Где плюс и минус у аккумулятора
Перейти к содержимому

Где плюс и минус у аккумулятора

  • автор:

Как определить полярность автомобильного аккумулятора?

Из-за ошибки при подключении автомобильного аккумулятора к бортовой сети транспортного средства может произойти полный отказ электрооборудования. Причем ситуация эта встречается довольно часто. Даже несмотря на то, что указатели полярности на батареях, как правило, имеются и читаются четко, но от переполюсовки никто не застрахован.

Чтобы избежать этого, надо четко знать, как определить полярность аккумулятора?

Как определить полярность автомобильного аккумулятора?

Основные причины неправильного подключения и не соблюдения полярности

Переполюсовка, когда при подключении АКБ путают «+» и «—», может происходить по разным причинам:

  • банально — стерлись все обозначения или имеются повреждения корпуса;
  • невнимательность автомобилиста, который производит замену аккумулятора;
  • в машине установлены разъемы нештатного цвета (стандартно к минусовой клемме идут черные провода, а к плюсовой — красные);
  • неправильно проведен заряд с помощью зарядного устройства — такая ситуация встречается крайне редко, но может иметь место при восстановлении полностью разряженной батареи;
  • кузовная шина имеет неправильную полярность, это может случаться, если в машине на массу заземляется «+» вывод АКБ, то есть само транспортное средство имеет обратную полярность.

Подобных ошибок надо стараться избегать, так как неправильное подключение клемм аккумулятора всегда провоцирует серьезные проблемы в электрооборудовании автомобиля. Поэтому перед подключением надо точно определить полярность и следить за этим очень строго.

Как определить полярность автомобильного аккумулятора?

Прямая и обратная полярность — особенности и отличия

Все современные АКБ на корпусе имеют 2 клеммы: плюсовую и минусовую, возле которых имеются специальные пометки «—» и «+». По международным стандартам эти знаки должны иметь рельефное исполнение, чтобы даже при плохом уровне освещения автомобилист смог определить, какой контакт куда подключается. При этом все батареи в зависимости от типа расположения контактных клемм могут иметь два варианта полярности:

  • Прямая — плюсовой контакт находится слева, а минусовой, соответственно, справа.
  • Обратная — плюсовой контакт расположен справа, а минусовой — слева.

Кроме того, есть еще некоторая особенность: клеммы могут быть расположены внутри корпуса батареи (европейский тип исполнения) или выступают над верхней крышкой аккумулятора (азиатский тип исполнения).

Также стоит учесть, что в некоторых машинах размеры контактных клемм позволяют подключить АКБ любой полярности. Конечно, кто-то может посчитать подобную универсальность большим плюсом, но это не совсем так. Ведь в этом случае сильно увеличивается риск неправильно установить источник питания, что приведет к серьезным проблемам.

Как определить полярность автомобильного аккумулятора?

Как определить полярность, если нет маркировки?

На старых батареях может не оказаться обозначения, которые могли со временем просто стереться. И не каждый водитель может сходу определить, где находится плюсовая, а где минусовая клемма. Но есть несколько довольно простых методов, которые могут оказаться полезны.

Посмотреть на размер клемм

Тут все довольно просто, обычно положительная клемма имеет немного большую толщину, по сравнению с отрицательной. Если визуально это определить сложно, то можно попробовать последовательно подключить минусовой контакт к клеммам батареи (положительный контакт трогать нельзя, чтобы не было замыкания, лучше всего его вообще изолировать). При попытке подключения надо смотреть, на какую клемму аккумулятора контакт одевается легко, а на какую с трудом или вообще не одевается. Как правило, с положительной из-за того, что она немного больше, могут возникнуть определенные трудности. Однако этот метод не дает 100% гарантии. И об этом не стоит забывать.

Использовать мультиметр

Установить полярность можно с помощью такого простого инструмента, как мультиметр. Достаточно лишь переключить прибор в режим измерения постоянного напряжения. Затем черный контакт мультиметра подсоединяется к выводу батареи, который предположительно имеет отрицательный заряд. А красный — к другой клемме. Если прибор показывает положительное значение, около 12 В, то можно утверждать, что предположение оказалось верным. И черный контакт и, правда, подключен к минусу, а красный — к плюсу. Если же прибор покажет значение «минус 12 Вольт», то все наоборот: красный контакт подключен к отрицательной клемме, а черный, соответственно, к положительной.

Как определить полярность автомобильного аккумулятора?

Присмотреться к налету на клеммах

Это также довольно не точный метод. Скорее косвенный признак, который также может помочь с выявлением полярности. Чаще всего обильный налет при окислении образуется именно на клемме с положительным зарядом. Он может иметь вид зеленоватого или белого налета.

Что произойдет, если неправильно подключить аккумулятор к бортовой сети машины?

Автоэлектрики в своей практике довольно часто сталкиваются с разными случаями переполюсовки при подключении автомобильного аккумулятора. Чаще всего это возникает из-за банальной невнимательности или спешки автомобилистов. Последствия при этом могут быть самыми разными, но все их не назовешь приятными. Давайте рассмотрим их подробнее.

Выход из строя электронного блока управления

Очень чувствителен к неправильному подключению по полюсам блок управления двигателя. Если он отказывает, то мотор автомобиля просто прекращает заводиться. Часто производители используют в блоках управления специальную защиту на случай сбоев в работе электрогенератора.

Защита выполнена в виде специального стабилизатора, который параллельно подключается к питающей шине. В случае переполюсовки, когда наблюдается резкий скачек напряжения в сети, он вылетает. И тогда для восстановления работоспособности блока управления достаточно заменить этот стабилизатор. В экстренных ситуациях, когда замену произвести нет возможности, можно просто убрать этот стабилизатор, работоспособность блока будет восстановлена.

Как определить полярность автомобильного аккумулятора?

Поломка автомобильного генератора

Это довольно распространенная проблема, по статистике это происходит в 90% случаев. Если неправильно подключить полностью заряженный аккумулятор, то также может вместе с выходом из строя генератора наблюдаться и возгорание проводки.

В этом случае в генераторе сгорают два диода, формирующие одно из плеч выпрямительного моста. Иногда одновременно могут сгореть 2 или даже 3 пары диодов. При неправильной полярности подключения диоды соединяются в прямой последовательности, и через них проходит ток большой силы. Диоды не способны его выдержать и перегорают. Такой диод имеет почти нулевое сопротивление. Кроме того, большой ток способен провоцировать возгорание электропроводки или даже стать причиной выхода из строя АКБ.

Некоторые производители, чтобы избежать таких ситуаций, в цепь генератора добавляют специальный плавкий предохранитель. Но и это не всегда спасает, поэтому если водитель допустил при подключении аккумулятора переполюсовку, то обязательно надо проверить работоспособность генератора.

Перегорание предохранителей

Пожалуй, это самая безобидная неисправность. По статистике, во время эксплуатации перегорает около 20% установленных в автомобиле предохранителей. Поэтому важно тщательно проверить все предохранители. Те, что перегорели, в обязательном порядке должны быть заменены на новые, аналогичные.

Как определить полярность автомобильного аккумулятора?

Что делать после переполюсовки?

Если водитель все же допустил такую неприятную ситуацию и неправильно подключил батарею, то после устранения всех поломок: проверки генератора и замены вышедших из строя предохранителей надо опять, теперь уже максимально правильно, подключить АКБ и выполнить пробный запуск двигателя.

Когда машина завелась, двигателю следует дать поработать несколько минут, и затем проверьте не нагрелся ли генератор. Если его температура сильно возросла, это признак того, что был пробит диодный мост. Такой генератор нуждается в ремонте.

В случае, если все нормально, то надо также проверить работоспособность основных электрических компонентов и систем транспортного средства: кондиционера, ABS, освещение, климат-контроль, щетки стеклоочистителя, автомагнитола и т.д. Если все исправно, значит, проблема устранена, и можно отправляться в путь.

Если после переполюсовки из строя вышла аккумуляторная батарея, то она подлежит замене. Восстановить работу такого источника питания вряд ли получится. В интернет-магазине 130.com.ua вы можете купить автомобильный аккумулятор по выгодной цене в Киеве, Харькове или Одессе с доставкой по Украине.

ТОП-3 автомобильных аккумулятора

Лучшие автомобильные АКБ

Ищете качественный и самый лучший аккумулятор для авто? Данный рейтинг аккумуляторов для авто составляется на основании таких параметров как: высокий спрос с положительными отзывами от наших клиентов, качественное изготовление — отсутствие заводского брака и сервисных обращений, а также официальная гарантийная и пост гарантийная поддержка в Украине.

Аккумуляторная батарея Varta Silver Dynamic AGM 6СТ-70АЗ

Аккумуляторная батарея Varta Silver Dynamic AGM 6СТ-70АЗ

  • ★ расположение клемы — «+» справа
  • ★ пусковой ток – 760 А
  • ★ емкость 70 Ач

Аккумулятор в машину FIAMM Titanium Pro L4B 85P

Аккумулятор в машину FIAMM Titanium Pro L4B 85P

  • ★ Емкость 85 Ач
  • ★ Пусковой ток 760 А
  • ★ «+» справа

Автомобильный аккумулятор EXIDE AGM 6CT 95 Ач

Автомобильный аккумулятор EXIDE AGM 6CT 95 Ач

  • ★ расположение клемы — «+» справа
  • ★ пусковой ток – 850 А
  • ★ емкость 95 Ач

Материалы по теме

Аккумуляторы автомобильные — мастер подбора

С помощью мастера подбора можно с легкостью выбрать автомобильный аккумулятор по основным критериям подбора, таким как емкость, пусковой ток, полярность и габариты аккумулятора.

Аккумуляторы (АКБ) Varta и Bosch — наш выбор!

Ищите по-настоящему долговечный и надежный аккумулятор? Надоело каждый год менять очередную батарею невнятного происхождения? Сколько можно с наступлением морозов мучиться с отказавшей АКБ? Если нужен первоклассный автомобильный аккумулятор.

Как выбрать автомобильный аккумулятор

Когда наступают холода, автомобилисты сталкиваются с множеством проблем: не заводится двигатель или разрядился автомобильный аккумулятор после долгой стоянки машины на морозе. Узнайте как выбрать аккумулятор для автомобиля, если старый уже не справляется со своей задачей.

Выбор и хранение аккумулятора, чтобы он прослужил дольше

Когда наступают морозы, химические процессы внутри аккумулятора замедляются и снижается общая эффективность АКБ. Узнайте полезные советы в этой статье о том, как нужно хранить автомобильный аккумулятор и как его правильно выбрать.

Автомобильные гелевые аккумуляторы набирают все большую популярность на рынке Украины. Рассмотрим отличия гелевых АКБ от свинцово-кислотных и особенности этих самых GEL аккумуляторов.

Автомобильный аккумулятор является сердцем автомобиля и его необходимо поддерживать в нормальном состоянии, чтобы он прожил дольше. Выбор АКБ — задача не из легких. Разновидности аккумуляторов для авто и особенности выбора данного устройства рассмотрим в статье

Какую клемму надо снимать и ставить первой на аккумуляторе? Плюс или минус?

Причина возникновения этого устойчивого мнения автолюбителей — какую из клемм надо снимать/ставить первой, исключительно в предотвращении вредных последствий небрежного монтажа/демонтажа.

Для начала ликбез по теме «что есть что» для того что бы следуя нашим советам вы могли отличить одно от другого. Любая аккумуляторная батарея имеет последовательно соединенные банки, которые выведены на два наружных контакта – клемма «+» обычно обозначающаяся красным или оранжевым цветом и имеющая более толстый усеченный конус, и клемма «-» обозначаемая синим или черным цветом и конус у нее несколько тоньше. Минус это есть «масса» — контакт постоянно замкнутый на кузов автомобиля. Плюс всегда рвется ключами электрической схемы.

Монтаж АКБ (установка)

При установки аккумулятора, первой одевается клемма «+» последней одеваем клемму «-» И дело здесь даже не в рекомендациях производителей, а в исключении возможных случайных замыканий металлическим предметом клеммы «+» и частей кузова автомобиля. Если это произойдет при пока еще не одетой клемме «-» замыкания не будет. Но когда вы установили первой клемму минус и взялись устанавливать плюс, при затягивании последней не мудрено коротнуть ключом о кузов.

Демонтаж АКБ (снятие)

Если вы снимаете аккумулятор, правильно будет первым делом ослабить и снять провод с минусовой клеммы. Потому как «минус» уже выведен на кузов авто и является «массой» Если вы коротнули ключом минус на кузов, ни чего не произойдет (замыкания между одним и тем же потенциалом не бывает) После того как вы сняли первый минус, вы сняли минус и с кузова авто, теперь можно откручивать и плюсовую клемму, и даже если вы коснетесь плюса и частей кузова замыкания тоже не будет, ведь второго контакта кузов уже не имеет.

Как бы вы ни были аккуратны, я бы советовал запомнить это правило, потому как бывают ситуации, когда аккумулятор приходится ставить и в очень стесненных условиях, и при плохом освещении и даже в темноте на ощупь. Вот здесь это вам очень пригодится. Крайний всегда «минус» хоть при снятии, хоть при установки — соответственно начал снятие с минуса и минусом же закончил установку.

Как определить полярность аккумулятора автомобиля: прямая или обратная?

Если вы впервые покупаете аккумуляторную батарею для своего автомобиля, вас может поставить в тупик вопрос продавца о полярности аккумулятора. Что это вообще такое — полярность? Как ее определить? Что будет, если купить АКБ с не той полярностью? На эти вопросы попытаемся ответить в нашей сегодняшней статье на портале Vodi.su.

Прямая и обратная полярность АКБ

Как известно, аккумуляторная батарея устанавливается в свое строго определенное посадочное место под капотом, которое еще называют гнездом. В верхней части АКБ имеются два токовывода — плюсовой и минусовой, к каждому из них подключается соответствующий провод. Чтобы автолюбители случайно не перепутали клеммы, длина провода позволяет дотянуть его только до соответствующего токовывода на аккумуляторе. Более того, плюсовая клемма толще минусовой, это видно даже на глаз, соответственно, ошибиться при подключении АКБ практически невозможно.

Таким образом, полярность — это одна из характеристик АКБ, которая указывает на расположение токовыводящих электродов. Она бывает нескольких видов, но наибольшее распространение получили только две из них:

  • прямая, «российская», «левый плюс»;
  • обратная «европейская», «правый плюс».

То есть АКБ с прямой полярностью применяются в основном на машинах отечественного производства, разработанных в России. На иномарки же покупают аккумуляторы с обратной евро полярностью.

Как определить полярность АКБ?

Самый простой способ — это внимательно посмотреть на наклейку на передней части и разобрать маркировку:

  • если вы видите обозначение типа: 12V 64 Ah 590A (EN), то это европейская полярность;
  • если в скобках EN нет, значит мы имеем дело с обычной батареей с левым плюсом.

Стоит отметить, что полярность указывается обычно только на тех АКБ, которые продаются в России и бывших республиках СССР, на Западе же все аккумуляторы идут с европейской полярностью, поэтому она отдельно не указывается. Правда, в тех же США, Франции, да и в России в том числе, можно увидеть в маркировке обозначения типа «J», «JS», «Asia», но они не имеют к полярности никакого отношения, а лишь говорят, что перед нами АКБ с более тонкими клеммами специально для японских или корейских авто.

Если по маркировке определить полярность не удается, есть другой способ:

  • ставим АКБ к себе передней стороной, то есть той, где расположена наклейка;
  • если плюсовая клемма слева, то это прямая полярность;
  • если плюс справа — европейская.

Если же вы выбираете АКБ типа 6СТ-140 Ач и выше, то он имеет форму вытянутого прямоугольника и токовыводы расположены на одной из его узких сторон. В таком случае разверните его клеммами от себя: «+» справа означает европейскую полярность, «+» слева — российскую.

Ну, и если предположить, что АКБ старая и на ней невозможно разобрать какие-либо отметки, то понять, где плюс, а где минус, можно измерив толщину клемм штангенциркулем:

  • толщина плюсовой составит 19,5 мм;
  • минусовой — 17,9.

В азиатских батареях толщина плюса 12,7 мм, а минуса — 11,1 миллиметра.

Можно ли ставить АКБ с другой полярностью?

Ответ на этот вопрос простой — можно. Но провода нужно подключать правильно. Из собственного опыта скажем, что на большинстве авто, с которыми имели дело, плюсового провода хватает без проблем. Минусовой же придется наращивать. Для этого придется снять изоляцию и дополнительный кусок провода присоединить с помощью клеммы.

На многих же более современных авто свободного пространства под капотом практически нет, поэтому с наращиванием провода могут возникнуть проблемы, его попросту негде будет разместить. В таком случае новый АКБ без повреждений можно вернуть в магазин в течение 14 суток. Ну, или с кем-то поменяться.

Если перепутать клеммы при подключении

Последствия могут быть самые разные. Самое легкое последствие — перегорят предохранители, защищающие бортовую сеть от короткого замыкания. Самое страшное — пожар, который возникнет из-за плавления оплетки провода и искрообразования. Стоит отметить, что для начала пожара нужно, чтобы АКБ находился в неправильно подключенном состоянии длительное время.

«Переполюсовка АКБ» — интересное явление, благодаря которому вашей машине может ничего не грозить, полюса АКБ при неправильном подключении попросту поменяются местами. Однако, для этого нужно, чтобы батарея была новая или хотя бы в хорошем состоянии. Тем не менее переполюсовка вредна для самой АКБ, так как пластины будут быстро осыпаться и этот аккумулятор у вас никто не примет по гарантии.

Если вы следите за техническим состоянием авто, то краткосрочное неправильное подключение АКБ не приведет к каким-то катастрофическим последствиям, так как ЭБУ, генератор, все остальные системы защищены предохранителями.

Гораздо более серьезные проблемы могут возникнуть, если перепутать клеммы при прикуривании другого автомобиля — короткое замыкание и перегорание предохранителей, причем в обеих машинах.

Как определить, где плюс и минус у аккумулятора 18650 Li-Ion

18650 где плюс и минус

Литий-ионные аккумуляторы типоразмера 18650 едва ли не обогнали по популярности обычные пальчиковые батарейки. От них питаются самые разные устройства, от электронных сигарет до электромобилей. Они более опасны: если неправильно установить литиевый источник питания в устройство, он может взорваться. Поэтому необходимо знать, где плюс и минус у 18650, какими способами можно найти полюса.

Способы определения полярности

Поскольку внешне аккумуляторы 18650 очень похожи на гальванические элементы типа АА и подобные им, определить полярность источника питания можно так же, как в случае с пальчиковой батарейкой. Существует два основных способа нахождения плюса и минуса: путем внешнего осмотра элемента или при помощи любого инструмента, которым можно измерить напряжение на полюсах.

По внешнему виду аккумулятора

Самый простой способ определения полярности 18650 — изучение маркировки, нанесенной на корпус изделия. На наклейке можно увидеть всю необходимую информацию, среди которой:

  • типоразмер аккумулятора;
  • название компании-производителя;
  • емкость в мА·ч;
  • номинальное напряжение.

Как определить плюс и минус у батарейки

На качественных элементах в обязательном порядке указывается полярность — «плюс» на одном конце и «минус» на другом. Если подозрений в ошибочной маркировке нет, можно смело ориентироваться на эти значки. Однако недобросовестные компании могут не наносить метки полярности на свои изделия. Также возможен допуск к продаже бракованных изделий — аккумуляторов, на корпусах которых наклейка наклеена не той стороной, из-за чего знаки полюсов меняются местами.

Если был приобретен источник питания от неизвестного производителя, стоит дополнительно осмотреть непосредственно его контактные площадки. В идеале следует делать это всегда — это обеспечит максимальную безопасность эксплуатации аккумуляторов 18650.

Зарядное устройство батареи

Как и у солевых или щелочных батареек, контакты литий-ионных аккумуляторов отличаются формой: отрицательный вывод — плоский, «плюс» же имеет выпуклость. Кроме того, литиевые батарейки, как правило, имеют несколько отверстий на положительном полюсе. Они нужны для выпуска газа, образующегося при нагреве источника питания. Благодаря такой конструкции определить полярность можно не только путем осмотра, но и на ощупь.

Рекомендуем: Особенности эксплуатации литий-полимерных аккумуляторов

Иногда можно встретить аналогичные аккумуляторы, отличающиеся от стандартных линейными размерами. Связано это с тем, что некоторые источники питания оснащаются защитной микросхемой, контролирующей процесс заряда и разряда элемента. Монтируется она обычно на положительной контактной площадке. Форма полюса при этом не меняется — на нем так же имеется небольшая выпуклость.

При помощи измерительного инструмента

Как измерить заряд батареи

При использовании качественных аккумуляторов от проверенных производителей сомневаться в правильности маркировки приходится редко. Однако абсолютно уверенным в безопасности использования гальванического элемента можно быть только после его проверки измерительным инструментом.

Хотя существует несколько приборов для проверки аккумуляторов, наиболее удобен в использовании обычный мультиметр. Чтобы определить полюса 18650 с его помощью, нужно выполнить следующие шаги:

Плюс и минус у аккумулятора 18650 Li-Ion

  1. Подключить красный и черный провода к разъемам на приборе.
  2. Выставить рукоятку мультиметра в режим измерения низкого напряжения.
  3. Приложить щупы к торцам аккумулятора. Поскольку полюса неизвестны, нет разницы какой щуп к какому контакту прикладывать. В случае ошибки не будет никакого вреда ни для батарейки, ни для инструмента.
  4. Посмотреть на индикатор. Если на нем будут положительные показания, значит, полюса определены верно (в этом случае красный щуп будет указывать на «плюс», а черный — на «минус»). В ином случае вольтаж будет отрицательным.

Мультиметр будет полезен и при решении других задач. В первую очередь стоит обратить внимание на показания при измерении напряжения: правильно функционирующий аккумулятор должен показывать 4,2 В в заряженном состоянии и 3,7 В — в разряженном.

Если вольтаж падает ниже, батарею следует срочно зарядить во избежание уменьшения ее емкости.

Последствия неправильного использования батарейки

Чтобы полностью осознать, насколько важно уметь определять, где минус и плюс у аккумулятора 18650, нужно понять, что произойдет, если перепутать полярность. Главное последствие ошибки — короткое замыкание, при котором образуется цепь, состоящая только из источника питания, внутри него начинается движение электрического тока, который никуда не уходит. Далее происходит следующее:

Непригодность батареи 18650 Li-Ion

  1. Аккумулятор начинает нагреваться. Скорость нагрева зависит от многих факторов, в первую очередь от напряжения элемента. Из-за этого процесс принимает более стремительный и разрушительный характер, чем в случае с солевыми батарейками.
  2. Давление в электролите растет.
  3. Клапан на положительном полюсе выпускает избыточное давление. При этом начинает вытекать раскаленный электролит.
  4. На воздухе скорость реакции возрастает. Начинается разрушение корпуса изделия.
  5. Возможно возгорание лития.

Рекомендуем: Характеристики и особенности литиевой аккумуляторной батареи (Li ion)

Если неправильно определить, где плюс у аккумулятора 18650, изготовленного с нарушением технологии, последствия могут быть еще серьезнее. Защитный клапан может не сработать — в таком случае давление внутри корпуса будет накапливаться, из-за чего произойдет взрыв. Не очень мощный, но выплеснувшаяся при этом горячая кислота приведет к химическим и термическим ожогам, если попадет на кожу, а также может вызвать пожар. Ожоги могут быть очень тяжелыми, если электролит продолжит кипеть на воздухе.

утилизации батареек

Важно учитывать, что взрывается аккумулятор далеко не сразу, поэтому не следует паниковать. Пока он не нагрелся, его можно спокойно извлечь из устройства, затем нужно дать изделию остыть, после чего утилизировать. Если источник питания уже раскалился или из него потек электролит, нельзя пытаться отключить его, это приведет к ожогам. Лучший вариант — отойти подальше и подождать, пока аккумулятор не перестанет кипеть.

Таким образом, определить, где плюс и минус у 18650, довольно просто. Важно проверять полярность перед каждой ее установкой в какое-либо устройство, чтобы избежать опасных последствий.

Чтобы минимизировать риск порчи изделия, для его зарядки следует использовать качественное и современное зарядное устройство, оснащенное контролирующим чипом. Он не только защитит аккумулятор от опасного превышения напряжения, но и не будет подавать ток на элемент с перепутанной полярностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *