Шаровые опоры: как они устроены и как их менять
Как работают в подвеске шаровые опоры? Зачем их интегрируют в рычаги подвески, отчего они изнашиваются и насколько трудно их менять на современном автомобиле? Разбираемся в этом вопросе во всех деталях.
Зачем нужна шаровая опора
Ш аровая опора – это, конструктивно, не что иное, как шарнир, которым ступица колеса крепится к рычагу подвески. Главная ее задача – давать колесам свободу перемещения в горизонтальной плоскости и исключать – в вертикальной. Вообще, шаровые шарниры используются далеко не только в опорах ступиц – их можно встретить и в развальных рычагах, и в рулевой трапеции, и даже в креплении газовых упоров капота.
Но до определенного времени вместо подвижных шаровых шарниров на поворотных колесах использовали шкворневый шарнир – тяжелый, требующий периодической смазки, а главное – обеспечивающий колесу только свободу поворота по одной оси, что негативно сказывалось на управляемости.
Конструкторы понимали, что шаровая опора будет принимать каждый удар от дороги, потому работа на износ станет колоссальной. Делать деталь с особо прочным алмазным напылением смысла не было, потому ее сознательно превратили почти в расходник. С тем, чтобы в случае чего, можно было без проблем, отвернув пару болтов и гайку, заменить новой.
Конструкция шаровых
Изначально опора представляла из себя корпус, в который установили шаровый палец и поджали через металлическую пластину пружиной, а сверху накрыли пыльником. Дабы палец не износился через два дня, заложили смазочный материал и дали указание всем, кто занимается обслуживанием, регулярно проверять и заменять смазочный материал в корпусе, запрессовывая его через масленку.
Затем наступила эра пластика, и из конструкции ушла пружина. Шаровая часть пальца была помещена в полусферу, образованную вкладышами из вышеупомянутого материала. С тех пор, по сути, конструкция не изменилась, единственно, пластик был заменен на более износостойкий нейлон.
Шаровые опоры разделились на обслуживаемые и необслуживаемые, то есть с масленками и возможностью разборки и без, соответственно. Но чем ближе к настоящему десятилетию, тем меньше использовались разборные опоры. Отголоском эпохи остаются шаровые опоры с масленками, для закладки смазочного материала, но почти на всех машинах давно ставят необслуживаемые опоры.
Сколько в подвеске шаровых опор?
Все сводится к типу подвески. В самых простых МакФерсонах шаровых две – они находятся снизу. Чем больше рычагов, тем больше шаровых. На двухрычажках шаровые есть верхние и нижние, а на самых сложных подвесках, в основном это касается Volkswagen и Audi , шаровых может быть и по пять штук на одну сторону.
Крепеж к рычагу
Сейчас вся классификация сводится не к типу конструкции самой шаровой, а к способу ее установки – от этого очень сильно зависят затраты на замену. Самая простая и миролюбиво настроенная к хозяину автомобиля конструкция – с креплением корпуса опоры к рычагу подвески с помощью болтов, гаек или заклепок. В таком случае отсоединить изношенную шаровую от рычага не составит труда. Казалось бы, конструкция доведена до совершенства, но с конца 1990-х годов инженеры постепенно стали отказываться от нее в пользу опоры, интегрированной в рычаг подвески.
Есть мнение, что такую конструкцию пролоббировали маркетологи, которым хотелось увеличить прибыльность продажи запчастей, ведь теперь при износе шаровой нужно менять рычаг в сборе, даже если сам рычаг в порядке. Но на самом деле у всего этого есть сугубо инженерный смысл: подвеска с интегрированными в рычаги шаровыми опорами попросту легче разборной.
Есть компромиссная конструкция, в которой нет элементов крепления к рычагу, но есть элемент фиксации – стопорное кольцо. В таком случае опора просто запрессована в рычаг (например – Zafira C и Jeep Patriot). Чтобы ее заменить, придется использовать пресс или иной силовой способ (подробнее об этом – ниже).
Крепеж к поворотному кулаку
Основные типы крепления к рычагу рассмотрели, теперь обратим взоры к фиксации шаровой опоры к поворотному кулаку, при условии, что опора на рычаге. Здесь только два варианта: палец опоры может подсоединяться и крепиться гайкой, которая или шплинтуется, или применяется самоконтрящаяся гайка с внутренним стопорным кольцом. Альтернативный вариант крепежа – стяжным болтом, как, например, у Hyundai Santa Fe с 2006 года. Последний вариант более хлопотный, так как болт, на практике, склонен к закисанию.
Также часто бывает, что для того, чтобы разжать концы кронштейна кулака, в котором фиксируется палец опоры, необходимо применить специальный клин, которого часто просто нет в наличии. Проблема может возникнуть там, где ее не ждешь.
Взять хотя бы Audi A6 С7: тут замечательная конструкция передней многорычажной подвески, в которой шаровые опоры верхних рычагов подсоединены к поворотному кулаку и зафиксированы одним длинным стяжным болтом, который очень часто прикипает настолько, что извлечь его невозможно. Ни нагрев кулака (он из алюминиевого сплава), ни охлаждение болта, ни даже прикладывание пяти, а то и десяти тонн на гидравлическом прессе не сдвигают с места этот злополучный болт и на миллиметр. И, как часто бывает в таком случае, хозяин узнает, что его кошелек опустел еще на 400–500 долларов – такова средняя цена на новый поворотный кулак для A6 C7.
В стремлении оптимизировать конструкцию подвески (не всегда в угоду ремонтопригодности) шаровую опору перенесли с рычага на поворотный кулак. В него опора может запрессовываться (SsangYong Rexton, Mercedes-Benz CLS W219), крепиться болтами (ВАЗ 2110) или фиксироваться стяжным болтом в кронштейне кулака (Subaru Forester SG). У каждого способа свои преимущества и недостатки.
В первом варианте для замены шаровой придется снять весь поворотный кулак, а это само собой разумеющийся демонтаж суппорта и диска с отсоединением от верхнего (или верхних, если их два) и нижнего рычагов. Второй и третий вариант намного проще, потому как для замены достаточно будет отсоединить нижний рычаг от шаровой опоры.
Пыльники
Они у шаровой опоры есть всегда, вне зависимости от того, снимаемая или интегрированная в рычаг опора. И они заменяемы! Небольшая поблажка от конструкторов и маркетологов. Но после радостной вести вынужден огорчить: как часто вы заглядываете под автомобиль и смотрите на пыльники? Самые ответственные – раз в 10-15 тысяч километров при периодическом ТО, а в большинстве своем автовладельцы видели свою машину снизу пару раз (когда мастер показывал износ подвески) или не видели вовсе.
Как бы то ни было, но вовремя выявить потрескавшийся, но не поврежденный пыльник вероятность мала, значит вы обратите на него внимание, только если ему придет конец, а это автоматически замена шаровой опоры. Круг замкнулся. Ниже приведено описание того, как может разрушиться пыльник и как заменить шаровую опору почти в полевых условиях на примере Jeep Patriot. Отчего решили заменить? На себя обратил внимание жуткий скрип со стороны подвески при повороте рулевого колеса.
Причины и следствия выхода из строя шаровых опор
Как говорилось выше, опору придумали, как замену шкворню, но избавившись от него, не избавились от сил, действующих на шарнир. Если задать почти философский вопрос: «Так почему же изнашиваются шаровые?», то ответ будет состоять из трех основных пунктов (есть и четвертый – время – но он не интересен, так как понятен). Первый: повышенные ударные нагрузки на подвеску при проезде, например, по трамвайным путям на неприличной скорости или обычная эксплуатация автомобиля в необычных дорожных условиях, которыми нас не удивишь. Второй: отсутствие смазочного материала там, где он должен быть (помните о масленках?). И, наконец, третий: разрушение пыльника опоры.
Что касается конструктивных особенностей подвесок и влияния этого на износ, то можно сказать следующее: любая шаровая опора, как бы она ни была установлена – на рычаге или на поворотном кулаке – будет изнашиваться благодаря ударам и трению. И если вам хочется сберечь средства и нервы, то нужно чаще заглядывать за колесо, а также не кричать про себя «Банзай» при виде приближающихся недоразумений в виде выбоин.
Пример замены шаровой опоры
Специнструмента не было, но было огромное желание побыстрее решить проблему, чтобы выдвинуться в путь и приехать в срок. Потому машину на подъемник, ключи в руки, рукава до локтей. Первым делом шаровые опоры. В данном случае «умерли» обе, но даже если бы почила только одна, заменять пришлось бы все равно с обеих сторон. Это писанное правило для всех без исключения автомобилей, которое относится к ремонту элементов ходовой части и тормозной системы. Поломалось справа, значит, и левая часть под раздачу (конечно же, с определением причины асимметрии в поломке).
Приступаем. Выкручиваем болты крепления нижнего рычага передней подвески к подрамнику. Дается нелегко – болты немного прикипели. Однако выкручиваем их не полностью, так как рычаг подсоединен еще и к поворотному кулаку.
Поэтому следующим шагом мы выкрутили болт крепления шаровой опоры рычага. К слову, это не самый удачный вариант подсоединения из тех способов, что существуют. Я уже писал выше, что для выпрессовки опоры в этом случае нужно специальным клином разжимать концы кронштейна кулака. В нашем случае никакого спецприспособления не было, его роль с достоинством выполнили зубило и молоток.
Когда рычаг отсоединен, выкручиваем окончательно болты крепления к подрамнику, и вуаля – рычаг в изрядно замасленных руках профессионала. Для взора открылась ужасная картина – палец в опоре просто болтался и был поржавевший настолько, насколько вообще позволял материал, из которого он был сделан. Пыльника не было. У хозяина машины появилось несколько седых волос, так как он осознал, что в любой момент рычаг могло просто вырвать, и тогда…
Отправив хозяина пить настойку валерианы, продолжили борьбу. Механик после осмотра рычага отметил, что сайлентблокам тоже осталось недолго. Хотя по заверению вернувшегося уже спокойным хозяина, эти детали заменялись относительно недавно и вообще «быть такого не может!»
Причину разъяснил профи: чтобы скоротать время на ремонт, отдельные представители рабочего класса затягивают болты крепления рычага к подрамнику на ненагруженной подвеске. Автомобиль висит на подъемнике, а механик с динамометрическим ключом тянет болты крепления с моментом затяжки, указанном, например, в руководстве по ремонту. Все вроде бы правильно, но не совсем. Редко кто читает инструкцию, в которой черным по белому: «Окончательная затяжка элементов крепления рычага к подрамнику выполняется на нагруженной массой автомобиля подвеске». Значит, момент, который указан заводом-изготовителем, необходимо приложить после установки автомобиля на поверхность – таким образом сайлентблоки «усядутся», уберутся необходимые для нормальной работы зазоры. В противном случае получится так, как получилось на нашей машине. И хоть немедленной замены сайлентблоки не требовали, но в семейном бюджете владельца в ближайшем будущем должна была образоваться прореха.
Вернемся к нашим «баранам». Шаровая опора фиксируется в рычаге посредством трения и одного стопорного кольца. Следовательно, снимаем стопорное кольцо, если бы был пыльник, то и его, и безжалостно выбиваем опору из рычага. По идее, для этой операции нужен пресс, но дело сделано, и вопросов не возникло.
В комплект новой шаровой опоры входит: собственно, сама опора, пыльник и стопорное кольцо, а также специальный смазочный материал. Устанавливаем опору в рычаг, подбираем по размеру оправку и вбиваем ее в рычаг до появления выборки под стопорное кольцо над верхней поверхностью рычага. И для этой операции очень был нужен пресс (по крайней мере, так писали в руководстве по ремонту), однако пресса нет, а необходимость в срочном ремонте – есть.
Изрядно намучившись, устанавливаем стопорное кольцо. Наносим смазочный материал из комплекта на палец шаровой опоры и закладываем смазку в пыльник. Как оказалось, никакого стопорного кольца для пыльника нет (в данном варианте), он просто надевается на корпус опоры, и все. Впоследствии выяснилось, что пыльник выполнен как уплотнительная манжета – с упругим пояском, может, даже с пружиной внутри. Сел на опору довольно плотно.
Монтируем рычаг на место. Подсоединяем рычаг к подрамнику, вкручиваем, но не затягиваем окончательно болты его крепления. По совету бывалого, на резьбовую часть болтов желательно нанести немного нигрола, чтобы впоследствии облегчить их выкручивание. В новой шаровой опоре палец не болтается, потому для того, чтобы направить его в кронштейн крепления на поворотном кулаке, придется немного попотеть. Наш механик, чтобы увеличить плечо воздействия, установил на палец опоры накидной ключ и подвинул его в нужное положение. Шаровую опору подсоединили, установили и затянули стяжной болт. Опустили автомобиль на поверхность и затянули болты крепления рычага к подрамнику окончательно. Вернулись на десяток – другой строк выше и повторили все действия для второго рычага.
Что такое шаровая опора
Шаровой опорой называется шарнир, который выступает крепежом ступицы колеса и рычага подвески. Элемент позволяет колесам свободно перемещаться в плоскости горизонтально и не допускать вертикального движения. Узнать, что такое шаровая опора более подробно, можно, пройдя по ссылке на сайт магазина АТЛ. Там же сможете купить ее и другие товары по низкой цене.
Шаровая опора может быть применена в развальных рычагах, трапеции руля и в части крепления газового упора капота.
Раньше использовались шкворневые шарниры вместо подвижных. Они были тяжелыми, нуждались в смазке, обеспечивали колесам возможность поворота по одной оси – это негативный момент для управления.
Конструкторами было выяснено, что шаровой шарнир берет на себя удары при движении на дороге, а это значит, что будет слишком большой износ. Поскольку нет смысла в изготовления детали с прочным алмазным напылением, потому ее стали использовать в качестве расходника. Если возникнет проблема, то можно будет отвернуть болты с гайкой и заменить на новую.
С чего состоит конструкция шаровой опоры
В первоначальном виде это был корпус с шаровым пальцем прижатым металлической пластиной и пружиной. Чтобы палец был более износостойким, был заложен смазочный материал и в дальнейшем необходимо производить проверку и замену смазочного материала в корпусе.
После того, как пластик стал популярным материалом, из конструкции убрали пружину. Шаровидный элемент переместили в полусферу, которая была образована пластиковыми вкладышами. С того времени конструкция сохранила свой внешний вид, только пластиковый элемент был заменен нейлоном.
Среди шаровых опор есть те, которые обслуживаются и те, которые не обслуживаются. Со временем, опоры, которые можно разобрать стали менее популярными. Шаровые опоры с масленками все еще используются, однако устанавливаются в основном необслуживаемые.
Количество шаровых опор в подвесках
Это определяет тип подвески. Чем больше есть рычагов, тем больше в них опор. Если двухрычаговая конструкция, то шаровые нижние и верхние. Сложные подвески могут в себе содержать только с одной стороны пять штук.
Способ крепления к рычагу
Классифицировать шаровую можно по способу установки. Это определяет стоимость замены. Самая простая имеет крепление корпуса к подвеске с болтами, гайками или заклепками. В этом случае будет легко сделать замену изношенной шаровой.
- ← Головне управління Держпродспоживслужби у Тернополі на карантині через COVID-19
- На Тернопільщині побудували потужну електростанцію, яка стежить за сонцем →
Шаровая опора
Наружная резьба [мм] M10 x 1,5 Длина резьбы [мм] 20 Качество / класс 8.8 Профиль головки болта внутренний Torx Поверхность оцинкованный Длина болта под головкой [мм] 56 Сторона установки передняя ось, двусторонне Вес [кг] 0,050 необходимое количество 2 Шаровая опора Болт для несущего шарнира. БОЛТ ДЛЯ НЕСУЩЕГО ШАРНИРА. Болт
Цена 20.91 руб
На складе 25 (шт.)
Доставим за два часа
0% склад 18
Сторона установки Позиция оси 2 Шаровая опора ШАР ОПОРА ПЕРЕДН L/R НИЖН PGT PARTNER/CIT BERLINGO 96- D18mm (с г/у)
Цена 12.40 руб
На складе 7 (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Сторона установки снизу Вес [кг] 0,027 Количество 3 Шаровая опора Пыльник опоры шаровой нижнего рычага
Цена 9.18 руб
На складе 2 (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Сторона установки передняя ось нижняя Вес [кг] 0,01 Шаровая опора Пыльник опоры шаровой нижнего рычага
Цена 8.21 руб
На складе 6 (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Сторона установки передний мост Вес [кг] 0,015 Шаровая опора Пыльник опоры шаровой нижнего рычага
Цена 6.20 руб
На складе 5 (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Сторона установки передняя ось, двусторонне Вес [кг] 0,028 Шаровая опора Пыльник опоры шаровой нижнего рычага
Цена 7.33 руб
На складе 10> (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Вес [кг] 0,02 Сторона установки передняя ось верхняя Количество 2 Шаровая опора Пыльник опоры шаровой переднего верхнего рычага
Цена 10.14 руб
На складе 2 (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Вес [кг] 0,04 Сторона установки передняя ось нижняя Шаровая опора Пыльник опоры шаровой переднего верхнего рычага
Цена 9.22 руб
На складе 20> (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Сторона установки сзади Вес [кг] 0,01 Шаровая опора Пыльник опоры шаровой нижнего рычага 31x18x24
Цена 8.05 руб
На складе 2 (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Сторона установки передний мост Вес [кг] 0,02 необходимое количество 2 Шаровая опора СТОПОРНАЯ ПЛАСТИНА AUDI A2/VW LUPO/POLO 96- (ДЛЯ Ш/О). Стопорная пластина
Цена 20.91 руб
На складе 4 (шт.)
Доставим за два часа
0% склад 18
Сторона установки передняя ось нижняя Шаровая опора ШАР ОПОРА ПЕРЕДН L/R НИЖН HON ACCORD 90-03/SHUTTLE 94-01/ROV 600 93-99
Цена 22.08 руб
На складе 7 (шт.)
Доставим за два часа
0% склад 18
Сторона установки спереди Шаровая опора ШАР ОПОРА ПЕРЕДН L/R НИЖН PGT 306 98- (D18mm)
Цена 20.91 руб
На складе 10 (шт.)
Доставим за два часа
0% склад 18
Сторона установки передняя ось, двусторонне Шаровая опора ШАР ОПОРА ПЕРЕДН L/R НИЖН MAZ 323 -98/MX-3 91-(сталь)
Цена 13.05 руб
На складе 20> (шт.)
Доставим за один два ч.
70% склад 6
Сторона установки спереди Вес [кг] 0,015 Количество 3 Шаровая опора Пыльник опоры шаровой
Сторона установки передняя ось, двусторонне Вес [кг] 0,01 Количество 2 Шаровая опора
Сторона установки снизу Вес [кг] 0,01 Шаровая опора
Сторона установки сверху Вес [кг] 0,013 Шаровая опора
Сторона установки передняя ось, двусторонне Вес [кг] 0,017 Шаровая опора
Сторона установки снизу Вес [кг] 0,03 Шаровая опора
Сторона установки Задняя ось двусторонне Вес [кг] 0,003 Шаровая опора
Размер резьбы 10 x 1.5 Длина болта [мм] 58 для оригинального номера 352243 Шаровая опора
Сторона установки с обеих сторон Вес [кг] 0,019 Шаровая опора
Сторона установки передний мост справа Шаровая опора
Толщина [мм] 15,5 Наружный диаметр [мм] 29 Внутренняя резьба [мм] M14 x 1,5 Качество / класс 10 Ширина зева гаечного ключа 21 DIN / ISO 913 Вес [кг] 0,045 Шаровая опора
Сторона установки снизу Вес [кг] 0,009 Шаровая опора
Сторона установки передняя ось верхняя Вес [кг] 0,015 Шаровая опора
Сторона установки передний мост Вес [кг] 0,013 Шаровая опора
Сторона установки с обеих сторон Вес [кг] 0,02 Количество 3 Шаровая опора
Сторона установки снизу Вес [кг] 0,015 Количество 3 Шаровая опора
Сторона установки передняя ось верхняя Шаровая опора
Сторона установки передняя ось нижняя Шаровая опора
Сторона установки передняя ось, двусторонне Шаровая опора
Сторона установки передняя ось верхняя Шаровая опора
Сторона установки передняя ось нижняя Шаровая опора
Сторона установки передняя ось, двусторонне Шаровая опора
Сторона установки передняя ось, двусторонне Тип руля для поперечного рычага Шаровая опора
Сторона установки передний мост Вес [кг] 0,02 необходимое количество 2 Шаровая опора
Качество / класс 8.8 Сторона установки передняя ось, двусторонне необходимое количество 2 Шаровая опора
Сторона установки передняя ось нижняя Вес [кг] 0,01 Шаровая опора
Сторона установки передний мост Вес [кг] 0,01 Шаровая опора
123456789 из 521
Сопутствующие товары
Шаровыми опорами профессионалы называют детали подвески автомобиля, при помощи которых она крепится к рычагу. Их основная задача заключается в обеспечении свободы перемещения транспортного средства во время передвижения по горизонтальной плоскости. Опоры шарниров используются не только в рычагах системы схода-развала, но и в рулевых трапеций, креплении газовых упоров капота и т. д. По сути, данная деталь во время движения автомобиля принимает на себя все удары, особенно если вы перемещаетесь по бездорожью. Основным материалом изготовления современных опор является высококачественный пластик. Для того чтобы купить шаровую опору в интернет магазине в Минске по доступной стоимости, рекомендуем обратиться к ассортименту нашего каталога.
Как выбрать шаровую опору?
Для того чтобы правильно и безошибочно подобрать рычаг шаровой опоры, необходимо учитывать несколько важнейших нюансов:
- во-первых, если позволяют конструктивные особенности автомобиля, лучше всего отдать предпочтение разборным моделям, так как они просты в ремонте;
- во-вторых, переднюю шаровую опору менять гораздо проще, чем заднюю, так как она расположена снизу (нижняя шаровая опора отличается простой конструкцией);
- многорычажные подвески оснащаются, как нижней, так и верхней шаровыми опорами;
- для того чтобы обеспечить защиту детали от влажности, грязи и пыли, в современных транспортных средствах применяют гофрированные пыльники, изготавливаемые из резины (при их замене необходимо выбирать только высококачественные резиновые пыльники);
- надежная фиксация пыльника на рычаге невозможна без стопорного кольца, а иначе он «соскочит» с посадочного гнезда;
- для монтажа опоры на рычаг не обойтись еще и без специальных крепежей – болтов, гаек (особое значение имеется спецгайка с полимерным стопором).
Вопросы и ответы по теме выбора шаровой опоры
Как понять, что опора шаровой тяги сильно изношена?
Существует несколько признаков, по которым можно без особого труда понять, что детали опоры шаровой тяги сильно изношены. При этом следует отметить, что от их исправного состояния напрямую зависит безопасность езды на транспортном средстве. Итак, если автовладелец обнаружил нехарактерные стуки, которые более отчетливо слышны на поворотах или во время езды на неровных дорогах, пришло время посетить станцию технического обслуживания для диагностики. Возникновение скрипов в сильные морозы – также причина отправиться в автосервис.
Особенности самостоятельной проверки люфта в нижней опоре
Для того чтобы правильно проверить люфт в нижней опоре, необходимо поставить транспортное средство на ручной тормоз. Не забудьте поставить под задние колеса две колодки. Далее при помощи домкрата поднимаете сторону, которую проверяете. Под нижний рычаг в обязательном порядке следует подставить прочную подставку (для этого подойдет пень или бревно). Далее днище авто опускается на опору – если колесо вращается с трудом, скорее, всего шаровая нуждается в восстановлении или ремонте.
Менять или ремонтировать?
На шаровую опору цена не такая высокая, как думают многие автомобилисты. По сути, многие профессиональные мастера автомобильных сервисов считают данную деталь расходным материалом. Именно поэтому, как на старых, так и на новых моделях, лучше всего при выходе из строя данной детали попросту заменить ее.
Информация о товаре предоставлена для ознакомления и не является публичной офертой. Производители оставляют за собой право изменять внешний вид, характеристики и комплектацию товара, предварительно не уведомляя продавцов и потребителей. Просим вас отнестись с пониманием к данному факту и заранее приносим извинения за возможные неточности в описании и фотографиях товара. Будем благодарны вам за сообщение об ошибках — это поможет сделать наш каталог еще точнее!
- Начните чат с консультантом:
- ViberTelegram
- Социальные сети:
- Помощь
- Все марки авто
- Запрос по VIN
- Карта сайта
- Прайс-лист
- Шинный калькулятор
- О магазине
- О компании
- Новости
- Отзывы клиентов
- Статьи
- Бренды
- Профиль
- Вход
- Регистрация
- Курсы валют
- 1 USD 3.22
- 1 EUR 3.47
- 1 RUR 0.03
- EUR/USD 1.08
- Контакты
- +375 (29) 551-91-91
- +375 (44) 551-91-91
- checkparts@yandex.by
- Перезвонить мне
- Минск, ул. Уборевича 99, 227
Гос. Регистрация № 192223284 Выдано 25.02.14 Года Выдано Минским Городским Исполнительным Комитетом.
УНП 192223284 . г.Минск., ул.Уборевича, д.122, кв.36 Режим Работы Интернет-Магазина — Без Выходных.
Понедельник — Пятница С 9:00 До 19:00, Суббота С 9:00 До 16:00, воскресенье выходной.
Заказы Через Сайт Принимаются Круглосуточно
Принимаем к оплате
© Все права защищены 2023. Интернет-магазин автозапчастей checkparts.by. | Политика конфиденциальности.
Шаровая опора. Назначение, устройство, диагностика
Шаровые опоры устанавливаются в передней подвеске для соединения ступицы управляемого колеса с рычагом. По сути это шарнир, позволяющий колесу поворачиваться в горизонтальной плоскости и не дающий ему смещаться по вертикали. В свое время данная деталь пришла на смену шкворневому шарниру, который имел ряд конструктивных недостатков.
Устройство данной детали очень простое.
Основной элемент конструкции — конусообразный стальной палец 1. С одной стороны он, как правило, имеет резьбу для крепления к рычагу, с другой — наконечник в виде шара, отчего деталь и получила свое название. В некоторых опорах наконечник может иметь форму шляпки гриба.
На палец плотно одевается резиновый пыльник 2, который предотвращает попадание грязи, песка и воды внутрь опоры.
Сферический наконечник размещен в металлическом корпусе с антикоррозийным покрытием. Между сферой и корпусом имеются вставки 3 из износоустойчивого полимера (пластика), которые играют роль подшипника скольжения.
Такая конструкция позволяет пальцу вращаться и наклоняться подобно рукоятке джойстика, но не дает возможности смещаться в продольном направлении.
Первое время шаровые опоры делали разборными и снабжали масленкой для смазки. Но такая конструкция осталась в прошлом и теперь почти не встречается. Современные шаровые опоры не разбираются и не обслуживаются. Вышедшие из строя детали просто меняют, хотя в некоторых случаях имеется возможность ремонта.
Способы крепления и замена
В простейшем случае шаровая опора крепится к рычагу с помощью резьбового соединения (болт— гайка), реже используются заклепки. В этом случае замена отработавшей свое детали не представляет большой сложности.
Иногда опора запрессовывается в рычаг и фиксируется стопорным кольцом. Тогда для снятия ее придется выколачивать или выдавливать с помощью пресса.
В последнее время все чаще шаровая опора интегрируется в конструкцию рычага и составляет с ним одно целое. Такое решение продиктовано соображениями уменьшения массы, однако если опора выйдет из строя, менять ее придется в сборе с рычагом, что, естественно обойдется значительно дороже.
На поворотном кулаке палец опоры закрепляется при помощи гайки, которая фиксируется шплинтом.
Встречаются также подвески, в которых шаровая опора размещается на поворотном кулаке, где закрепляется болтовым соединением или путем запрессовки. Во втором случае для демонтажа опоры не достаточно отсоединить ее от рычагов, придется также снимать суппорт, диск и поворотный кулак.
Замена данной детали обычно доступна автолюбителю среднего уровня подготовленности, но в некоторых случаях может потребоваться специфический инструмент и серьезные усилия для откручивания закисших болтов. Если не уверены, лучше сразу обращайтесь в автосервис, где заодно проверят и отрегулируют развал-схождение.
Причины изнашивания шаровых опор
Первый фактор — это время. Постоянное вращение сферического наконечника внутри опоры приводит к постепенному истиранию полимерного вкладыша. В результате появляется люфт, палец начинает болтаться.
Второй фактор — частые ударные нагрузки во время езды по неровностям дороги, особенно на большой скорости.
И наконец, главный фактор — поврежденный пыльник. Обычно это происходит из-за естественного старения резины, реже встречается повреждение механического происхождения. Если резина пыльника треснула или порвалась, внутрь шаровой опоры быстро проникнет грязь, из-за которой трение усилится, а разрушение пойдет ускоренными темпами. Если повреждение пыльника заметить вовремя и сразу заменить его, возможно, выход детали из строя удастся предотвратить. Но, к сожалению, мало кто регулярно осматривает свою машину снизу, а потому проблема обнаруживается обычно уже тогда, когда дело зашло слишком далеко.
Диагностика
О наличии люфта шаровая опора может заявлять глухим постукиванием, который ощущается в районе передних колес при езде по неровной дороге.
Зимой может быть слышен скрип, если внутрь попала вода и замерзла при минусовой температуре.
Во время движения по прямой машина может вилять.
Еще один симптом проблемы с шаровой опорой — для поворота руля приходится прилагать больше усилий, чем прежде.
В большинстве случаев наилучшее место для проведения диагностики автомобиля — сервисный центр. Особенно это касается осмотра и ремонта ходовой, для чего требуется подъемник или смотровая яма. Но если соответствующие условия имеются в собственном гараже, то кое-что можно сделать и там.
Во-первых, проверить состояние пыльников. Даже небольшие трещины на них — повод для их немедленной замены. Если пыльник поврежден серьезно, значит внутрь опоры уже наверняка попала грязь и скорее всего успела сделать свое черное дело. А потому заменой одного лишь пыльника не обойтись, шаровую также необходимо заменить.
Для верности следует проверить наличие или отсутствие люфта. При помощи домкрата или другим способом вывесите колесо и попробуйте пошевелить, взявшись за него сверху и снизу. Если обнаружится люфт, пусть ваш ассистент выжмет тормоз, и попробуйте покачать снова. Если люфт остался, значит виновата шаровая опора, в противном случае имеется проблема в ступичном подшипнике.
Разболтанность опоры можно также выявить, пошевелив ее с помощью монтировки.
При наличии люфта деталь подлежит замене. Причем сделать это нужно незамедлительно.
Что будет, если ездить с разболтанной шаровой опорой
Даже небольшой люфт в опоре увеличит нагрузку на рычаги и подшипник в ступице и ускорит их износ.
Дальнейшее игнорирование проблемы может привести к другим серьезным неисправностям подвески. Наихудший сценарий — вырывание опоры в процессе движения автомобиля. Машина становится почти неуправляемой, колесо выворачивается, повреждая крыло. Если такое случится на высокой скорости, серьезной аварии избежать вряд ли удастся, последствия будут зависеть от опыта и хладнокровия водителя и, конечно, от везения.
Заключение
Конечно, от неисправностей или аварийных ситуаций никто не застрахован, но если хотя бы время от времени делать осмотр и диагностику ходовой части, многие проблемы можно вовремя заметить и предотвратить. В частности, это касается состояния шаровых опор и их пыльников.
Если деталь разболтана, можно попытаться найти мастера, способного ее отремонтировать, и таким образом сэкономить немного денег. Наиболее грамотный способ ремонта заключается в заливке внутрь корпуса опоры расплавленной при температуре около 900 °C полимерной массы. Заливаемый под давлением полимер заполняет зазоры и устраняет таким образом люфт.
Если такой возможности нет или кустарный ремонт вызывает сомнения, то остается единственный путь — покупка новой детали. Но остерегайтесь низкокачественных подделок, коих немало, особенно если покупать на рынке.
В интернет-магазине Китаец имеется широкий выбор запчастей для автомобилей, произведенных в Китае и не только. В том числе вы можете подобрать здесь и шаровые опоры — как оригиналы, так и качественные аналоги.