Где находится датчик положения распредвала
Перейти к содержимому

Где находится датчик положения распредвала

  • автор:

Как проверить датчик положения распредвала своими руками за 10 минут

Датчик положения распредвала

Ремонт

Автор 7-gear На чтение 12 мин Просмотров 47.8к. Опубликовано 21 февраля, 2022

Для обеспечения безупречной работы двигателя внутреннего сгорания необходима правильная настройка различных систем и механизмов. Современные ДВС могут управляться микропроцессорной программой, которая в автоматическом режиме способна снимать показания о положении тех или иных агрегатов, чтобы оптимизировать работу силовой установки. От исправности датчиков, позволяющих точно передать важную информацию, во многом будет зависеть экономические и динамические показатели мотора.

Что такое датчик положения распредвала

Датчик положения распредвала или датчик фаз представляет собой миниатюрное устройство, которое устанавливается в системе газораспределения автомобиля. Получаемые от сенсора импульсы необходимы блоку управления двигателем для обеспечения правильного момента впрыска топлива.

Даже при незначительной неисправности датчика могут наблюдаться существенные отклонения в работе двигателя, поэтому важно своевременно выявлять нарушения работоспособности этой детали и устранять их.

Устройство датчика положения распредвала

Внутри ДПРВ находится датчик Холла, который реагирует на изменение магнитного поля. Переменные параметры этого значения позволяют своевременно передавать импульс на ЭБУ. Сигнал подается при положении определенных цилиндров в ВМТ, что позволяет идеально установить момент, когда необходимо осуществить впрыск топлива в камеру сгорания.

Как правило, корпус датчика распредвала изготавливается из прочного пластика. Этот материал не обладает магнитными свойствами, поэтому не препятствует распространению сил, на которые реагирует чувствительный элемент устройства. Внутри ДПРВ также находится магнит, полупроводник и интегральная микропроцессорная схема. В зависимости от типа датчика изделие может оснащаться 2 или 3 выходными контактами.

Назначение датчика положения распредвала

Датчик фаз необходим для передачи импульса, который указывает ЭБУ на положение коленвала в верхней мертвой точки поршня в одном из цилиндров. Если управляющая программа «знает» точно, в какой момент времени подвижный элемент находится в ВМТ, то подача топлива будет осуществлена в наиболее подходящий момент.

Если ДПРВ работает неправильно, то впрыск бензина осуществляется несвоевременно. В таком случае будет наблюдаться перерасход горючего и существенное снижение мощности двигателя. Иногда, неисправность датчика вызывает невозможность запуска двигателя.

Устройство ДПРВ

Принцип работы датчика положения распредвала

Работа ДПРВ зависит не только от наличия исправных компонентов внутри изделия. Непосредственно на распределительном вале находится задающий диск. Без специального импульсного колеса работа датчика фаз в принципе невозможна. На задающем диске имеются специальные выступы, которые оказываясь в непосредственной близости от чувствительного элемента, и формируют управляющий сигнал.

Работа датчика распределительного вала тесно связана с датчиком коленвала. Особенностью функционирования этих устройств заключается в том, что за 2 оборота коленвала распредвал делает только 1 оборот. Таким образом слаженная работа двух сенсорных элементов позволяет ЭБУ установить момент положения каждого цилиндра, когда поршень находится в положении верхней мертвой точки при обоих закрытых клапанах.

Как работает датчик ДПРВ

Если работа датчика фаз основана на эффекте Холла, то момент, когда необходимо послать импульс на ЭБУ определяется по изменению магнитного поля. Датчики положения распределительного вала могут быть также следующей конструкции:

  • Индуктивные – такие устройства работают на обнаружение металлических предметов в постоянном магнитном поле. Как правило, реакция происходит на появление в поле «видимости» стального зубца расположенного на распределительном вале.
  • Оптические – принцип работы датчиков этого типа основан на приеме светового луча, который прерывается при прохождении через перфорированный диск.

Датчики, в основе которых лежат принципы индуктивности и эффекта Холла применяются наиболее часто. Оптические устройства можно встреть лишь на некоторых моделях автомашин.

Где находится датчик положения распредвала на двигателе

Для того чтобы выполнить диагностику и, при необходимости, замену датчика распредвала необходимо знать, где находится эта деталь. Несложно догадаться, что искать изделие следует в непосредственной близости от газораспределительного механизма. В большинстве автомобилей расположение датчика распредвала может быть в районе головки блока цилиндров.

Наиболее часто обнаружить эту деталь можно возле верхней части ремня ГРМ. В некоторых моделях устройство может быть установлено также возле задней стенки ГБЦ.

Где находится ДПРВ

Признаки неисправности датчика распредвала

О необходимости замены распредвал датчика следует задуматься, когда проявляются следующие признаки неисправности:

  • Существенно увеличивается расход топлива.
  • Двигатель не заводится.
  • Фиксация коробки передач в одном положении.
  • Нестабильная работа двигателя.

По причине несвоевременного впрыска топлива происходит перерасход горючего. Данный симптом может указывать и на иные технические проблемы, но если наблюдаются и другие признаки выхода из строя ДПРВ, то следует в первую очередь проверить датчик положения распредвала.

Мотор часто не запускается по причине отсутствия искры в цилиндрах. Такая поломка может наблюдаться, когда ЭБУ не получает сигнал от датчика распредвала.

Если происходит фиксация коробки-автомат на какой-либо одной передаче, то следует также следует проверить датчик распредвала. Такой диагностический признак может наблюдаться довольно часто. Если коробка заклинила, то потребуется перезапуск двигателя.

При неисправности датчика распредвала могут загораться лампочка Check Engine. Происходит такая реакция на поломку сенсора, как правило, при работе двигателя на холостых оборотах. При увеличении частоты вращения коленвала индикатор может погаснуть, но когда обороты снова достигнут минимальных значений, лампочка снова загорится.

Что будет при неисправности датчика положения распредвала

Если датчик распредвала неисправен, то в камеру сгорания может поступать чрезмерное количество топлива. При длительной эксплуатации автомобиля в таком режиме на поршнях может наблюдаться значительное отложение нагара, который очень негативно влияет на ресурс силового агрегата. При наличии нагара будет наблюдаться не только повышенный износ внутренних деталей двигателя, но и проявляться эффект калильного зажигания.

Различные толчки и рывки во время движения автомобиля также проявляются часто, если неисправен датчик положения распредвала. Двигатель может заглохнуть в любой момент, что может спровоцировать аварийно опасную ситуацию.

Ошибка датчика распредвала может вызывать отклонения в качестве выхлопных газов от нормы, поэтому эксплуатация с неисправной деталью может существенно навредить экологии.

Неисправность ДПРВ

Возможные причины неисправности ДПРВ

Датчик распределительного вала является очень качественным и надежным устройством, но при длительной эксплуатации деталь может выходить из строя, если подвергается воздействию негативных факторов. Механическое повреждение детали не является единственной причиной ее поломки. Перестать работать датчик распредвала может также в следующих случаях:

  • Нарушена целостность подключаемой проводки. Возможен как разрыв проводников, так и отсоединение фишки. Замыкание положительный контактов на «массу» также станет причиной неработоспособности детали.
  • Окисление контактов. Если между соединяемыми электрическими элементами присутствует влага, то в процессе длительной эксплуатации образуется диэлектрический налет на контактах, который препятствует прохождению тока.
  • Обрыв экранной оплетки сигнального провода датчика. При передаче сигнала от датчика к ЭБУ не должно быть помех. Если повреждена внешняя оболочка, то даже при исправном сенсоре двигатель будет работать нестабильно.
  • Неисправен электронный блок управления. Если вышел из строя ЭБУ, то двигатель работать не будет, даже когда ДПРВ находится в рабочем состоянии.
  • Нарушение зазора между ДПРВ и контактным элементом.
  • Торцевое биение шестерни распределительного вала.

Если ранее проводились ремонтные операции со снятием ГБЦ, то, возможно, датчик не был снова подключен, после установки новой или отремонтированной головки блока цилиндров.

Способы проверки датчика распредвала

Проверка датчика фаз может осуществляться самостоятельно. Для выполнения этой работы не требуется обладать специальными навыками. Техническое оснащение также может быть минимальным. В большинстве случаев достаточно подготовить мультиметр и несколько гаечных ключей, чтобы выполнить весь объем диагностических операций.

Проверка ДПРВ

Проверка работоспособности датчика положения распредвала без диагностики

Проверить датчик можно и без выполнения диагностических операций. Достаточно получить доступ к детали и тщательно ее осмотреть. Если в процессе эксплуатации был поврежден корпус изделия, то дальнейшая эксплуатация невозможна. Более того, причиной неисправности стала именно разгерметизация внешней оболочки, поэтому потребуется замена устройства. В процессе эксплуатации устройство должно быть надежно защищено от негативного воздействия. Вода, грязь или моторное масло могли попасть внутрь изделия и вызывать неисправность датчика.

Наличие металлической стружки на корпусе датчика также может являться существенным препятствием на пути нормальной работы элемента. Также может износиться задающий диск. Этот элемент часто повреждается механически, что влечет за собой отсутствие сигнала положения распределительного вала.

Качественно проверить датчик распредвала можно только с помощью мультиметра или осциллографа. Первый способ является более простым, второй – дает большее количество точной информации.

Как проверить датчик положения распредвала мультиметром

Эффективная диагностика распределительного вала с применением тестера или мультиметра может быть осуществлена следующим образом:

  • Демонтаж датчика. Деталь необходимо снять с автомобиля. Для выполнения этой операции достаточно отсоединить контактные провода и открутить винт крепления.
  • Подготовить небольшой предмет из черного металла.
  • Перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока.
  • Проверить питание на контактных проводах. Для этой цели следует включить зажигание и замерить напряжение на крайних контактах фишки.
  • Подать на датчик рабочее напряжение (12 В).
  • Замерить вольтметром напряжение между положительным контактом и сигнальным выходом. (как правило, сигнальный выход расположен посередине фишки).
  • Напряжение должно составлять не менее 10,8 В.
  • Поднести к торцевой части датчика заранее подготовленный металлический предмет. При этом напряжение должно упасть до 0,4 В.

Если изменение напряжения не будет зафиксировано, то датчик необходимо менять. При отсутствии питающего напряжения на фишке следует проверить электрическую проводку автомобиля на предмет повреждения.

Проверка мультиметром

Как проверить датчик распредвала ВАЗ 2114

Датчик ВАЗ 2114 находится возле воздушного фильтра около ГБЦ. Распиновка датчика положения распредвала в этом автомобиле следующая:

  • Контакт «А» — «минус»,
  • Контакт «В» — «плюс».
  • Контакт «С» — сигнальный.

Находятся силовые контакты по краям фишки. Серединный вывод («С») является сигнальным именно по нему можно определить исправность устройства. Для выполнения диагностической операции также потребуется подключить к крайним проводам электрическое напряжение 12 Вольт, а затем выполнить замеры на серединном контакте. Напряжение должно составлять не менее 90% от этого значения (не менее 10,8 В).

На следующем этапе диагностики возле контактной части датчика фаз размещается предмет из магнитной стали. Если при этом напряжение снизилось до 0,4 Вольта, то устройство можно дальше эксплуатировать.

Как проверить датчик фаз (ДПРВ) с помощью осциллографа

Датчик фаз (ДПРВ) можно более точно проверить с помощью осциллографа. Для того чтобы сделать замеры следует подключить измерительное устройство к центральному контакту сенсора. Исправный датчик будет генерировать ровную диаграмму-рассечку с одним пиком, указывающим на момент прохождения основного рабочего импульса. При наличии иной осциллограммы потребуется дополнительная проверка. Выполнить проверку датчика осциллографом можно только на заведенном двигателе или специальном диагностическом стенде.

Проверка осциллографом

Замена датчика положения распредвала

Если фишка на датчик распредвала и само устройство были проверены, и в процессе диагностики была выявлена неисправность ДПРВ, то потребуется приобрести новое устройство. Установка детали может быть выполнена самостоятельно.

Как заменить датчик распредвала своими руками

Если ДПРВ не был ранее демонтирован, то работа по замене этой детали должна выполняться в такой последовательности:

  • Снять минусовую клемму с аккумулятора.
  • Отсоединить разъем датчика с проводами.
  • Открутить болт удерживающий датчик (в большинстве случаев необходима торцевая головка на 10).
  • Извлечь датчик положения распределительного вала из посадочного гнезда.
  • Установить новое устройство, предварительно установив уплотнительное резиновое кольцо.

При установке нового датчика следует обязательно выставить зазор между контактной частью устройства и ответчиком (расстояние должно быть в пределах 0,5-1,2 мм). В противном случае режим подачи топлива в цилиндры не будет идеальным. После установки датчика к его разъему присоединяют фишку с проводами.

Замену датчика фаз газораспределения несложно выполнить даже в том случае, когда такая работа осуществляется впервые. Если четко следовать пошаговым рекомендациям, изложенным в этой статье, то после установки новой детали автомобиль будет работать в штатном режиме. Неисправность датчика фаз может вызывать очень серьезные отклонения в работе двигателя внутреннего сгорания. Иногда, по этой причине возможность эксплуатации автомобиля может быть полностью ограничена. Если же мотор заводится, то при наличии неисправного ДПРВ будет наблюдаться перерасход топлива и другие негативные проявления.

4 основных способа проверки датчика распредвала на авто

Датчик распредвала

Ремонт

Автор 7-gear На чтение 10 мин Просмотров 95.9к. Опубликовано 25 сентября, 2021

Датчик распредвала играет важную роль в работе современных транспортных средства. Однако многие автовладельцы даже не слышали об этом компоненте, не говоря уже о его функциях.

Что такое датчик распредвала

В головке блока цилиндров двигателя расположен распредвал (1 или 2). Он снабжен выступами со смещением от центра, для управления впускными и выпускными клапанами.

Чтобы узнать, какой цилиндр на рабочем ходе, компьютер транспортного средства отслеживает вращательное положение распределительного вала по отношению к коленвалу.

Основная функция этого датчика состоит в правильном установлении положения первого цилиндра. Для этого датчик работает вместе с ДПРВ, отправляя сигналы в компьютер (ЭБУ), который использует эти сигналы для синхронизации в то время, когда устройство считывает канавки и вершины шестерен распределительного вала, он может определять положение клапанов. Соответственно, происходит правильная синхронизация последовательности топливных форсунок. Эти сигналы нужны, чтобы правильно определять, когда цилиндр номер один в верхней мертвой точке, а также использует сигналы от этих двух датчиков для генерации искры зажигания. В определенных двигателях с регулируемой синхронизацией датчик также применяется для проверки привода распределительного вала.

Предполагаемые проблемы с датчиком:

  • компьютер (ЭБУ) функционирует в аварийном режиме;
  • начинает гореть индикатор проверки двигателя;
  • сложности в запуске машины;
  • двигатель ТС начинает глохнуть;

Если автомобиль просканирован, он должен показать код неисправности.

Принцип работы датчика положения распредвала

Его работа происходит согласно принципу Холла. Этот принцип работы датчика означает, что при вращении зубчатого венца меняется элемент Холла в головке датчика. Эти изменения отправляются в блок управления, где они оцениваются для определения нужных сведений.

Крайне важно тщательно проверить датчик фаз. Проверка датчика положения не занимает много времени и может быть выполнена самостоятельно.

Принцип работы датчика распредвала

Признаки неисправности датчика распредвала

Если датчик неисправен, компьютер не знает, когда запускать форсунки, и может не активировать их. Плохие показания также приводят к перекосу момента зажигания, что повлияет на экономию топлива в автомобиле. Использование этого датчика происходит одновременно с датчиком положения коленчатого вала. Это необходимо, чтобы контролировать угол опережения зажигания. Достаточно часто встречаются поломки этого датчика, которые объяснимы утечкой тепла и масла. Это происходит из-за его расположения.

Поломка датчика положения распределительного вала чаще всего вызвана утечками масла. В таких случаях есть только одно решение — ремонт или замена. При замене проверяют выравнивание ремня газораспределительного механизма, чтобы жидкости не попадали в монтажный кронштейн датчика положения области. В некоторых случаях обновляется программное обеспечение при установке.

Необходимо использовать подходящее масло для двигателя. Соответственно, распределительный вал останется идеально смазанным, так как это очень важно для правильной работы двигателя.

Непрерывное движение этого компонента вызывает недостаток смазки, что значительно сокращает срок его службы. Когда масло полностью опустится из-за того, что автомобиль не использовался в течение многих дней, масляному насосу потребуется некоторое время, чтобы отправить его в верхнюю часть двигателя. Эта ситуация в определенных моделях двигателей вызывает проблемы с гидравлическими толкателями и, как следствие, является причиной для более серьезных проблем.

Неисправность датчика распредвала

Несмотря на небольшие размеры, датчик распределительного вала считается очень ценным магнитным устройством, которое собирает и отправляет сведения о скорости распредвала ТС блоку управления двигателем. Поскольку сигналы, которые отправляются на корпус компьютера, прерываются из-за проблем с распределительным валом, это оказывает влияние на рабочее состояние автомобиля.

Основные симптомы могут подсказать, что датчики распределительного вала, скорее всего, уже нуждаются в замене. Иногда возникают трудности с запуском машины. После того, как авто тронется, можно будет столкнуться с потерей скорости, уменьшением мощности двигателя и аномальным ускорением. Это основный признак неисправности.

Также к наиболее частым признакам, указывающим на предполагаемое повреждение распредвала, относятся то, что автомобиль нельзя завести и доносится стук из-за плохой зубчатой муфты или износа втулок. Кроме того, недостаток мощности можно объяснить плохой опорой вала. Если доносится громкий шум в этой области двигателя, это явный признак того, что распредвал не заедает. Это означает полное сцепление деталей, что препятствует скольжению. Игнорирование любого из этих симптомов потребует больше времени и расходов.

Когда существует ошибка датчика распредвала, то он не будет работать должным образом. В итоге бортовой компьютер не сможет определить расположение поршней и клапанов, поэтому будет невозможно отправить данные о том, когда зажигать искру или какой должен быть импульс. Существуют различные причины неисправности и важно ознакомиться с ними.

Ошибка датчика фаз(ДПРВ)

Данная проблема может обернуться тем, что двигатель будет функционировать в попарно-параллельном режиме подачи топлива. Форсунки будут работать интенсивнее и расход топлива сильно увеличится, как и токсичность выхлопных газов. Также не исключены и проблемы с самодиагностикой. Откладывать замену крайне нежелательно.

Где находится датчик положения распредвала(датчик фаз)

То, как расположен распредвал зависит от различных характеристик двигателя. Однако найти его несложно. В некоторых модификациях он находится внизу, под блоком цилиндров. Чаще всего можно увидеть модификации двигателей, распредвал которых расположен в головке блока цилиндров (сверху ДВС). Во втором случае ремонт и регулировка газораспределительного механизма намного проще, чем в первом.

Модификации V-образных двигателей снабжены ремнем ГРМ. Он находится на развале блока цилиндров, а иногда и собственным газораспределительным механизмом. Сам распредвал закреплен в корпусе с помощью подшипников, что дает возможность ему вращаться непрерывно и постепенно. В оппозитных двигателях конструкция ДВС не допускает установку распредвала. Однако у каждой стороны собственный газораспределительный механизм, но его функционирование синхронизировано.

Как проверить датчик положения распредвала

Итак, что нужно сделать:

  1. Начинать нужно с осмотра электрического разъема и проводов датчика. После чего убирается разъем и осматривается на наличие следов ржавчины или загрязнений. Эти проблемы мешают нормальному электрическому контакту.
  2. Важно также посмотреть, нет ли повреждений кабелей: разрывов, плохой фиксации и следов ожогов от находящихся по близости горячих деталей. Провода должны находиться далеко от свечей зажигания или катушек зажигания. Из-за их близкого расположение может быть нарушен сигнал датчика.
  3. После этих манипуляций нужно воспользоваться цифровом мультиметром. Это устройство требуется для проверки напряжения переменного тока (AC), либо постоянного (DC), в соответствии с определенным видом датчика положения коленчатого вала.
  4. В случае определенных датчиков также необходима проверка проводов с помощью электрического разъема. Однако такая проверка не во всех случаях возможна. Также можно посмотреть, получится ли извлечь разъем датчика и подсоединить медный провод к клеммам. Затем повторно вставить разъем так, чтобы два провода прошли через корпус разъема. Есть и еще один вариант — иглой проткнуть все провода. Главное не закоротить их в процессе проверки. Если используется последний метод, нужно покрыть изолентой отверстия для штифтов.

Проверка датчика распредвала

Тестирование датчика коленчатого вала может быть затруднено, если конкретный тип конструкции неизвестен. Перед подобными действиями потребуется установить, является ли датчик индукционным датчиком или генератором Холла. Их не всегда легко опознать по внешнему виду. Если на разъеме три контакта, нельзя сделать точных заявлений о соответствующем типе. Здесь будут полезны конкретные спецификации производителя. Если тип конструкции не был окончательно уточнен, омметр нельзя задействовать для испытаний. Напряжение от измерительного прибора, применяемого для проверки сопротивления, может вывести из строя генератор Холла!

Проверка двухпроводного индуктивного датчика распределительного вала

Датчик положения распределительного вала не проверяется в большинстве регулярных служб, но на автомобиле есть предупреждающие симптомы того, что ему в скором времени потребуется замена. По причине того, что он посылает данные на распределительный вал, когда датчик ломается, у двигателя возникают проблемы и нарушается его нормальное функционирование. Контрольная лампа также должна загореться.

Как правильно проверять двухпроводной датчик:

  1. Поставить мультиметр на «вольт переменного тока».
  2. Повернуть ключ зажигания.
  3. Удостовериться в том, что хватает мощности, которая протекает по цепи. Подготовить провода мультиметра. Коснуться одним из щупов заземления, а вторым — всех проводов датчика. Если провода не находятся под напряжением, то в цепи существуют определенные неисправности.
  4. Запустить двигатель.
  5. Далее нужно щуп измерителя приставить к одному из проводов датчика, а другой щуп подставить к другому проводу. Затем проверяются показатели на дисплее глюкометра и результаты сопоставляются со спецификациями в инструкции к ТС. Изменяющийся сигнал должен быть между 0,3 и 1 вольт.
  6. Когда никаких сигналов нет, то это говорит о том, что починить датчик уже не получится и его требуется заменить.

Проверка трехпроводного ДПРВ

Как протестировать дпрв датчик:

  1. Нужно установить провод питания, «земли» и сигнальный провод, затем проверить сохранность проводки, идущей к датчику.
  2. Мультиметр переводят в режим DC.
  3. Помощник должен включить зажигание без запуска мотора.
  4. Черный щуп мультиметра нужно соединиться с «землей» (деталь двигателя из металла), а красный – с проводом дпкв дпрв.
  5. Второй человек должен запустить двигатель.
  6. Нужно приложить щуп красного цвета к сигнальному проводу ДПРВ, а темный щуп к проводу заземления.

Если датчик неисправен, то напряжение будет ниже установленного в руководстве по ремонту. Когда никаких проблем не обнаружено, то причина, может быть, в различных сбоях.

Как проверить датчик распредвала мультиметром Проверка датчика распредвала

Как проверить дпрв:

  1. Найти заземление, питание и сигнальные провода с помощью инструкции по ремонту транспортного средства.
  2. Поставить прибор на постоянное напряжение для проверки цепи датчика.
  3. Активировать зажигание, двигатель должен быть выключен.
  4. Использовать темный кабель мультиметра для «земли», а второй для провода питания.
  5. Удостовериться в показаниях прибора и провести сравнения с показаниями в руководстве.
  6. Второй человек должен запустить двигатель ТС.
  7. Коснуться заземляющего провода темным кабелем и сигнального провода красным щупом.
  8. Проверить показания и сопоставить их с информацией в руководстве по эксплуатации ТС.

Если показания напряжения ниже, чем должно быть в инструкции или если не хватает какого-либо сигнала, то с датчиком серьезные проблемы. Его нужно извлечь и внимательно смотреть на повреждения. Причина, может быть, в сильных физических повреждениях.

Проверка ДПРВ с помощью осциллографа

Проверка датчика фаз осуществляется с помощью электронного осциллографа. Требуется подключиться к датчику и взять с него осциллограмму.

Как выглядит процедура проверки:

  • измерительный щуп нужно подсоединиться к сигнальному проводу осциллографа;
  • требуется поставить диапазон измерения напряжения до 450 В;
  • нажать на «Пуск» и снять сигнал с датчика на дисплее.

Замена датчика распредвала

Поломка или выход из строя распредвала случаются очень редко. Это достаточно дорогостоящая деталь, поэтому ремонт может быть проблемным.

Итак, как выглядит замена датчика положения распредвала:

  1. Найти датчик.
  2. Извлечь отрицательный провод аккума.
  3. Снять электрический разъем с датчика, щелкнув на язычок и выдвинув его.
  4. Удалить крепежный винт датчика. Потребуется также снимать крепежные болты.
  5. Извлечь датчик из ТС.
  6. Далее идет установка работающего датчика положения распредвала.
  7. Нужно вставить датчик прямо и совместить фланец болта с монтажным отверстием.
  8. Затем поставить крепежные винты датчика и затянуть гаечным ключом или трещоткой с помощью торцевого ключа подходящего размера.
  9. Далее требуется переустановить электрический разъем.
  10. Нужно установить отрицательный провод аккума.
  11. Подсоединяется отрицательная клемма к аккуму.

Наконец, датчик распредвала, способный определять положение распределительного вала на всех фазах его цикла вращения — для отправки этих данных в ЭБУ — занимает решающую роль в управлении двигателем. Действительно, это позволяет ЭБУ знать положение каждого клапана и соответствующим образом регулировать в режиме реального времени количество впрыскиваемого топлива. В случае неисправности будет сложнее запустить двигатель, иногда это и вовсе становится невозможным. Двигатель будет страдать от гораздо большего количества пропусков зажигания и даже из-за чрезмерного расхода топлива.

Датчик положения распредвала: расположение, неисправности и проверка

Датчик положения распределительного вала

Проблемы в работе ДПРВ могут серьёзно угрожать безопасности водителя и пассажиров. Представьте ситуацию: вы едете в плотном потоке крупного города, и вдруг двигатель резко теряет мощность, что приводит к значительному снижению скорости движения вашего автомобиля. Очень часто всё заканчивается ДТП, поскольку едущий сзади водитель попросту не успевает среагировать.

Ещё один вариант – во время движения двигатель глохнет, отключается гидроусилитель руля, из-за чего вы не можете вписаться в резкий поворот. Ситуация печальная и такое действительно происходит. В иных ситуациях вы просто выходите из дома, чтобы отправиться на работу, а двигатель вообще не запускается.

В этой статье будут рассмотрены основные признаки неисправности ДПРВ. Также вы узнаете, где расположен датчик распредвала, и как проверить его самостоятельно. Но для начала попробуем разобраться в том, для чего он вообще нужен.

Что такое ДПРВ (датчик положения распределительного вала)?

Головка блока цилиндров силового агрегата содержит 1-2 распределительных вала. Они оснащены специальными лопастями, отвечающими за управление впускными и выпускными клапанами. Также в блоке установлен коленчатый вал, который приводит в движение распредвал посредством шестерней, ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ) или цепи ГРМ.

ДПРВ собственной персоной

Для определения рабочего цилиндра ЭБУ двигателя анализирует положение поворота распредвала по отношению к текущей позиции коленвала. Именно эту информацию сообщает ДПРВ. Блок управления использует полученные данные для коррекции работы топливных форсунок и искрообразования. А это значит, что от работоспособности датчика распредвала зависит экономия топлива, эффективность работы мотора и уровень вредных выбросов.

Сегодня автомобили оснащаются ДПРВ двух разновидностей – электромагнитные (индуктивные) и датчики Холла. Датчики применяются для передачи сигнала на блок управления ДВС.

Индуктивный датчик вырабатывает сигнал переменного тока, его легко идентифицировать по двум проводам. А вот датчику Холла для создания сигнала необходимо дополнительное питание, поэтому к нему идёт ещё один провод (всего три).

Важно! Датчик положения распредвала функционирует в гармонии с датчиком положения коленвала.

Проблемы, которые может создать неисправный датчик распредвала

Неисправности ДПРВ могут привести к появлению различных проблем. Всё зависит от конкретного автомобиля и поломки самого датчика. Наиболее часто автомобилисты упоминают следующие признаки неисправности датчика распредвала:

  • Блокировка трансмисии на одной скорости. Для снятия блокировки приходится глушить и снова запускать двигатель. Явление может проявляться через определенные промежутки времени.
  • Существенное снижение мощности двигателя. К примеру, часто автомобиль невозможно разогнать выше 55-60 км/ч.
  • Двигатель может внезапно заглохнуть.
  • Если сбои ДПРВ начинаются на ходу, автомобиль может дергаться, при этом мощность двигателя заметно падает.
  • Пропуски зажигания, затрудненный запуск или захлебывание двигателя, плохая динамика.
  • Иногда вышедший из строя датчик положения распределительного вала попросту блокирует образование искры, поэтому машину вообще не удается завести.

Что приводит к сбоям в работе ДПРВ

Как и любой элемент автомобиля, датчик распредвала в определенный момент перестаёт работать. Например, это происходит в результате износа внутренней части или провода. В зависимости от типа используемого датчика различаются и проблемы в работе двигателя. Как только «мозги» автомобиля обнаружат сбой в работе ДПРВ, на панели приборов загорится значок Check Engine, а в памяти блока управления сохранится диагностический код неисправности. Это упростит поиск проблемы в дальнейшем.

Check Engine на приборном щитке

Ошибки датчика распредвала (коды)

P0340 Отсутствует сигнал с датчика распредвала (обрыв цепи)
P0341 Недопустимое значение сигнала ДПРВ
P0342 Низкий уровень сигнала на входе цепи ДПРВ
P0343 Высокий уровень сигнала на входе цепи ДПРВ
P0344 Неустойчивый сигнал ДПРВ

Расположение ДПРВ

Расположение датчика положения распределительного вала зависит от конкретного двигателя. Как правило, он находится где-то в области головки блока цилиндров. Необходимо осмотреть верхнюю часть цепи или ремня привода ГРМ либо обратить внимание на заднюю часть ГБЦ. Некоторые производители «прячут» ДПРВ в специальных отсеках. Иногда силовой агрегат автомобиля может быть оснащен не одним, а несколькими датчиками.

Схема расположения ДПРВ в двигателе

Если визуальный осмотр не принёс никаких результатов, советуем изучить инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля. Если печатного издания под рукой нет, поищите информацию о расположении датчика распредвала через интернет.

Устранение неполадок ДПРВ

Если на панели уже загорелся индикатор Check Engine (он может светиться не постоянно, а появляться периодически), необходимо просто считать код неисправности с помощью диагностического устройства. Если у вас нет такого прибора и купить его невозможно, необходимо обратиться к специалистам.

После получения точного кода неисправности и его расшифровки, мы рекомендуем выполнить несколько несложных тестов. Не всегда наличие одного из перечисленных выше кодов неисправности ДПРВ свидетельствуют о том, что датчик обязательно подлежит замене. Иногда источником проблемы является повреждение проводки, разъема и т.д. Такие неполадки вполне реально устранить своими силами.

Но для проверки работоспособности самого датчика положения распредвала необходимо выполнить несколько действий. Конечно, сигнал сложно проверить, не имея специального оборудования. Но базовую информацию предоставит проверка датчика распредвала мультиметром.

Сначала визуально проверьте, в каком состоянии находится разъем датчика и провода, которые к нему идут. Убедитесь в том, что там нет грязи, масла или ржавчины, которые могут создавать перебои. Проверьте провода на отсутствие повреждений. Иногда проблемы создают переломанные провода, плохие контакты или дефекты изоляционного слоя, вызванные воздействием повышенных температур. Провода ДПРВ не должны контактировать с высоковольтными проводами системы зажигания.

После этого берём в руки цифровой мультиметр, он «умеет» проверять значение переменного и постоянного тока (AC и DC, соответственно). Но вам заранее необходимо получить информацию о том, какими должны быть эти показатели для используемого на вашем авто датчика.

В некоторых датчиках разъемы устроены так, что вы можете подключить к ним дополнительные провода для считывания данных мультиметром.

Если это невозможно, попробуйте отключить разъем ДПРВ и подключить тонкие медные провода к каждой клемме разъема. После этого установите разъем на место, чтобы из его корпуса торчали два провода.

Ещё один вариант – пробить каждый из проводов иглой или булавкой (делайте всё аккуратно, чтобы не замкнуть провода!). После такой диагностики поврежденные участки изоляции следует хорошо замотать изолентой, чтобы внутрь не попадала влага.

Проверка двухпроводного датчика положения распредвала:

  • Если в авто используется электромагнитный ДПРВ, переведите мультиметр в режим AC.
  • Другой человек должен включить зажигание, провернув ключ в замке, не запуская при этом двигатель.
  • В цепи должно появиться напряжение. Один из щупов мультиметра соедините с «землей» (любой металлический компонент двигателя), а второй по очереди подключайте к проводам датчика распредвала. Отсутствие тока на всех проводах свидетельствует о проблеме в проводке, которая идёт к датчику.
  • Попросите человека в машине запустить двигатель.
  • Прикоснитесь одним щупом мультиметра к одному проводу разъема ДПРВ, а вторым – к другому. На экране прибора появятся значения, которые следует сравнить с рабочими показаниями, приведенными в инструкции по эксплуатации авто. Как правило, показатели на экране меняются в пределах 0,3-1 вольта.
  • Отсутствие сигнала свидетельствует о неисправности датчика распредвала.

Проверка трехпроводного ДПРВ:

  • Идентифицируйте провод питания, «земли» и сигнальный провод (воспользуйтесь инструкцией по ремонту), после чего проверьте целостность проводки, которая идет к датчику. Мультиметр надо перевести в режим DC.
  • Другой человек должен включить зажигание, не запуская мотор.
  • Черный щуп мультиметра соединяем с «землей» (любая металлическая деталь двигателя), а красный – с проводом питания ДПРВ. Полученные результаты следует сравнить с данными с инструкции по эксплуатации.
  • Помощник должен запустить двигатель.
  • Дотроньтесь красным щупом мультиметра к сигнальному проводу ДПРВ, а черный щуп соедините с проводом заземления. В случае неисправности датчика напряжение будет ниже заявленного в руководстве по ремонту. Иногда мультиметр вообще ничего не показывает, что также свидетельствует о выходе из строя датчика.
  • Снимите ДПРВ и проверьте элемент на наличие механических повреждений или загрязнений.

Ниже опубликовано видео, которое наглядно демонстрирует, как вы можете проводить такие испытания. В некоторых случаях электрическая цепь исправна, датчик во время тестов также выдает правильные показания. Возникает вопрос о том, почему же появляются ошибки и проблемы в работе двигателя? Иногда причины связаны с другими компонентами двигателя. Ошибки могут появляться из-за ослабленного ремня ГРМ или неисправности его натяжителя. Из-за этого ДПРВ будет передавать неправильный сигнал.

Тестирование датчика положения распределительного вала

Стоимость и замена датчика распредвала

Если результаты тестов окончательно убедили вас в том, что ДПРВ неисправен, его необходимо заменить. На многих автомобилях поменять датчик очень просто. Всё сводится к отключению электрического разъема, откручиванию лишь одного крепёжного болта, вытаскиванию старого и установке нового датчика. На других авто приходится попутно снимать несколько компонентов двигателя, иначе получить доступ к датчику не удастся. Для оценки возможности самостоятельной замены ДПРВ мы советуем изучить соответствующий пункт руководства по ремонту конкретного автомобиля. Стоимость датчика распредвала обычно составляет в пределах 30-100 долларов.

Итоги

В начале статьи мы упоминали неприятные последствия, к которым может привести поломка ДПРВ. Если вы обнаружили хотя бы один из признаков неисправностей датчика положения распределительного вала, советуем как можно быстрее диагностировать проблему. В противном случае вы можете просто встать посреди дороги. Начните со считывания кодов неисправностей, хранящихся в памяти ЭБУ и, при необходимости, проверьте сам датчик. Теперь вы уже знаете, как это делать с помощью обычного цифрового мультиметра. Очень часто решить проблему можно своими руками, не расходуя лишних денег на диагностику и замену.

Датчик положения распределительного вала (датчик фаз)

Здесь Вы найдете полезные основные сведения и важные советы о датчиках положения распределительного вала для автомобилей.

Датчик положения распределительного вала позволяет системе управления двигателем точно определять положение кривошипного привода. Эта информация необходима, в частности, для расчета времени зажигания и впрыска топлива. На этой странице Вы сможете ознакомиться с информацией о том, как проявляется неисправность датчика положения распределительного вала, и какие шаги следует предпринимать для поиска и устранения неисправностей.

Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.

Принцип действия

Принцип действия датчика положения распределительного вала

Неисправность датчика положения распределительного вала

Причина выхода из строя

Неисправность датчика положения распределительного вала

Поиск неисправностей

Проверка датчика положения распределительного вала

ПРИНЦИП РАБОТЫ ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДВАЛА : ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Задача датчиков положения распределительного вала состоит в точном определении положения кривошипного привода вместе с датчиком коленчатого вала. Благодаря комбинации обоих сигналов датчиков блок управления двигателем получает информацию о том, когда первый цилиндр находится в верхней мертвой точке.

Эта информация используется трижды:

  1. для начала впрыскивания при индивидуальном впрыскивании,
  2. для сигнала срабатывания электромагнитного клапана при системе впрыска насос-форсунками и
  3. для регулирования по детонации с выбором цилиндра.

Датчик положения распределительного вала работает по принципу Холла. Он считывает данные зубчатого обода, расположенного на распределительном валу. Напряжение Холла в ИС Холла, расположенной в головке датчика, по мере вращения зубчатого обода. Это изменяющееся напряжение передается на блок управления, который обрабатывает его для определения необходимых данных.

Датчик положения распределительного вала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *