Замена трансмиссионного масла: механика и автомат
Все представленные сегодня на рынке трансмиссионные масла по своему функциональному предназначению делятся на две большие категории: жидкости для МКПП и для автоматических коробок передач. В маркировке первых можно увидеть аббревиатуру MTF, у вторых в наименовании есть буквы ATF. Несмотря на то что смазочные материалы для механики и АКПП имеют много общего, существуют между ними и принципиальные различия. В чем заключается разница между трансмиссионными маслами для МКПП и АКПП и каков порядок замены этих жидкостей в случаях с механическими и автоматическими коробками передач?
Почему важно своевременно менять трансмиссионную жидкость
Замена любого автомобильного масла (в том числе трансмиссионного) – одна из наиболее важных процедур технического обслуживания транспортного средства. Внутри любой коробки передач имеются шестерни, установленные на валах. Во время работы эти детали приходят в соприкосновение посредством зубьев. Заливаемый в КПП смазочный материал создает на рабочих поверхностях защитную пленку, которая обеспечивает износостойкость и долговечность агрегата. При этом длительная эксплуатация в условиях высокого давления и постоянного продольного скольжения соприкасающихся деталей приводит к снижению первоначальных характеристик жидкости. Как следствие, масляная пленка в зоне контакта становится малоэффективной, возникают задиры и заусенцы металла, растет объем продуктов износа в картере. Это означает, что своевременной заменой масла можно продлить жизнь коробки передач и обеспечить длительную безаварийную эксплуатацию трансмиссии.
Чем различаются трансмиссионные жидкости для МКПП и АКПП
Важно помнить, что все зубчатые передачи вместе с расположенными внутри этих механизмов подшипниками нуждаются в обязательном смазывании погружением или разбрызгиванием. Для особо нагруженных и сложных агрегатов используется технология принудительной подачи масла под давлением. Смазочный материал, который заливают в механическую коробку передач, выполняет функции:
- снятия механического напряжения с рабочих поверхностей;
- смазывания соприкасающихся деталей;
- отведения тепла и частиц мелкого мусора.
Масло для АКПП обеспечивает решение широкого круга задач. ATF – это более технологичная жидкость, чем MTF. С помощью трансмиссионного масла в коробке-автомат происходит передача крутящего момента от входного вала гидротрансформатора к выходному. Т. е. ATF в каком-то смысле играет роль сцепления. Кроме того, жидкость для АКПП обеспечивает плавную работу фрикционных механизмов и снижает степень пенообразования за счет более высокого индекса вязкости.
Замена масла в МКПП
Периодичность замены MTF, как правило, определяется производителем агрегата, поэтому рекомендации относительно сроков проведения этой процедуры лучше искать в технической документации к оборудованию. То же самое можно сказать и о марке заливаемого в трансмиссию масла: нужно убедиться в наличии соответствующих допусков. Смазочный материал в МКПП меняют полностью, установив машину на смотровой яме или эстакаде. Замену жидкости выполняют в такой последовательности:
- прогревают коробку, проехав 5–10 км. Это необходимо, чтобы масло стало более жидким и легче удалилось при сливе;
- откручивают сливную пробку в картере КПП. Она имеет уплотнительное кольцо, которое в этом случае меняют;
- сливают отработанную жидкость и плотно закручивают сливную пробку;
- заливают новое масло в специально предназначенное для этого отверстие, которое одновременно служит и верхним уровнем смазочного материала.
Замена масла в АКПП
Следует помнить, что в некоторых случаях замена жидкости в трансмиссии с коробкой-автомат может оказать пагубное влияние на работу оборудования. Это связано с тем, что даже при работе в щадящем режиме детали АКПП подвержены некоторому износу. Продукты износа оседают в картере и на внутренних поверхностях всего агрегата. Свежезалитое масло обладает повышенной способностью к вымыванию частиц мелкого мусора, в результате чего отложения могут оказаться в гидроблоке и соленоидах, вызвав засорение каналов. ATF меняют одним из трех способов:
- частично, без снятия поддона и замены фильтра. Это наиболее безопасный способ, который рекомендован машинам с пробегом больше 100 тысяч км;
- частично, со снятием поддона и заменой фильтра. Выполняется обычно при плановом ТО;
- полностью. С помощью специальной установки, подключенной к магистралям гидросистемы АКПП.
Трансмиссионные масла в каталоге ROLF Lubricants GmbH
При замене трансмиссионного масла в АКПП и МКПП лучше выбирать продукцию известных и поверенных брендов. В каталоге ROLF Lubricants GmbH представлены смазочные материалы для коробок передач обоих типов, изготовленные из высококачественного сырья по новейшим технологиям. Наиболее популярные виды продукции этого типа от компании «Рольф»:
- ATF III – многофункциональная жидкость для автоматических трансмиссий с улучшенными характеристиками;
- ATF Multivehicle – для АКПП производства США, Японии и Кореи;
- Transmission Plus 75W-90 – синтетическое масло для всесезонного использования в МКПП и ведущих мостах;
- Transmission 75W-90 – полусинтетический смазочный материал для механических КПП.
Заключение
При замене масла в АКПП и МКПП следует придерживаться принятой технологии и сроков, установленных производителем. Существуют определенные различия как в процедуре замены, так и в технических характеристиках трансмиссионных жидкостей для механической и автоматической коробки передач. Важно использовать масла с допусками для конкретных механизмов.
Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ
Как самостоятельно долить масло в АКПП
Необходимость долить масло в АКПП возникает, как правило, после того, как вы измерили уровень жидкости в системе и обнаружили, что он ниже допустимой нормы. Чтоб результаты таких измерений были достоверными, при их проведении нужно придерживаться определенных правил. Прежде всего нужно уточнить в инструкции, какой объем трансмиссионного масла предписан производителем для вашей модели. Нанести ущерб коробке передач может не только недостаток жидкости, но и избыточное ее количество. Перед тем как приступать к замерам, нужно проехать на машине 5–10 км, после чего поместить автомобиль на ровной площадке. Если поездка продолжалась более получаса, следует подождать несколько минут, чтобы температура ATF снизилась до требуемого значения.
Порядок проведения измерений
Чтобы определить уровень трансмиссионной жидкости в АКПП, необходимо:
- «прогнать» селектор по всем режимам (P-R-N-D), не двигаясь с места. Таким образом масло распределяется по всему агрегату, и показания будут максимально точными;
- найти щуп в подкапотном пространстве, извлечь его и протереть сухой тряпкой;
- вставить щуп до упора в отверстие и еще раз извлечь. Уровень масла считается нормальным, если он находится между метками ADD и FULL. Если на щупе есть отметки COLD и HOT, это не означает, что можно делать замеры как на разогретой жидкости, так и на холодной. Уровень COLD – это сервисный показатель, по которому ориентируются, когда заливают масло в пустую непрогретую АКПП после ремонта или техобслуживания.
Как выполняется долив жидкости
Если в результате проверки было установлено, что уровень ATF ниже допустимого, необходимо:
- подобрать такое же масло, что и залито в трансмиссию;
- установить машину на смотровой яме или эстакаде;
- перевести селектор в положение «P»;
- заглушить двигатель, спуститься под машину и выкрутить пробку контрольного отверстия;
- шприцем с надетым шлангом или трубкой закачивать ATF до момента, пока жидкость не начнет выливаться наружу.
Долить масло можно и через отверстие щупа. Продукт добавляют до тех пор, пока его уровень не установится на требуемой отметке.
Замена трансмиссионного масла в коробке передач (КПП) Шкоды Фелиции
Тема казалось бы избитая и измусоленная… практически у всех филеводов есть соответствующая запись в бортжурнале и новички без проблем поймут принцип. У меня же как всегда без проблем и нюансов очередная процедура не обошлась)))
Собственно зачем я решил менять масло в КПП? Дело в том, что на первых порах эксплуатации Красного Чертенка у него не слабо так заедал периодически рычаг переключения передач и я уже практически настроился на полную переборку кулисы, как однажды в автосервисе, пользуясь тем что машина на подъемнике, просто перетянул двумя пластиковыми хомутами сильно разболтавшуюся на мой субъективный взгляд «ванночку» на кулисе, чтобы она совсем не развалилась… и кажется чуток набил туда смазки …А когда дошло дело до замены сальника штока КПП, оказалось, что я меня в запаске его просто нет). Решили залить обратно старое масло, иначе в следующий раз пришлось бы снова сливать при замене сальника штока КПП/кулиса уже новое масло. И вот тут приключилось чудо… вот уже полгода как кулиса работает вполне сносно и никакие передачи не заедают… Я предполагаю, что дело было все таки в той разболтавшейся ванночке… а сопливый сальник штока насколько наслышан, практически у всех такой) В общем в этот раз тоже решил не менять его дабы не было «шило на мыло» или того хуже), а вот количество масла и прошлый раз было не более 3 литров, плюс еще чуток пролито при сливе, чуток осело на таре, чуток подтекало через сальник штока и через сливную пробку полгода… В общем, чтобы не рисковать решил залить маслица в коробочку побольше)
Если честно, даже не записал себе во время какое именно трансмиссионное масло надо лить Филькам в КПП… взял то, что посоветовали по соотношению цена/качество в магазине…спросил у них только что обычно народ беред на 8-ки, 9-ки)) В итоге мне продали Газпромнефть 75w-90 4 л.
Первая проблема в данной процедуре нарисовалась практически сразу как только открутил сливную пробку в КПП…
Причем кольцо-прокладка под пробкой раньше стояло явно меньшего диаметра чем требовалось… то есть его прям таки напихивали на пробку)… Пришлось проехать несколько магазинов прежде чем нашел колечко нужного диаметра. Им оказалось медное колечко на 22 в вазовских автозапчастях… село на пробку идеально…цена 15 руб/шт… взял про запас сразу еще одно)
После слития масла почистил все в районе сливной пробки бензином и закрутил пробку на место.
Далее идем в подкапотное пространство и выкручиваем ключем на 9 один винтик крепления привода спидометра к КПП.
Следующая проблема нарисовалась в том, что болтик я вроде как выкрутил, а привод никак не вынимается… я начал накручивать пластиковое (или оно из алюминия? я так и не понял) колечко …а оно крутилось очень плохо…у меня чуть ли руки судорогой не сводило от прилагаемого усилия… потом плюнул и стал крутить пассатижами… в итоге привод удалось вытащить, но я так и не понял что это было, поскольку при обратной установке никакой резьбы там, равно как возможности вращения этого белого колечка на трубке не оказалось)))… Скорее всего просто вращениями я расшатал привод и он вылез…а можно наверное было и просто пошатать из стороны в сторону, а не колечко крутить)
Ну и третья проблема уже приятная) …какое устройство соорудить на будущее для того, чтобы в освобожденное отверстие привода спидометра залить масла в КПП. Для начала я нашел кусок шланга, диаметр которого практически совпал с диаметром отверстия в КПП. А чтобы шланг туда чуток поглубже вставлялся и не соскакивал я просто срезал (как бы заточил) часть резины на одно конце шланга…
Далее вырезал в пробке дырку, просунул туда шланг, снаружи для надежности и фиксации пробки на шланге промазал герметиком и надел на обычную поллитровую пластиковую бутылку, срезав у нее днище… В общем вот такая приспособа получилась по образу и подобию придуманного драйвчанами до меня, но в моем авторском исполнении)))
А вот так приспособа стояла на месте при заливе масла, чтобы имелась возможность опоры на ближайшие тросики и трубки. При таком способе установки мне ее ничем дополнительно крепить или держать не пришлось (при условии что масла я лил не более 250 мл за раз, т.е. половину пластиковой емкости моей «масленки»).
Залил примерно 3,5 л, а когда убрал приспособу обнаружилось, что масло стоит в КПП вровень с бортиком и чудом не перелилось… пришло откачивать шприцом… откачал около 10 шприцов в итоге. Потом вставил привод спидометра на место, вставил в его паз прижимную планку и прикрутил ее винтиком на место. Вуаля! Работа сделана) Да, и разумеется заглянул еще раз под КПП, чтобы убедится, что новое уплотнительное колечко на пробке держит и не пропускает масло как старое… все оказалось в порядке.
В общем жду отзывов и обоснованных рекомендаций относительно правильного масла, которое надо было лить «на самом деле» в КПП))) Кстати, единственное, что на пока меня насторожило, это заметное отличие прежнего масла в КПП от нового… старое было заметно более вязким… особенно то, которое сливалось из КПП в самом начале…
Куда заливать трансмиссионное масло?
Процедура замены трансмиссионной жидкости похожа на смену моторного масла и начинается с прогрева, для которого проезжаем несколько километров, после чего не эксплуатируем авто 10-15 минут. Если этим пренебречь, проверка покажет неправильный уровень остаточной жидкости. Для комфортной работы с механической КПП нужна эстакада, смотровая яма или как минимум качественный домкрат, емкость для отработки, а также желательно иметь специальный шприц. В случае с автоматикой пригодится бензин или растворитель для промывки деталей.
МКПП
Когда подготовительный этап выполнен и машина стоит на ручнике — открываем капот и ищем щуп, который на переднеприводных авто обычно расположен в передней части движка, а на заднеприводных — соответственно, в задней, рядом с моторным щитом. Некоторые модели не оснащены подобным измерителем, и уровень замеряется чем-то вроде отрезка проволоки.
Вытянув и протерев щуп тряпкой, замеряем остаток, чтобы понять, сколько требуется долить до отметки max. После этого откручиваем сливную пробку, заранее подставив ведро.
Далее через лейку заливаем свежее масло. Если из-за конструктивных особенностей к отверстию сложно подобраться руками — используем шприц.
Автоматическая коробка
- Загнав авто на эстакаду или в гараж, находим на днище пробку. Открываем, предварительно поставив мерную тару. Если не знать количества слитой ATF, при заливке новой есть риск перелива/недолива.
- Снимаем защиту, затем поддон АКПП. Делается это максимально аккуратно — после откручивания болтов потечет отработанная смазка, поэтому под ним должна стоять емкость. Далее отсоединяем фильтр, который также будет течь. Чтобы не испачкаться, ослабляем крепление и ждем, пока перестанет капать.
- Снятый поддон с магнитами моем сольвентом/бензином, убираем прокладку (герметик), выбрасываем. Фильтр можно промыть, но лучше поменять.
- Устанавливаем снятые элементы обратно, крепим защиту и закручиваем пробку.
- Через воронку или шприц заливаем масло — ровно столько, сколько слили.
- Заводим двигатель, прогреваем и пару раз проходим по всем передачам, задерживаясь на 3-5 секунд на каждой. После этого меряем уровень ATF и немного доливаем при необходимости.