Что такое правила дорожного движения
Перейти к содержимому

Что такое правила дорожного движения

  • автор:

Что такое правила дорожного движения

Постановлением Совета Министров —

Правительства Российской Федерации

от 23 октября 1993 г. N 1090

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3,

от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67,

от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595,

от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84,

от 19.04.2008 N 287, от 29.12.2008 N 1041, от 10.05.2010 N 316,

от 06.10.2011 N 824, от 23.12.2011 N 1113, от 28.03.2012 N 254,

от 12.11.2012 N 1156, от 21.01.2013 N 20, от 30.01.2013 N 64,

от 05.06.2013 N 476, от 23.07.2013 N 621, от 04.10.2013 N 881,

от 17.12.2013 N 1176, от 22.03.2014 N 221, от 17.05.2014 N 455,

от 30.07.2014 N 714, от 06.09.2014 N 907, от 24.10.2014 N 1097,

от 14.11.2014 N 1197, от 19.12.2014 N 1423, от 02.04.2015 N 315,

от 30.06.2015 N 652, от 02.11.2015 N 1184, от 21.01.2016 N 23,

от 30.05.2016 N 477, от 20.07.2016 N 700, от 23.07.2016 N 715,

от 10.09.2016 N 904, от 24.03.2017 N 333, от 28.06.2017 N 761,

от 12.07.2017 N 832, от 20.10.2017 N 1276, от 26.10.2017 N 1300,

от 12.12.2017 N 1524, от 23.12.2017 N 1621, от 13.02.2018 N 156,

от 30.05.2018 N 618, от 27.08.2018 N 995, от 24.11.2018 N 1414,

от 04.12.2018 N 1478, от 20.12.2019 N 1733, от 20.12.2019 N 1734,

от 21.12.2019 N 1747, от 26.03.2020 N 341, от 21.12.2020 N 2200,

от 31.12.2020 N 2441, от 06.10.2022 N 1769, от 24.10.2022 N 1888,

с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ

от 29.09.2011 N ГКПИ11-610)

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие обязанности водителей
  • 3. Применение специальных сигналов
  • 4. Обязанности пешеходов
  • 5. Обязанности пассажиров
  • 6. Сигналы светофора и регулировщика
  • 7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  • 8. Начало движения, маневрирование
  • 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
  • 10. Скорость движения
  • 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
  • 12. Остановка и стоянка
  • 13. Проезд перекрестков
  • 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
  • 15. Движение через железнодорожные пути
  • 16. Движение по автомагистралям
  • 17. Движение в жилых зонах
  • 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
  • 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
  • 20. Буксировка механических транспортных средств
  • 21. Учебная езда
  • 22. Перевозка людей
  • 23. Перевозка грузов
  • 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности
  • 25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
  • 26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха
  • Приложение 1. Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2019 и ГОСТу Р 52290-2004)
  • Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики (по ГОСТу Р 51256-2018 и ГОСТу Р 52289-2019)
  • Приложение N 3. Особенности организации дорожного движения в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. — Утратило силу

Правила дорожного движения

Дорожные знаки «Парковка для инвалидов», «Одностороннее движение», «Способ постановки транспортного средства на стоянку» и «Пешеходный переход» на одной из улиц Москвы. 2021

Пра́вила доро́жного движе́ния (ПДД), основной нормативный правовой акт , устанавливающий единый порядок дорожного движения на всей территории государства , права и обязанности участников дорожного движения в целях обеспечения порядка и безопасности движения. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях ПДД и не противоречить им.

Историческая справка

Первые попытки правового регулирования дорожного движения в России относятся к 17–18 вв. Так, с 1784 г. стали действовать правила под названием «Извозчичий билет». Документ содержал 28 пунктов и являлся нормативным актом в области дорожного движения. Правила содержали рекомендации для движения по улице, по проезду перекрёстков, мостов ( Косинский. 2011. С. 118).

В РСФСР первые ПДД были утверждены в 1920 г. Декретом СНК РСФСР «Об автодвижении по городу Москве и её окрестностям (правила)» . В 1927 и 1937 гг. в Советском Союзе принимались стандарты дорожных знаков.

Первые единые для всей территории Советского Союза ПДД были утверждены приказом МВД СССР от 11 января 1960 г. № 25 «Правила дорожного движения по улицам и городам Союза ССР».

Правовое регулирование правил дорожного движения в России

В Российской Федерации действующие ПДД утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).

Предметом правового регулирования ПДД является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах обустроенных или приспособленных и используемых для движения транспортных средств полос земли либо поверхностей искусственных сооружений ( Слышалов. 2011. С. 21–24).

ПДД регламентируют права и обязанности участников дорожного движения ; порядок расположения транспортных средств на проезжей части; маневрирование, обгон, опережение, встречный разъезд, остановку и стоянку; перевозку людей и грузов; применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки; проезд перекрёстков, железнодорожных переездов; движение по автомагистралям, в жилых зонах; разрешённую для автомагистралей и населённых пунктов безопасную скорость движения и др.

Важную часть ПДД составляет перечень технических требований, которым должны отвечать транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, а также требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, к прогону животных.

Сущность указанных видов ответственности заключается в следующем. Дисциплинарная ответственность может быть наложена только на водителей как участников дорожного движения, являющихся работниками транспортных организаций, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность возникает в случае, если в результате нарушения Правил третьим лицам был причинён вред жизни, здоровью или имуществу (включая моральный вред ), и выражается в денежном возмещении причинённого вреда.

Административная и уголовная ответственность наступают за нарушение предусмотренных КоАП РФ и УК РФ составов административных правонарушений и преступлений .

Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возложена на Министерство внутренних дел РФ и выполняется Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России. Указанная государственная функция осуществляется на основе административного регламента МВД России, утверждённого Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664.

Правовое регулирование правил дорожного движения в зарубежных государствах

В иностранных государствах, так же как и в России, действуют национальные ПДД. Однако если в России Правила имеют правовую форму постановления Правительства РФ , то за рубежом принимаются законы о дорожном движении, в том числе имеющие кодифицированный характер, и иные нормативные правовые акты.

В США в каждом штате действует собственный закон, регулирующий дорожное движение. Например, в штате Нью-Йорк принят Закон о транспортных средствах и дорожном движении ( New York Laws ). Вместе с тем в качестве национального стандарта регулирования дорожного движения Федеральным агентством автомобильных дорог США опубликовано «Руководство о методах регулирования дорожного движения» ( The Manual on Uniform Traffic Control Devices ). Целью данного документа является обеспечение единообразия устройств управления дорожным движением, включая знаки, сигналы и дорожную разметку, повышение безопасности и эффективности дорожного движения на улицах и автомагистралях ( Официальный сайт The Manual on Uniform Traffic Control Devices ).

Законы (кодексы) о дорожном движении также приняты в Австрии ( Bundesrecht konsolidiert ), Португалии ( Republicação do Código da Estrada. 1994), Бразилии ( Código de Trânsito Brasileiro. 1997), Германии ( Straßenverkehrs-Ordnung. 2013) и других государствах.

Международно-правовое регулирование правил дорожного движения

Первые унифицированные международные дорожные знаки. Иллюстрация из «Сборника действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами». Выпуск 3. Москва, 1927

Первые унифицированные международные дорожные знаки. Иллюстрация из «Сборника действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами». Выпуск 3. Москва, 1927. С. 276. Первые унифицированные международные дорожные знаки. Иллюстрация из «Сборника действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами». Выпуск 3. Москва, 1927. С. 276. На международном уровне первая попытка юридической регламентации правил международного передвижения автомобилей была предпринята в 1909 г. С 5 по 11 октября 1909 г. в Париже проходила международная конференция, участие в которой приняли многие европейские государства, в том числе и Российская империя. Итогом работы стало принятие Международной Конвенции относительно передвижения автомобилей . Данный документ впервые устанавливал условия допуска автомобилей к передвижению по общественным дорогам, условия допуска лиц к управлению автомобилем, выдачу международных дорожных свидетельств, ввёл 4 дорожных знака.

С целью обсуждения изменений, подлежащих внесению в Конвенцию относительно передвижения автомобилей, в апреле 1926 г. в Париже была организована новая конференция. 24 апреля 1926 г. была принята Международная конвенция относительно автомобильного движения . Обновлённая конвенция более подробно регламентировала технические требования к допуску автомобилей к движению, подготовке водителей автомобилей, заменила круглую форму дорожных знаков на треугольную и ввела два новых дорожных знака.

Несмотря на принятие новой конвенции, между государствами отсутствовала стандартизация дорожных знаков по цветам, которые варьировались от тёмных на светлом фоне до светлых на тёмном фоне. Для разрешения данного вопроса 30 марта 1931 г. в Женеве была подписана Конвенция об унификации дорожной сигнализации , которая установила 26 дорожных знаков ( Ясникова. 2022. С. 59–60).

19 сентября 1949 г. в Женеве на Конференции ООН по дорожному движению была подписана Международная Конвенция о дорожном движении , которая отменила и заменила в отношениях между договаривающимися сторонами Международную конвенцию относительно автомобильного движения 1926 г. (ст. 30 Конвенции 1949), а также Протокол о дорожных знаках и сигналах .

Следующим этапом в становлении основ международно-правового регулирования отношений в области дорожного движения стало подписание в Вене 8 ноября 1968 г. Конвенции о дорожном движении , а также Конвенции о дорожных знаках и сигналах . Указанные международные договоры отменили и заменили ранее принятую Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 г. (ст. 48 Конвенции о дорожном движении 1968).

На 14 марта 2023 г. сторонами Конвенции о дорожном движении являются 88 государств. Союз ССР Указом Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII ратифицировал Конвенцию о дорожном движении с оговоркой и заявлениями. Российская Федерация как правопреемник СССР стала участницей данного соглашения.

Основной целью принятия Конвенции о дорожном движении стало упорядочение международного дорожного движения и повышение безопасности на дорогах путём принятия единообразных правил движения (преамбула конвенции). Согласно подпункту «а» п. 1 ст. 3 Конвенции о дорожном движении государства-участники должны принимать необходимые меры для того, чтобы действующие на их территории ПДД соответствовали положениям главы II.

Таким образом, ПДД, принятые в том или ином государстве, участвующем в Конвенции о дорожном движении, должны быть стандартизированы и унифицированы в соответствии с положениями главы II.

Тем не менее в правовом регулировании правил дорожного движения разных государств существуют отличия в следующих аспектах:

  • ограничение скоростного режима;
  • требования к максимально допустимому уровню алкоголя в крови;
  • требования к использованию мобильных телефонов в процессе управления транспортным средством;
  • требования к использованию ближнего света в дневное время;
  • требования к перевозке в транспортном средстве детей и др. ( Нгуен Тхи Тху Хоай. 2019. С. 23).

Например, согласно п. 10.2. ПДД России максимальная скорость движения в населённых пунктах – 60 км/ч. В свою очередь в Австрии установлено правило, в соответствии с которым водитель транспортного средства не может двигаться со скоростью более 50 км/ч в населённых пунктах [п. 2 § 20 Закона о дорожном движении 1960 г. (Bundesrecht konsolidiert)].

Основополагающим различием в правилах дорожного движения того или иного государства остаётся порядок такого движения. Так, в Великобритании, Австралии, Японии, Индии и некоторых других странах установлено левостороннее движение, а в России, США, Бразилии – правостороннее.

Поскольку правила дорожного движения являются основополагающим, главным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в сфере дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения выступает в качестве цели, обусловливающей необходимость не только установления правил дорожного движения в конкретном государстве, но и их унификации на международном уровне.

Опубликовано 11 мая 2023 г. в 15:46 (GMT+3). Последнее обновление 11 мая 2023 г. в 15:46 (GMT+3). Обратная связь

Информация

Дорожные знаки «Парковка для инвалидов», «Одностороннее движение», «Способ постановки транспортного средства на стоянку» и «Пешеходный переход» на одной из улиц Москвы. 2021

Области знаний: Административное право, Права, свободы и обязанности человека и гражданина, Правовое регулирование личной, общественной и государственной безопасности

  • Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198,
    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2022 года.
    ISSN: 2949-2076
  • Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
    Главный редактор: Кравец С. Л.
    Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
    Эл. почта редакции: secretar@greatbook.ru
  • © АНО БРЭ, 2022 — 2023. Все права защищены.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.

ПДД 2023 России

1.1. Настоящие Правила дорожного движения 2023 года** устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации(РФ). Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.** В дальнейшем — Правила.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

— дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

— механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

— лицо, управляющее велосипедом.

— конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1 .

— лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

— прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

— транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

— дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

— внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

— обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

— совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

— событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

— пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

— транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

— транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

— двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

— двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

— застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26 .

— видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

— опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

— педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

— лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

— видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

— ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

— вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

— движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

— перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

— группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

— обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

— преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

— элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

— элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.

— специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

— лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

— место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

— выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

— лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

— территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

— конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7 .

— участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3 ** и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

— любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

— право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

— неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

— территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами ПДД 2023/2024.

— транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

— элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

— элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2 , разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

— масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

— лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения 2023, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и(или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

— транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

— преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

— промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

— устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

— элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

— требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

— лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

— специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

— транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

1.6. Лица, нарушившие Правила 2023/2024, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

экзамен пдд 2023 на телефон

© ПДД24 2011-2023 info@pdd24.com — Мы, разработчики, читаем все письма. Замечания, критика, недовольства, эмоции ), идеи — приветствуются.

Правила дорожного движения для детей

Правила дорожного движения для детей

Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД) – это необходимая составляющая воспитания подрастающего поколения. Количество машин на улицах нашей страны только растёт, увеличивается плотность транспортных потоков, количество пробок и дорожно-транспортных происшествий. Поэтому ребёнок как можно раньше должен знакомиться с правилами безопасного поведения на улицах.

Первые знания дают родители. Специалисты рекомендуют объяснять малышам всё, во что они вовлечены, начиная с года. Сажаете ребёнка в машину – объясните, почему дети должны ездить пристёгнутыми в специальном кресле. Переходите дорогу – расскажите, почему надо переходить дорогу на зелёный свет. И всегда помните, что лучший способ обучения – собственный пример.

2. Обучение детей ПДД. Рекомендации для родителей

Никакое обучение в детском саду и школе не заменит того, что идёт от семьи. Если в детском саду учат, что пересекать проездную часть можно только на зелёный, а родители с ребёнком постоянно торопятся переходить на красный или жёлтый, когда транспорт не до конца встал, то толку от слов воспитателей будет мало. Ребёнок возьмёт модель поведения от родителей, потому что они являются главным авторитетом и закладывают шаблоны нормы на многие годы вперёд. Учите детей дисциплинированному поведению своим примером!

1. Покажите ребёнку, что проезжая часть для машин, а тротуары для пешеходов. Пешеходы должны ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

2. При движении по тротуару взрослый должен находиться со стороны проезжей части. А при приближении к открытой дороге ребёнок должен взять за руку взрослого.

3. Малыши должны усвоить, что выбегать на дорогу нельзя! Даже если укатился мячик или увидели там котёнка. Также детям следует напоминать, что езда на велосипеде возможна только во дворе, по специальным дорожкам или по тротуарам.

4. Расскажите малышу о пешеходном переходе, наземных и подземных переходах, почему надо пользоваться ими, а не перебегать дорогу, где удобно.

5. Что такое светофор? Чем отличаются транспортный светофор и светофор для пешеходов? Если есть кнопка включения пешеходного светофора, покажите её ребёнку и расскажите, как ею пользоваться.

6. Готовясь перейти дорогу, остановитесь и посмотрите по сторонам: сначала налево, потом направо. Каждый раз выполняя это действие с ребёнком, вы закладываете глубинные паттерны поведения, которые он потом будет воспроизводить автоматически.

7. Выходя на проезжую часть, убирайте телефоны, снимайте наушники и прекращайте оживлённую беседу. Ребёнок должен усвоить, что на дороге надо быть собранным и внимательным.

8. Не стоит спешить при переходе дороги. Всегда идите размеренным шагом. При суете внимание рассеивается, и шанс не заметить опасность возрастает.

9. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора, даже если дорога пустынна, а вы очень спешите. Ребёнок сделает то же самое, когда будет без вас, только при гораздо более аварийно-опасной ситуации.

10. Никогда не переходите дорогу по диагонали, срезая путь. Особенно это касается перекрёстков. Покажите, что правильный безопасный переход – строго поперёк дороги.

11. При выходе из общественного транспорта, такси или личного автомобиля научите малыша, что взрослые должны сделать это первыми, чтобы проконтролировать безопасность. Ребёнок может не заметить приближающейся машины, выбежать на проезжую часть или просто упасть.

12. Не выходите на дорогу из-за прикрытия кустов, заборов, машин, автобусов. При выходе из транспорта подождите, пока он отъедет. Дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны, иначе вы можете подвергнуть свою жизнь опасности.

13. Постоянно обсуждайте с ребёнком происходящее на дорогах. Указывайте на примеры нарушения ПДД и грозящие последствия такого поведения.

14. Научите быть внимательным в зоне остановки транспорта, при выходе из арок и междомовых проездов. Объясняйте, что даже медленно движущийся автомобиль способен причинить человеку серьёзную травму.

15. В общественном транспорте научите ребёнка не бегать и крепко держаться за поручни. Расскажите, как опасно высовывать руки и голову в окно автобуса или автомобиля.

16. При езде в автомобиле пристёгивайтесь и соблюдайте правила. Малыши неосознанно впитывают всю информацию: пристегнулся ли родитель, не разговаривает ли он по телефону во время движения, соблюдает ли сигналы светофора.

3. Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ

Жизнь и безопасность детей – один из важнейших государственных приоритетов, и для обучения детей ПДД существуют государственные программы, начиная с младшей группы детского сада. Не все семьи одинаково ответственно подходят к обучению своих детей, поэтому задача детских образовательных учреждений – освоить и закрепить у детей на качественном уровне все необходимые правила дорожного движения. Ребята должны не только иметь представление о предмете, но правильно отвечать на вопросы и уверенно пользоваться правилами ПДД в обычной жизни.

Для этого существует комплексная система обучения основам безопасности жизнедеятельности и, в частности, обучение детей безопасному поведению на дороге. Педагоги следуют правилам от простого к сложному, начиная со стишков и мультиков в младших возрастных группах, заканчивая беседами с инспекторами ГИБДД и решением ситуационных задач в подготовительных.

Методы обучения детей ПДД в ДОУ

1. Оформление уголков безопасности. Например, дидактическими панелями АЛМА «Азбука безопасности». В уголке должна быть наглядная информация о светофорах, дорожных знаках, опасных ситуациях, правильном поведении на дороге.

2. Занятия на знакомство с сигналами светофора и изображениями основных дорожных знаков. Для закрепления информации рисование, аппликации, лепка. Малыши могут наклеивать цветные кружки на изображение светофора, дети постарше — рисовать различные ситуации на дорогах.

3. Чтение книг соответствующей тематики. Например, Н. Носов «Автомобиль», С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Бездельник светофор», «Моя улица», И. Серяков «Улица, где все спешат», «Машинка, которую рисовать научили», Е. Гончарова «Машинки» и др.

4. Просмотр обучающих мультфильмов. Целые серии мультфильмов по ПДД : «Уроки тётушки Совы», «Робокар Поли и его друзья», «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Обсуждение увиденного с преподавателем для закрепления материала.

5. Прогулки по городу и обсуждение правил ПДД в действии. Когда дети идут на экскурсию, в театр, в зоопарк, то проходят светофоры под руководством преподавателей. Дети могут закреплять знания о ПДД на реальном примере.

6. Дидактические игры на тему ПДД. Существует множество игр, которые затрагивают тему правильного поведения детей на дорогах. Это бумажные игры, пошаговые стратегии, пазлы с дорожными знаками, тесты-викторины. Всё это также может проводиться с помощью интерактивных сенсорных панелей, как более современного мотивирующего средства развития детей.

7. Сюжетно-ролевые игры. Детей можно вовлекать в разнообразные игры, затрагивающие тему ПДД. Например, игра «Автобус», где кто-то из детей водитель, кто-то пассажир, есть остановки, перекрёстки, светофоры – и детям надо правильно себя вести, когда они «садятся в автобус» и «едут» через город до своей остановки. Так в игре закрепляются знания о правилах дорожного движения, педагог лишь следит и немного направляет воспитанников.

8. Беседы с инспектором ГИБДД. В старшей и подготовительной группах детского сада нелишним будет проведение беседы с инспектором ГИБДД. Беседа может строиться в формате «вопрос-ответ», где за каждый правильный ответ дети могут получать баллы, фишки или иное вознаграждение.

Важно строить такую образовательную систему, в которой процесс обучения детей ПДД будет непрерывным и эффективным. В этом помогает квалифицированная подготовка педагогов, разработка продуктивного плана мероприятий по заданной тематике и обеспечение материально-технической базы для того, чтобы педагоги могли вести плодотворный образовательный процесс.

4. Товары АЛМА для обучения детей ПДД

Дидактическая настенная панель «Азбука безопасности» — это образовательная панель, которой можно оформить стены детского сада. На панели есть развивающие элементы «Соедини правильно знаки и действия», «Светофор», лабиринт «Дорога домой». С помощью этих элементов ребёнок учится узнавать цвета светофора, дорожные знаки и их обозначение, помогает деревянному человечку пройти лабиринт до дома, лежащий через дороги и перекрёстки. Знания даются педагогом с помощью обучающих занятий на дидактической панели и закрепляются детьми в свободной игровой форме.

Интерактивный бизиборд «Зебруша» разработан с акцентом на правила дорожного движения. В нём есть панель «Светофор», шестерёнки, рулевое колесо, автомобильные приборы скорости, и самое главное – интерактивная сенсорная панель с программным обеспечением на тему дорожного движения.

МИК «ПДД»— методический интерактивный комплекс на тему ПДД. Это красочно оформленная мультимедийная интерактивная панель с предустановленным ПО, включающим 25 увлекательных игр, тестов, паззлов, викторин на тему обучения ребёнка правилам дорожного движения.

МИК «АЛМИК» — самый полный комплекс для развития у малышей навыков правильного поведения на дорогах. МИК выполнен в дизайне «Автобус» и включает в себя интерактивную сенсорную панель 32 дюйма, на которой дети могут проходить тесты, загадки, игры, паззлы, викторины на тему правил ПДД, а также четыре выкатных панели с различными дидактическими играми. Это пошаговая стратегия, где дети передвигают по полю магнитные фишки, отвечая на вопросы о ПДД, развивающие элементы «Соедини дорожные знаки и ситуацию», панель «Светофор», магнитно-маркерная доска со знаками дорожного движения и многое другое.

Программное обеспечение «ПДД АЛМИК» — это полный курс обучения дошколят правилам дорожного движения, 18 интерактивных уроков, в которых дети проходят школу юного пешехода и узнают важные правила безопасного поведения на дороге вместе с инспектором Автомобилькиным и его другом автобусом АЛМИКом.

Текст: Тамара Терехова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *