Журнал за рулем с какого года издается
Перейти к содержимому

Журнал за рулем с какого года издается

  • автор:

История бренда: 85 лет «За рулем»

Легендарное автомобильное издание отмечает в эти дни юбилей

Иллюстрации журнала За рулем

Журнал «За рулем» прошел путь от ответа на вопрос «нужен ли автомобиль вообще?» до ежемесячного анализа того, какой лучше всего. О том, как менялось содержание журнала и его дизайн за прошедшие 85 лет – в обзоре Sostav.ru.

Первый номер журнала «За рулем» появился в апреле 1928 года по инициативе энтузиастов автомобильного дела. Тогда издание задавалось вопросом, который будоражил общество: современный транспорт или традиционные средства передвижения, автомобиль или телега, прогресс или ретроградство? Во главу угла встала тема автомобилизации.

«Мы рассчитываем, что нашими читателями будут не только узкие круги специалистов, но самые широкие массы трудящихся, впервые знакомящиеся с идеями автомобилизации. Наш журнал является первым и пока единственным опытом издания массового популярного журнала, посвященного автомобилям и дорогам», — так выглядело обращение к читателям первого номера «За рулем».

С первого номера издание сообщало новости мирового автопрома, в частности о достижениях Генриха Форда. Также уже в первом номер появляется тема российских дорог. Легендарный журналист Михаил Кольцов, который дал имя журналу, рассказывал о своей автомобильной поездке по приволжской степи с Алексеем Рыковым, председателем Совета народных комиссаров СССР.

На трех журнальных страницах первого номера только горькая правда о дорогах России. В первый год жизни «За рулем» насчитывал 40 тыc читателей.

В 1931 году «За рулем» на своих страницах завел разговор о переднем и полном приводе, а в 1936 году – о прицепах к легковым автомобилям. В 1936 году журнал предпринял попытку стандартизировать обложку. Большинство номеров с 1936 года по 1940 год выходили в универсальной обложке без изображения.

В 1941 году журнал «За рулем» уже не издавался. Выпуск был приостановлен на 15 лет. Первый после долгого перерыва номер вышел в апреле 1956 года в новом дизайне. В 1950-е годы, в условиях отсутствия ремонтных мастерских для частников, дефицита запчастей, самыми востребованными статьями и сообщениями «За рулем» были те, в которых рассказывалось о ремонте деталей, узлов и агрегатов.

Журнал предлагал хитроумные решения, как доехать до дома на неисправном автомобиле, а потом устранить поломку при отсутствии мастерской и запчастей. Долгие годы эта тема в журнале была, по сути, основной.

В 1960-х «За рулем» стал чаще освещать мировые автосалоны – Париж, Женева и другие автомобильные столицы мира. В 1970-е ведущим разделом журнала становятся «Испытания», то, что сейчас принято называть тест-драйвом. На обложках журнала 1980-х – достижения отечественного автопрома: «Ока», «Таврия», «Жигули» и «Нива», в 1990-е внимание к себе приковали иномарки, которые заняли обложки большинства номеров.

В наше время

Сейчас журнал «За рулем» является ведущим автомобильным изданием России. Аудитория одного номера – более 7 млн человек, согласно данным TNS Media-NRS (Россия, Москва, Санкт-Петербург, май-октябрь 2012).

Издание находится в «топе» российского рынка прессы. Аудитория – преимущественно мужчины в возрасте 25-44 лет.

Сайт «За рулем» живет своей жизнью, выпуская автомобильные новости в режиме online. С августа 2009-го сайт агрегатирует материалы журналов «За рулем», «Купи Авто», «Мото», «Рейс» и газеты «За рулем».

Будущее: бумага и цифра

В ближайшее время «За рулем» планирует развивать новые платформы, на которых будет доступен контент издания, и социальную тематику.

Игорь Твердунов, издатель печатных журналов ИД «За рулем»: «Важная тема, которая будет развиваться в дальнейшем – социальная. Журнал будет поднимать проблемы, которые волнуют российских автомобилистов: качество дорог, хамство водителей, взаимоотношения с ГИБДД, коррупция, законы затрагивающие интересы автолюбителей, безопасность дорожного движения.

Другое направление развития не связано с «бумагой» и рассчитано на владельцев современных электронных устройств: планшетов, коммуникаторов, смартфонов. Недавно стартовал и будет расширяться новый сервис – дополненная реальность. С его помощью читатели — владельцы мобильных устройств могут получать дополнительную информацию по интересующей их теме».

Журнал «За рулем»

В 1928 году выходит журнал «За рулем». Он не был первым автомобильным изданием в стране, но все его конкуренты умерли. А этот «орган печати» более чем на полвека превратился в монополиста, вплоть до 1989 года остававшимся единственным автомобильным СМИ в СССР.

В 1928 году выходит журнал «За рулем». Он не был первым автомобильным изданием в стране: еще до революции существовал журнал «Автомобиль», в 20-е годы издавался журнал «Мотор», но им не было суждено долголетие. А «За рулем» более чем на полвека превратился в монополиста: вплоть до 1989 года он оставался единственным автомобильным СМИ в СССР.

На обложке первого номера – тысячный выпущенный АМО-Ф-15. В главной статье, посвященной перспективам автомобильной промышленности в СССР, автор честно признает: «По своему автотранспорту наш Союз занимает самое последнее место среди всех сколько-нибудь индустриальных стран». Небольшие заметки рассказывают о зарубежных достижениях, например, о внедрении на автомобилях «тройного стекла» – в Советском Союзе пока такого нет. В статье «Барахло на ходу» с неожиданной для тех лет прямотой еще раз сообщается: «Мы не представляем себе, на чем мы ездим и какой музей на колесах является автопарком СССР».

Журнал «За рулём». Все выпуски 1928-2015

Журнал «За рулём». Все выпуски 1928-2015.
Год выпуска : 1928 — 2015
Автор : —
Издательство : За рулем
ISSN : 0321-4249
Формат : PDF/DjVu
Количество страниц : 40-300
Качество : Отсканированные страницы
Язык авто-книги : Русский
Описание : За рулём — популярный русскоязычный журнал об автомобилях и автомобилестроении. В настоящее время издается раз в месяц (было и 2 раза в месяц, было и реже раза в месяц). До 1989 года был единственным автомобильным периодическим изданием в СССР, рассчитанным на широкий круг читателей. К концу 1980-х тираж журнала достигал 4,5 млн экземпляров. Основан 23 февраля 1928 года, а первый номер вышел в апреле 1928 года.
Доп. информация : Здесь собраны все номера журнала с 1928 по 2015 год. В военное и послевоенное время журнал не выпускался. Годы выпуска 1928-1940, 1956-н.в. Журналы собраны из разных мест, если есть люди, которые неравнодушны к использованию авторского сканирования журналов — я с большим удовольствием отмечу авторов сканирования журналов! ВАМ большое спасибо — без ВАС не было бы этой раздачи!!

95 лет «За рулем»: Как все начиналось?

В апреле 1928 года вышел первый номер журнала «За рулем». Тогда никто не знал, что журнал побьет все рекорды по популярности и продолжительности жизни. Хотя и 95 лет назад было понятно, что это не просто журнал, а явление!

Ровесник первой пятилетки

В 1928 году в СССР издавали около 2000 газет и журналов суммарным тиражом 9,5 миллионов экземпляров. В апреле того же года вышел первый номер журнала «За рулем», входившего в акционерное общество «Огонек» (позже журнально-газетное объединение «Жургаз»).

Журнал появился по инициативе общественной организации «Автодор», целями которой было строительство автодорог и автомобилизация страны.

В первую пятилетку (1928-1932 гг.) в стране построили 90 тыс. км дорог, из них 12,5 тыс. км – с твердым покрытием! Для сравнения: в 2022 году в России построили 16,6 тыс. км дорог – и этот год называют лучшим по темпам дорожного строительства со времен СССР.

Обложка номер 1

Обложка самого первого номера «За рулем» была тщательно продумана и с художественной точки зрения, и по смыслу. А какой ракурс выбрал фотограф для первого советского грузовика! Классная работа!

На обложке первого номера «За рулем» красовался первый советский грузовик АМО-Ф15, созданный на базе итальянского FIAT 15- Ter . АМО выпускали в Москве с 1924 года. Темпы производства сильно отличались от современных: под фото на обложке подпись «З0-го марта завод «АМО» выпустил свою тысячную машину».

В первой статье первого номера говорилось: «Мы имеем по статистике 19 000 машин, из которых 6-7 тысяч – жалкие инвалиды, которые числятся машинами только номинально».

В США уже к 1925 году выпустили больше 25 миллионов автомобилей, и ежегодно, как было указано в 6-м номере «За рулем» 1928 года, производили по 4 миллиона. СССР же по количеству автомобилей стоял на 11-м месте среди европейских стран, опережая только Венгрию и Данию.

Но к началу Великой Отечественной войны СССР занимал уже второе место в мире по числу грузовиков (после США)!

В 1928 году СССР катастрофически отставал от США по автомобилизации. В первом номере «За рулем» писали: «Для заграницы, для Америки, например, 10 тысяч машин – это продукция одного дня выработки заводов Форда

Главные статьи

Внимания стоит и последний абзац программной статьи первого номера:

Наш журнал является первым и пока единственным опытом издания массового популярного журнала, посвященного автомобилям и дорогам. Мы надеемся, что читатели своими указаниями помогут редакции создать наилучший тип журнала.

Редакция и сама шла в правильном направлении. Следующая статья – на 6 полос, «Будущее автомобильной промышленности в СССР», за ней – «Автомобильная война в Соединенных Штатах», затем – «Новый автомобиль Форда» и «Стекло, не дающее осколков». Проблемная статья «Барахло на ходу» со словами «Мы не представляем себе, на чем мы ездим и какой музей на колесах является автопарком СССР» — это о тех машинах, которые являются ими номинально.

В этом же номере – репортаж с одного из первых автосалонов, выставки грузовиков и автомобилей специального назначения в Лейпциге, обзор мотоциклетной промышленности, отчет о пробеге через Сахару на мотоциклах, заметки о многоэтажных гаражах и рекордном автомобиле англичанина Малькольма Кемпбелля (так тогда писали), развившем скорость 330 км/ч! Представляете, как все это было интересно советским читателям 1928 года, для которых сам современный (им) автомобиль был диковиной?

«За рулем» выпускали два раза в месяц тиражом 25 тысяч экземпляров. Вот это старт!

Редакция: Шкловский, Погодин, Кольцов, Беляев, Осинский…

Журнал создавали лучшие журналисты и публицисты тех лет: писатель Виктор Шкловский, драматург Николай Погодин, прославленный советский журналист Михаил Кольцов, инженер Наум Беляев. Но, наверное, наибольший вклад внес зампред «Автодора», автомобильный энтузиаст Валериан Валерианович Оболенский. Он выбрал себе псевдоним Николай Осинский и стал первым ответственным (главным) редактором «За рулем».

Одним из создателей нашего журнала был знаменитый журналист Михаил Кольцов. Именно он придумал название «За рулем».

Именно из-под пера Николая Осинского, первого главного редактора «За рулем», выходили лучшие статьи того периода. Он руководил изданием до ареста в 1937 году. Реабилитирован посмертно в 1957-м.

Булгаковский адрес

Первым адресом редакции «За рулем» значился тот же, что и у «Огонька» — Страстной бульвар, 11. Интересно, что этот дом сохранился до сих пор как объект культурного наследия. Это особняк, построенный в 1889 году по проекту архитектора Дарницына для потомственного почетного гражданина Сергея Ивановича Елагина в редком для кирпичных домов стиле «неогрек», с заметной асимметрией.

Именно этот дом послужил прообразом ресторана Грибоедова из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»! И это только один из многих интересных фактов о нашем журнале.

Фасад особняка Елагина на Страстном декорирован растительным орнаментом и львиными масками. У входа висит мемориальная доска в память о первом главном редакторе «Огонька» Кольцове.

У нас работал даже Маяковский!

В 6-м номере «За рулем» за 1928 год было опубликовано стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ об одной мечте». Его герой мечтал выиграть автомобиль в лотерею, но прежде предлагал заняться строительством дорог. И Маяковский стал одним из первых в СССР частных автовладельцев, привезя из Франции Renault 6CL 4 cyl type NN для Лили Брик. Сам машину не водил, ездил с Лилей или профессиональными шоферами.

А о своей покупке поэт сообщил общественности в январе 1929 года со страниц «За рулем» в стихотворении «Ответ на будущие сплетни»:

Знаменитая «лесенка» Маяковского узнается даже без подписи автора. То, что он придумал ее ради больших гонораров (по рублю за строчку) – ложь, главными были ритм и смысл. Хотя зарабатывал хорошо: за Renault заплатил 20 000 франков, шоферам Афанасьеву и Гамазину платил по 350 рублей.

Но и это только самая малость из интересного, что можно рассказать о «За рулем». Весь 2023 год мы будем рассказывать об истории становления «За рулем». Продолжение следует…

  • Все публикации из цикла 95 лет «За рулем»
  • Архив журнала «За рулем»

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.

Желаем всем удачи!

Фото: За рулем, ТАСС, Ford, retromap.ru

Подпишитесь на «За рулем» в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *