Как управлять нивой 4х4
Перейти к содержимому

Как управлять нивой 4х4

  • автор:

Как управлять машиной на дороге в снегопад?

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

Не нашел подходящей темы. Все только снег на бездорожье. А здесь — только о дорогах.
И сразу подробная статья: http://www.aif.ru/dontknows/instruction/1083893.

Алексей aka ALER.

Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

сегодня я заметил, что ALER постепенно стал поддерживать езду на блокировке в сложных дорожных условиях.

Я всегда выступал за блокировку на скользких поверхностях

Алексей aka ALER.

Рег.: 01.04.2008
Сообщений: 1089
Откуда: г.Оса
Возраст: 53
Авто: 90-96г-2121; 1996-2019-21213, ныне ВАЗ-2131, 2019, сток. Корды 205/16-и511Ш.

Про блокировку. Третью зиму живу в деревне, каждое утро проезжаю полуторакилометровый участок неочищенной с ночи асфальтированной дороги. Обычно до меня проезжает не более 10 машин.

Если снега выпадет сантиметров 10 или больше получается довольно плотное и неоднородное снежное месиво. Если включить блокировку, при разгоне примерно до 40-50кмч машину начинает таскать вправо влево. Рыскания резкие и непредсказуемые, пока не снизишь скорость заставить ехать прямо не получается. До 60 кмч разогнаться не реально.
Если выключить блокировку, машина легко выравнивается, можно без проблем двигаться 70-80кмч.
На ледяной дороге, в том числе с намерзшими неровностями, при скорости до 100кмч, никакой разницы блок не блок по управляемости не заметил, но с блоком машина все равно тупит будто за хвост кто держит, наката тоже нет.

Лень — двигатель прогресса
Администратор

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4020 / 23171
Откуда: Москва
Возраст: 70
Авто: 21214M, 2013 гв.

На ледяной дороге, в том числе с намерзшими неровностями, при скорости до 100кмч
Адекватна ли скорость для такой дороги? Как ты сам считаешь?

Алексей aka ALER.

Рег.: 01.04.2008
Сообщений: 1089
Откуда: г.Оса
Возраст: 53
Авто: 90-96г-2121; 1996-2019-21213, ныне ВАЗ-2131, 2019, сток. Корды 205/16-и511Ш.

ALER 100 км/ч я только пробовал, на пустой дороге, специально проверить как будет с блокировкой и без. Надо сказать шипованная и-511 справляется с такими условиями прекрасно, без намека на потерю управляемости.
Вообще езжу по такой дороге не более 90, с учетом вранья спидометра это около 85. Если на дороге есть другие машины, по обстановке еще тише.
ПС. В общем пробовал-пробовал я блокировку и решил что лучше без нее. Включаю в говнах-снегах, бывает в каше городской иногда, что бы повернуть побыстрее.

Лень — двигатель прогресса

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Сколько людей — столько и мнений, порой противоположных. Сделал вывод, что добро/зло включения блокировки на зимней дороге — зависит от манеры вождения конкретного водителя, его навыков, опыта, климата в его регионе, состояния дорог по которым он ездит в 90% случаев.
Ну что ж, будем набивать шишки сами!

Рег.: 30.03.2008
Тем / Сообщений: 17 / 3390
Откуда: Сургут
Возраст: 38
Авто: ВАЗ 21310i 2012г октябрь

с блокировкой устойчивее курсовая устойчивость ))
но если занесет, ой не завидую! вывести из заноса сложнее.

Пробег 135200 км

Рег.: 01.04.2008
Сообщений: 1089
Откуда: г.Оса
Возраст: 53
Авто: 90-96г-2121; 1996-2019-21213, ныне ВАЗ-2131, 2019, сток. Корды 205/16-и511Ш.

но если занесет, ой не завидую! вывести из заноса сложнее

+1. Пробовал на извилистой дороге на небольших скоростях, до 40-50кмч.
Без блокировки занос более предсказуем, прощает запаздывание с рулежкой, для выравнивания надо просто сбросить газ, причем это работает и на большой скорости. При желании можно немного поскользить двумя осями в повороте, но долго двигаться в управляемом заносе не получается.
С блокировкой занос более неожиданный, резкий и глубокий, для выравнивания нужны мгновенные действия рулем и правильные газом. На большой скорости даже не пробовал и не собираюсь, ну ее нафиг.
Блокировка помогает более безопасно выходить из ледяной колеи внатяг, позволяет ехать в управляемом заносе.

Лень — двигатель прогресса

Рег.: 19.03.2010
Сообщений: 36
Откуда: Сыктывкар
Возраст: 58
Авто: Toyota 4runner 215, Toyota 4runner 130 33″ BFG MT

Блокировка межосевого дифференциала — вещь весьма двойственная.

ALER прав указывая на более стабильное поведение на скользком покрытии ( укатанный снег, лёд). Сам я давно на Ниве езжу, но сошлюсь на опыт тойоты. Выпуская крузеры 80-й и 100-й серии (речь только про фуллтайм), тойота столкнулась с повышением аварийности у средних пользователей на скользкой дороге, по сравнению с парттаймом (при любом режиме). Открытый и симметричный межосевой дифф, начиная с определённого угла заноса помогает углубить занос. Заблокированный межосевой — сам «выпрямляет» траекторию, уравнивая скорости вращения передней и задней осей равная скорость осей предполагает прямолинейное движение.
Так что же сделала проклятая тойота ? Она во первых на всей линейке СУВ поставила самоблокирующийся межосевой дифф, а во-вторых — сделала межосевой дифф не симметричным. Аварийность, естественно, пошла на убыль.

Касательно Нивы в снегопад: если высота снежного покрова на дороге больше 50 мм, то водителю с любой квалификацией — безопаснее не блокировать дифф. Если укатанный снег, лёд, то водителю с малой и средней квалификацией — блокировка и на длинной ниве и на короткой — несомненное благо. Речь идёт о квалификации вождения на льду и снежном накате, редко встречающемся везде, кроме северных регионов.

Для водителя с высокой квалификацией — советы просто не требуются. Он сам знает когда стоит блокировать межосевой и самое главное, понимает — какие особенности управления даёт блокировка на любой скорости и на любой поверхности. Лично я на ледяной дороге, если спешу — на короткой поеду без блокированного Диффа, а на длинной — заблокирую. Как узнать высокая у тебя квалификация на снегу и льду или средняя: на закрытой для других машин ровной и гладкой площадке конусами обозначается коридор шириной 8-10 метров, длина площадки не менее 200 метров. Задача — разворот на 180 и на 360 градусов на ходу в заносе в границах обозначенного коридора. Самая удобная скорость на летней резине для выполнения этого упражнения — 40-60 км/ч. На шипованной резине упражнение может быть невыполнимо! Велосипедные шипы на резине типа К182А — не мешают выполнению. Укладывайтесь в коридор — замечательно, ваша самооценка позволит ездить неспеша и безопасно для всех участников. Не укладывайтесь — рекомендую на льду и укатанном снежном покрытии — блокировать дифференциал и не превышать разрешённую ПДД скорость ( для гололёда 60 и 90 — совершенно разумные ограничения) . За счёт принудительного уравнивания скорости вращения осей при заблокированном Диффе машину в занос отправить гораздо труднее (повороты — исключение — ибо на них требуется меньшая скорость вращения на задней оси) . Лично я на заблокированном Диффе вышеописанное упражнение выполнить не могу.

Ещё одна рекомендация — научится не боятся небольших заносов — сносов на любой разумной и безопасной скорости. Безопасная скорость в снегопад ограничивается видимостью и ПДД. Не можете остановиться в пределах видимости — Ваша скорость не безопасна! Именно нарушение этого предельно простого правила вызывает массовые Столкновения с десятками участников. Кстати на севере — этот бардачек встречается крайне редко даже на дорогах с весьма интенсивным движением. Разумная скорость — та которая не позволяет создавать угрозу иным участникам движения — и тем, которые едут в общем потоке, и тем, кого обгоняете , и кто вас обгоняет.
Как научиться не бояться: при отсутствии иных участников движения — сознательно провоцировать заносы, сносы и выходить из них. Для этого — короткая Нива — самый удобный автомобиль для тренировки

gumanum erera est

Рег.: 27.10.2011
Тем / Сообщений: 27 / 2514
Откуда: Москва, р-н Сокол
Возраст: 55
Авто: НАДЕЖДА 2120-41 2001 г.в., 1,8 ; JAC Rein

Рулевое упр. НИВА и Лада 4х4

Рулевое управление ВАЗ 21213 «Нива» – с механической связью, без усилителя. Рулевой механизм – глобоидальный червяк – двухгребневой ролик, передаточное число редуктора – 16,4.
Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков. Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике – правая резьба, на наружном – левая. На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги может увеличиваться или уменьшаться, что нужно для регулировки схождения колес. Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами.

На некоторых модификациях а/м ВАЗ 21214 «Нива» и на а/м «Лада 4х4» применяется рулевое управление с гидроусилителем. В состав подобного рулевого управления входят: рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка» со встроенным гидроусилителем, масляный насос лопастного типа, бак масляный и шланги высокого и низкого давления.

Схема рулевого привода а/м ВАЗ 21213, 21214 и 2131 (без ГУР)

Схема рулевого привода а/м ВАЗ 21214 ( с ГУР) и «Лада 4х4»

Ползунки управления отопителем

ВАЗ 21213 «Тайга», 98 г.в.
В середине панели имеем блок управления отоплением/вентиляцией? Не знаю как правильно назвать.

Там три полозка:
1. Верхний, справа помечен красным треугольником
2. Средний, слева и справа стертые значки, толком не понять.
3. Нижний, справа помечен синим треуголником.

Вопросы:
1. Какой за что отвечает? Ну например что надо выставить чтобы стало теплей или наоборот прохладней? Чем регулировать тепло зимой и наоборот прохладный воздух летом? Есть возможность выбирать откуда будет браться воздух — с улицы, салона или и там и там?

2. Внизу есть какая то дверца из которой, если включить вентилятор печки начинает дуть в ноги — ее как то можно закрыть? Защелки я там не нашел, а она постоянно открывается.

3. По бокам бортов машины есть воздухозаборники — куда они гонят воздух? Зачем на них одевают пластиковые «забрала-накладки» — для интерьеру или есть в этом толк? Перекрываются ли они, или зимой туда будет идти холодный воздух?

Рег.: 10.03.2005
Тем / Сообщений: 5 / 548
Откуда: Тамбов (68rus)
Возраст: 48
Авто: Nissan Pathfinder 2.5D 2013

По полозкам:
1. Открыть/закрыть кран отопителя. В сторону треугольника «открыто».
2. Не знаю, у меня 2121 с двумя полозками.
3. Открыть/закрыть заслонку воздухопритока печки. В сторону треугольника «открыто».

Добавлено спустя 2 минуты 49 секунд:

А по бокам не воздухозаборники, а, наоборот, вытяжка. Работает отвратительно.

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 9 / 976
Откуда: Санкт-петербург Коломяги
Возраст: 53
Авто: 214 май 11, А6″авант» 12 и «Калина» 2008

1. Вправо открыть кран отопителя влево закрыть перемещением по всей длине увеличиваем или уменьшаем поток тосола проходящий через радиатор отопителя
2. Вправо воздух пойдет на лобовое стекло влево в ноги и боковые воздуходувы
3. Количество поступаемого воздуха снаружи вправо откр. полностью влево закрыт
Тоже надо делать с этой заслонкой надо наверное защелку какую нибудь поставить или вообще саморезом закрепить намертво

А у меня все супер, и даже лучше что можно пожелать

Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 26 / 237
Откуда: Москва
Возраст: 67
Авто: 21214i 2001г

Средняя это поток верх-низ (вправо вверх)
Нижняя — добавить воздуха (у меня всегда стоит в крайнем правом)

«Тебе, дружок, и горький хрен — малина, А мне и бланманже — полынь!»

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51708

Про три полозка:
1. Верхний (красный) управляет краном отопителя салона — регулирует температуру в салоне. При перекрытом кране ОЖ в радиатор отопителя не поступает и в салон поступает холодный воздух. Открываешь — воздух нагревается.
2. Средний рычаг перераспределяет поток воздуха: в правом положении — на сопла обдува лобовухи и в ноги, в левом — на боковые стёкла дверей (отверстия по краям торпеды). Эта система в штатном виде работает плохо- из боковых отверстий дует только при включённом на полную катушку вентиляторе.
3. Нижний рычаг регулирует величину потока воздуха — в левом положении заслонка закрыта и воздух из КВП в салон не поступает, в правом — заслонка открыта, поток максимален.

Снизу дверца регулирует поток воздуха на ноги — поднимаешь ее и весь поток идёт на лобовуху, опускаешь — идёт на лобовуху и в ноги. Защёлки там действительно нормальной нет, в закрытом положении не держится (у меня так)

По бортам машины сзади — отверстия для отсоса воздуха из салона при движении. Приток идёт через отверстия на капоте и КВП, отток — через задние. Накладки на задние отверстия — ИМХО понты.

Особенности езды на Ниве! Ошибки новичка

Доброго всем дня!
Пошел второй год как я являюсь владельцем этого прекрасного, легендарного, легкого внедорожника и за это время у меня сложились кое какие впечатления от машины! Писать прописные, всем известные, истины не стану, дабы не утомлять своего читателя, скажу лишь, что НИВА, есть Нива! Все минусы и плюсы ее описаны тысячи раз до меня, и столько же будут еще описаны после. Я же хотел затронуть лишь небольшой аспект, связанный с приобретением и первыми выездами на этом автомобиле в ее родную стихию, впервые. Согласитесь, новичок, впервые севший за руль этой машины испытывает, мягко говоря, противоречивые чувства! С одной стороны это далеко не комфортная машина, особенно если до нивы у тебя было что-то из категории «легковой иностранный автомобиль», но с другой стороны поражает его проходимость. Ты в буквальном смысле начинаешь ездить там, где раньше и подумать не мог, что сможешь здесь проехать.

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

Чертовски знакомое чувство, выстраданное на себе. Далее постараюсь опираться на свои собственные ощущения.
По городу машина меня разочаровала сразу: динамики ноль, комфорта ноль, экономичности… Знаете цифру! Не скрою, первые 2 недели я откровенно жалел, что решил взять себе ниву. Я ни раз задавался вопросом: «зачем»? Зачем я ее взял?
Но ситуации быстро изменилась тогда, когда я съехал с асфальта! Во-от, тут мы, наконец, подбираемся к сути владения этим авто! Здесь, опять же без лишнего пафоса, отмечу, что я был приятно поражен, ибо машина ожила и преобразилась! По пути следования попадались такие места, что глаза не верили, руки не желали слушаться, а нива героически, а порой и вовсе играючи, преодолевала все тяготы российского бездорожья! Сказать, что я был поражен ее проходимости, значит ничего не сказать! Я был сражен ее внедорожным стойким нравом, и я очень быстро полюбил эту машину!

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DФото в бортжурнале Lada 4x4 3D

Опять же не стану описывать свои ощущения от первых поездок на природу, скажу лишь что они очень похожи на ощущения других, тысячи раз описанных.
Сегодня я хочу поговорить не об этом. Я хочу затронуть такую важную проблему, как «Новичок за рулем нивы — мифы и реальность»!
Повторюсь — ЭТО ЛИШЬ МОЕ МНЕНИЕ, основанное на практике владения нивой! Но, надеюсь, этот опыт поможет новичкам лучше понять данный автомобиль и не совершить классических ошибок, с которыми сталкиваются почти все новички, пересевшие на Ниву.
Итак поехали:
Ошибка № 1, на мой взгляд самая основная, ибо все остальные ошибки, так или иначе произрастают из нее. «Я на ниве, а значит я на танке»!
В корне неверное суждение, которое влечет за собой глубокую засаду и кучу проблем. А если учесть, что новичок, впервые засадивший ниву «по самое не балуйся», не имеет опыта вызволения машины из этой засады, проблема приобретает катастрофические масштабы, решить которые, самостоятельно, без посторонней помощи, новичок не может.
Нива — это легковой автомобиль повышенной проходимости, а не танк! Танки оставим нашей доблестной армии, а у нас автомобиль с базой 4х4. Как автомобиль повышенной проходимости, нива отрабатывает на 120%, как танк, лишь процентов на 30! А посему сравнивать эти два явления не будем, будем учиться ездить на ниве.
Отсюда вывод: нива не танк, ее можно засадить и на вполне «мирной» средней грязи, а посему ездить на ней надо учиться! Причем ездить на первых порах очень осторожно, без фанатизма и желания «счас я всем покажу»!
Мой совет, начинайте ездить на ниве осторожно, аккуратно, с понимаем того, что происходит, когда вы на ней двигаетесь по грязи. Грязевые ванны надо принимать дозировано, от откровенных «лайт-покатушек», там, где пройдет почти любой автомобиль, постепенно переходя к более сложным условиям. Боже упаси вам сразу кидаться в топи болот или УАЗовскую колею после проливных дождей. В общем грязевые процедуры надо принимать дозировано, по нарастающей.
Бездорожье явление коварное, оно не терпит суеты и понтов!

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

Ошибка № 2 «У меня 15 лет водительского стажа, за рулем я бог»!
Нива, как и любой внедорожник, машина специфическая и чтобы на ней ездить свободно одного водительского стажа маловато! В городе — да, никаких проблем, кроме того, что привыкнуть надо к не совсем удобной посадке в машине, на бездорожье — нет. Попав впервые на бездорожье (естественно речь идет о грязи или глубоком снеге, а не об укатанной проселочной дорожке в жаркий месяц), забудьте о своем водительском стаже — ездить на ниве в ее родной стихии придется учиться за ново! Думаю многие ниваводы со мной согласятся, что большой водительский стаж на легковой машине, может сыграть злую шутку с новоиспеченным водителем нивы. Легковая машина и нива ведут себя кардинально по разному на бездорожье, отсюда следующий совет: забудьте про свой опыт езды на легковой машине и учитесь ездить заново на ниве.
Внедорожники, равно как и езда по серьезному бездорожью, кардинально отличается от езды на легковой машине. Здесь надо быть готовым к тому, что придется учиться ездить заново, понимать это и, самое главное, принимать. Не бойтесь учиться, задавать вопросы бывалым, интересоваться, читать литературу. В общем надо учиться ездить.

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3D

Ошибка № 3. «Я на ниве, а значит лопата мне не нужна»!
Скажу сразу безапелляционно — это чушь, причем чушь опасная! Нива и лопата, это как правая и левая рука, в тандеме работают увереннее и проще! Без одной руки прожить можно, хоть без правой, хоть без левой, но намного сложнее, чем когда есть обе. Нива не панацея от бездорожья, засадить ее так же можно, и если это произошло, то лопата вам в помощь! Застряв на ниве, без лопаты в багажнике — первое о чем подумаете «Какого черта я лопату не взял»? Знаете какого черта вы ее не взяли? Потому что совершили классическую ошибку номер 3. Запомните: поехал на ниве на природу, лопата должна быть в багажнике!
В идеале, конечно, одной лопатой не обойтись, вы очень быстро поймете, что помимо лопаты хорошо бы иметь много чего в багажнике, но до этого вы сами дойдете! Но лопату обязательно! Застрянете — лопата вам в помощь! В 85% случаев ниву можно откопать и выехать самостоятельно из засады.

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DФото в бортжурнале Lada 4x4 3D

Ошибка № 4. «А что б не подурачиться, ведь я уже научился ездить на ниве»!
Классика жанра! Новичок поездил на ниве с полгода, преодолел с десяток несложных луж и легкую топь, взобрался на парочку склонов после дождя и уже решил, что он матерый джипер! Сразу появляется ложное и очень опасное ощущение мастерства езды по бездорожью, которое, неизбежно, приводит к такой жуткой засаде, что лопатой уже точно не обойдешься. Тут очень наглядно срабатывает старая добрая поговорка: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором»! Помните про ошибку №1 и № 2? Здесь они срабатывают обе. Вы не на танке, и вы не бог бездорожья — будьте предельно осторожны. Эти желания, этот «дьявол на плече», что подговаривает подурачиться в серьезной грязи, на 11 по счету выезде на ниве, он слиняет в первую же очередь, как только вы засадите ниву в топь. Откапывать придется вам, он может подговорить вас на подвиг, помогать же он точно не станет.
Не дурачьтесь, за зря, во всем подходите с головой!
Ошибка № 5. Езда зимой.
99% новичков, сев за руль нивы, ошибочно полагает, что полный привод дает им СУЩЕСТВЕННОЕ преимущество зимой. Это и Да и Нет одновременно. Если рассматривать езду по снегу, по глубокому снегу, по снежной каше — несомненно, нива даст ощущение вседозволенности в городе. Но, если по льду, то полный привод, короткая база и высота машины, здесь сыграют с вами злую шутку. Ниву коротыш болтает в колее, как г.но в проруби. Меня однажды, развернуло на 180 градусов в колее на скорости 40 км/ч. Нива коротыш очень не любит лед и колею — будьте осторожны! Если заносит передний привод — добавляем газу и крутим руль в сторону заноса. Если заносит задний привод, скидываем газ и подруливаем в сторону заноса. Если заносит полный привод — молимся! Ибо не тот ни другой способ не подойдет. Есть техника вытаскивания нивы из заноса, но объяснить как это сделать не смогу. Надо пробовать самому и на лично опыте познавать эту науку.
В общем и целом — на ниве зимой мы доминируем, но делаем сие с головой! В противном случае канава ваша конечная точка маршрута.

Фото в бортжурнале Lada 4x4 3DФото в бортжурнале Lada 4x4 3D

Есть и другие ошибки, но я пока с ними не столкнулся сам, поэтому умничать не стану. Все что я описал выше, основано сугубо на личном опыте и личных ошибках. Надеюсь мои советы помогут новоиспеченным владельцам чудо-техники под названием Нива!
Напоследок небольшой совет: по возможности, если есть с кем, старайтесь ездить в 2 нивы. Если кто-то из вас застрянет, второй вытащит. Это сэкономит кучу времени и сил.
Всем удачи на любых дорогах!
P.S. Да простят меня те, чьи фотки я выложил здесь! Все фото были взяты с просторов интернета, для наглядности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *