поезд
Морфология: (нет) чего? по́езда, чему? по́езду, (вижу) что? по́езд, чем? по́ездом, о чём? о по́езде; мн. что? поезда́, (нет) чего? поездо́в, чему? поезда́м, (вижу) что? поезда́, чем? поезда́ми, о чём? о поезда́х
1. Поездом называется состав сцепленных железнодорожных вагонов, которые приводятся в движение паровой, тепловой или электрической энергией.
Скорый, фирменный поезд. | Туристский, пассажирский, товарный, почтовый поезд. | Сесть на поезд, в поезд. | Поезд тронулся, замедлил ход, сошёл с рельсов.
2. Поездом называется железнодорожный транспорт.
Ехать на поезде. | Приехать поездом. | Купить, взять билет на поезд.
3. Поездом называют железнодорожный маршрут, а также состав, который следует по определённому маршруту.
Пригородный поезд. | Поезд дальнего следования. | Расписание движения поездов. | Прибытие поезда.
4. Обратным поездом называют железнодорожный маршрут, который следует в направлении, противоположном основному.
Когда обратный поезд? — спросил Потапов.
5. Выражение поезд ушёл употребляется в том случае, если кто-либо не успевает отреагировать на что-либо, не делает чего-либо вовремя и т. п.
• поездно́й прил.
Поездной состав. | Поездное расписание. | Поездная бригада.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Значение слова «поезд»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- По́езд — в современном понятии это сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих (в том числе и российских) железных дорогах каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав (например, автомотрисы и дрезины несъёмного типа), отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы. Дисциплина, изучающая поезда и вопросы, связанные с их движением, называется тяга поездов.
- ПО’ЕЗД, а, мн. а́ (ы устар.), м.1. Железнодорожный состав, ряд сцепленных вагонов, приводимых в движение паровой или электрической тягой. Опоздать на п. Пассажирский п. Курьерский п. Товарный п. Скорый п. Расписание движения дачных поездов. Трамвайный п. Груженые хлебом прошли поезда. Маяковский. Каждый день бесчисленные железнодорожные поезды выбрасывают «гостей». Салтыков-Щедрин. 2. Ряд повозок, едущих друг за другом по одному пути (устар.). Свадебный п. (вереница экипажей с участниками свадебного обряда). На Руси на проселках пустынных много тянется по́ездов длинных. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
по́езд
1. ж.-д. состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном ◆ Каждый день бесчисленные железнодорожные по́езды выбрасывают «гостей». Салтыков-Щедрин, «За рубежом», 1880–1881 г. ◆ Дверь растворяется и через неё, с большой отчётливостью, открывается вид железнодорожной платформы: на первом плане — деревянная открытая галерея со столбиками, в которой находятся одетые по-зимнему разного рода люди, за платформой — поезд, передний конец которого с дымящимся локомотивом во главе виден в дверь значительно слева; за поездом — зимний пейзаж. В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях», 1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Прошёл товарный поезд в шестьдесят вагонов. Юрий Коваль, «Картофельная собака», 1972 г. (цитата из НКРЯ) 2. ж.-д. трамвайн. трамвайный вагон, сцепка вагонов, особенно система многих единиц, находящиеся в эксплуатации за пределами парковых и заводских путей ◆ Второй вагон поезда 5315-5344 был подсечён вагоном 1110 на стрелке на кольцо. 3. устар. ряд экипажей, повозок или саней, друг за другом по одному пути или в одном направлении ◆ На Руси на просёлках пустынных много тянется по́ездов длинных. Некрасов, «Балет» ◆ В феврале 1755 года к столице потянулся санный поезд — четырнадцать подвод, гружённых высокосортным орским камнем. В. Б. Семёнов, «Яшма» 4. рег. способ ловли рыбы кошельковой сетью, которую тянут за собою две идущие рядом лодки 5. рег. сеть, используемая при такой ловле
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- автомобильный поезд
- глайдерный поезд
- дачный поезд
- дембельский поезд
- курьерский поезд
- опоздать на поезд
- пассажирский поезд
- поезд дальнего следования
- поезд метро
- поезд ушёл
- пятьсот весёлый поезд
- расписание поездов (расписание движения поездов)
- санный поезд
- свадебный поезд
- сесть на поезд
- скорый поезд
- товарный поезд
- трамвайный поезд
- туристский поезд
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стабильно декоративный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Ассоциации к слову «поезд»
Синонимы к слову «поезд»
Предложения со словом «поезд»
- Тем временем поезд тронулся и уже успел выехать из здания космопорта под открытое небо.
Цитаты из русской классики со словом «поезд»
- На переездах встретили сперва поезд с партией японцев в арестантских вагонах, а затем санитарный поезд с нашими ранеными в тюренченском бою — их эвакуируют в Иркутск и Красноярск.
Сочетаемость слова «поезд»
- скорый поезд
пассажирский поезд
товарный поезд - поезд метро
поезд дальнего следования
поезд железной дороги - вагон поезда
до отхода поезда
отправление поезда - поезд тронулся
поезд остановился
поезд ушёл - сесть в поезд
ехать в поезде
выходить из поездов - (полная таблица сочетаемости)
Каким бывает «поезд»
Понятия со словом «поезд»
Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге. Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одном направлении (в РФ — 150 км). Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.
Пассажирский поезд — поезд, состоящий из пассажирских вагонов и служащий для перевозки людей и багажа. Несмотря на название, пассажирские поезда также могут перевозить и грузы. Так, согласно ПТЭ советских и российских железных дорог, пассажирский поезд может перевозить и почту. Наибольшее распространение пассажирские поезда получили во внутригородских (трамвай, метрополитен) и пригородных перевозках. В ряде стран поезда занимают значительный объём в междугородних пассажирских перевозках.
Грузовой поезд — группа грузовых вагонов во главе с локомотивом. Поезд предназначен для перевозки грузов. Устаревшее название — товарный поезд, в просторечии товарняк.
Поезда дальнего следования (ПДС) — в системе российских железных дорог (РЖД), категория пассажирских поездов (наравне с пригородными поездами, «электричками»). Категория определяется в зависимости от расстояния перевозки. В РФ «дальними» являются поезда, идущие на расстояние свыше 150 километров, до 2004 года под данное определение попадали поезда с длиной маршрута свыше 700 километров, поезда на расстояние от 150 до 700 километров считались местными.
Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах.
Афоризмы русских писателей со словом «поезд»
- А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.
1. Какие бывают поезда
Поезда — это наземный и подземный транспорт. Они передвигаются по железной дороге . Поезда бывают разные.
Товарные поезда перевозят разные грузы.
Рис. \(1\). Товарный поезд
Пригородные поезда и поезда дальнего следования перевозят пассажиров. На небольшие расстояния люди ездят на пригородных поездах — электричках .
Рис. \(2\). Электричка
Поезда дальнего следования перевозят пассажиров в далёкие города и страны. В таких поездах есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник , который обслуживает пассажиров.
Поезд
Поезд — сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, а также локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъёмного типа, отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы. На отечественной железной дороги требования к формированию, движению, приёму и отправлению, обслуживанию поездов установлены действующими Правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ). В соответствии с назначением (по т. н. старшинству) поезда делятся на внеочередные — восстановительные, пожарные, снегоочистители и др.; очередные — пасс, (скорые, дальние, местные и пригородные), почтово-багажные, воинские, грузопассажирские, людские и ускорительные грузовые, грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.
Поезда формируются главным образом на крупных станциях в соответствии с ПТЭ, графиком движения поездов и планом формирования поездов. Масса и длина грузовых поездов по направлениям и каждому участку устанавливаются по нормам в графике движения и плане формирования в зависимости от типа локомотива, профиля пути на участках и полезной длины приёмо-отправочных путей на станциях. Масса и длина поездов определяются по таблицам, утверждённым МПС и помещённым в расписаниях движения поезда Ср. масса грузовых поездов на отечественных железных дорог к началу 90-х гг. была более 3000 т, ср. число вагонов — более 50. Формируются также грузовые длинносоставные поезда, длина которых превышает макс, норму, установленные графиком движения; повыш. длины (350 осей и более); повышение массы (более 6 тыс. т); тяжеловесные, масса которых для соответствующей серии локомотива на 100 т и более превышает установл. графиком движения норму, а также соединённые поезда, составленные из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда. Из пассажирских вагонов также формируют длинносоставные, повыш. длины (20 вагонов и более) и соединённые поезда
В поезда не ставят следующие вагоны: технически неисправные, угрожающие безопасности движения; загруженные сверх грузоподъёмности и допускаемого МПС перегруза; с нарушениями технического условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе; имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезда, потерпевшем крушение; не имеющие трафарета, свидетельствующего об установлении виде ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях); с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не дано особых указаний; с незакрытыми бортами, люками, дверями, крышками загрузочно-выгрузочных устройств. В пасс, и почтово-багажные поезда не ставят вагоны с разрядными грузами (т. е. требующими соблюдения специальных условий и принятия мер предосторожности при перевозке и хранении), сжатыми и сжижающими газами и др. опасными, а также легкогорючими и зловонными грузами; с истекшими сроками периодического ремонта или единой технического ревизии, если нет соответствующей отсрочки; грузовые (за редкими исключениями).
Пассажирские поезда дальнего и местного сообщения формируют только из цельнометаллических вагонов. В исключит, случаях к пассажирские поездам дальнего сообщения допускается прицеплять не более одного, к поездам местного или пригородного сообщения — не более трёх, а к почтово-багажному — не более шести грузовых вагонов. Размещение вагонов в почтово-багажных поездах производится в порядке, установленном для пассажирских поездов, а в грузопассажирских — в порядке, установленном для грузовых поездов Порядок постановки в поезда вагонов с грузами, требующими особой осторожности, и спец. подвижного состава определён действующей Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах.
Все вагоны поезда включаются в автотормозную сеть. Перед рейсом производятся полное опробование автотормозов в поездах с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов всех вагонов, а также сокращённое опробование с проверкой действия тормоза хвостового вагона. После полного опробования автотормозов поездах осмотрщик вагонов вручает машинисту ведущего локомотива справку об обеспеченности поездов тормозами и их исправном состоянии.
Поезда обслуживается локомотивной бригадой, состоящей из машиниста и его помощника, а на паровозах — и кочегара. Пассажирские поезда, кроме того, обслуживается проводниками вагонов, а в необходимых случаях и др. работниками. Каждый поезд находится в распоряжении только машиниста ведущего локомотива. Движением поездов на участке (длиной в среднем 130—140 км) руководит только поездной диспетчер (см. Организация движения поездов). На станциях машинист ведущего локомотива поезда подчиняется указаниям дежурного по станции.
Действующие электровозы и тепловозы ставятся в голове поезда и управляются машинистом из передней кабины. Паровозы ставятся также в голове поезда При маневровых передвижениях управление локомотивом разрешается из любой кабины. Недействующие локомотивы ставятся в поезда вслед за ведущим локомотивом. Макс, допускаемые скорости движения поезда на отечественных железных дорог: пассажирских— 160 км/ч (на отд. участках — 200 км/ч и более), ускорении грузовых — 120 км/ч, грузовых — от 90 (гружёные) до 100 (порожние) км/ч. Каждому поезду присваивается номер: поезда одного направления имеют чётные номера, противоположного — нечётные.