количество информации которую нельзя скомпрометировать или подделать — точки и время заезда на заправки, подозрительные остановки, реальный маршрут и пробег. Изучайте эти данные, сопоставляйте их в данными полученными от топливных компаний (завести для своего транспорта топливные карты по которым приходят отчеты о заправках — отличная идея), заведите правило заправляться всегда до полного чтобы можно было привязаться к среднему расходу, устраивайте контрольные хронометражи и замеры реального расхода. Не дайте себя обмануть желающим впарить ненужное оборудование, очень часто экономия на отказе от покупке ДУТ реально больше возможной экономии от их применения.
Вход в системы мониторинга
Как обнаружить слив топлива?
Утечка топлива может происходит по нескольким причинам. Зачастую недобросовестные водители сливают топливо, или же имеется неисправность в работе топливной системы автомобиля. В обоих случаях компания несет значительные убытки, поэтому сегодня в нашей статье мы подробно расскажем вам, какие действия следует предпринять, чтобы не допустить слива топлива. Сразу отметим, что наши рекомендации будут полезны не только для пользователей Wialon, но и для тех, кто работает с другим программным обеспечением.
Рассмотрим следующий алгоритм действий при утечке топлива
- Обязательно установить нормы расхода топлива.
- Занести их в форму (либо своими силами в разделе «Свойства объекта»-«Расход топлива»; либо при помощи специалистов, сообщив им ваши нормы расхода зима/лето и время перехода зима/лето).
- При формировании отчета по топливу обязательно сравните значения в колонках «Потрачено по ДУТ» и «Потрачено по нормам»
- Чтобы получить сравнение необходимо добавить еще один шаблон отчета. Для работающих в программе Wialon.Pro нажать +. Для работающих в Wialon.Hosting – нажать кнопку «Создать».
- Далее выбрать таблицу «Поездки».
- В свойствах этой таблицы выставить V в полях «Потрачено по ДУТ», «Потрачено по нормам», «Отклонение расхода по ДУТ».
- И в разделе Параметры выставить группировку «По дням».
Списание топлива производится по показаниям ДУТ (датчик уровня топлива), кроме тех случаев, когда показания ДУТ превышают показания по нормам расхода. В этом случае необходимо списывать по нормам, но, обратите внимание, – это первый признак нарушения корректной работы топливной системы автомобиля.
Причины этого могут быть следующие:
- слив топлива водителем с «обратки»;
- неисправность топливной системы автомобиля (форсунки, топливный насос и т.д.);
- нарушение корректной работы навигационного оборудования.
В любом из этих случаев необходимо как можно быстрее связаться со специалистами для диагностики и устранения причин повышенного расхода топлива, поскольку ваша компания несет не только повышенные расходы на ГСМ, но и эксплуатация транспортного средства с неисправной топливной системой может иметь существенные экономические последствия.
Мы рекомендуем дополнительно мотивировать тех водителей, которые используют аккуратный стиль вождения и бережно относятся к автомобилю. Эту мотивацию можно привязать к разнице показателей расхода топлива по ДУТ и нормам расхода. Показания расхода топлива по ДУТ всегда, при исправной топливной системе, не должны превышать нормы расхода. Чем больше эта разница в пользу ДУТ, тем более аккуратно водитель использует автомобиль, чем экономит топливо, увеличивая межремонтный интервал машины и сокращая ваши издержки на содержание автопарка.
На сегодняшний день становится популярной новая технология учета топлива — двухконтурный контроль топлива, основывающийся на использовании датчиков уровня топлива вместе со снятием расхода топлива с двигателя. Таким образом данные о расходе передаются по двум каналам, создавая обратную связь о фактическом расходе топлива с двигателя.
Теперь вы знаете, как предотвратить слива топлива, и мы надеемся, что статья была полезной для вас.