Переключение передач (механическая коробка передач)
Передачу заднего хода включайте только в том случае, если автомобиль стоит на месте. Включая передачу заднего хода при работающем двигателе, нужно недолго подождать при полностью выжатой педали сцепления, чтобы при включении заднего хода понизить уровень шума коробки передач. Если включено зажигание, то при включении передачи заднего хода, загораются фары заднего хода.
Внимание. Никогда не включайте передачу заднего хода на ходу автомобиля — опасность происшествия.
Поделитесь с друзьями:
Ссылка на эту статью в различных форматах
TEXT HTML BB Code
Отзывы и комментарии посетителей
Комментариев пока нет
- Общая информация
- Неисправности в пути
- Руководство по эксплуатации
- Техобслуживание и уход
- Силовой агрегат
- Бензиновые двигатели
- Дизельные двигатели
- Система питания и управления
- Система смазки
- Система охлаждения
- Система впуска и выпуска
- Трансмиссия
- Сцепление
- Механическая коробка
- Автоматическая коробка
- Приводные валы
- Шасси (ходовая часть)
- Передняя подвеска
- Задняя подвеска
- Тормозная система
- Рулевое управление
- Кузов и салон
- Экстерьер (внешние элементы)
- Интерьер (внутренние элементы)
- Двери, замки и окна
- Отопление и кондиционирование
- Системы безопасности
- Электрооборудование
- Оборудование и приборы
- Силовые устройства
- Электрические схемы
- Электрические схемы (бензин)
- Электрические схемы (дизель)
Разборка коробки передач 02Т
1. Закрепить коробку передач на сборочном стенде (стрелки), как показано на рисунке ниже.
2. Подставить специальную улавливающую ванну для горючесмазывающих материалов.
3. Слить трансмиссионное масло в заранее подготовленную ванну.
4. Удалить вилку выключения сцепления вместе с выжимным подшипником и направляющей гильзой.
Выкрутить винты крепления (стрелки), показанные на рисунке ниже.
Извлечь вилку выключения с выжимным подшипником муфты выключения сцепления и направляющей гильзой из ведущего вала и шаровой цапфы, как показано на рисунке ниже.
5. Извлечь правый приводной вал с фланцем.
Для этой цели вкрутить два болта во фланец, придерживая вал с фланцем монтажным рычагом, как показано на рисунке ниже.
Извлечь вал с фланцем с пружиной сжатия, упорным кольцом и коническим кольцом.
6. Выкрутить болты крепления и снять крышку (стрелка) картера коробки передач, показанную на рисунке ниже.
7. Извлекши штифт (1) вилки переключения передач для включения 5-ой передачи (2), удалить вилку переключения передач, как показано на рисунке ниже.
8. Извлечь стопорное кольцо (3) синхронизатора 5-ой передачи, как показано на рисунке ниже.
9. Извлечь стопорное кольцо (4) шестерни 5-ой передачи, показанное на рисунке ниже.
10. Удалить шестерни и каретку синхронизатора 5-ой передачи, как показано на рисунке ниже.
11. Выкрутить стопорные винты (А) из кронштейна подшипников ведомого и ведущего валов, как показано на рисунке ниже.
12. Отвернуть гайку крепления (В) вилки включения передачи заднего хода,показанную на рисунке ниже.
13. Снять левый вал с фланцем (С), как показано на рисунке ниже.
14. Повернуть коробку передач в сборочном стенде таким образом, чтобы картер сцепления находился наверху.
15. Выкрутить соединительные винты картера сцепления и картера коробки передач.
16. Осторожно освободить картер сцепления, действуя попеременно рычажными движениями по периметру фланца без того, чтобы повредить уплотняющие поверхности картера сцепления и корпуса коробки передач.
Примечание. В ходе извлечение необходимо проследить, чтобы картер сцепления не перекосился и не повредились роликоподшипники ведущего и ведомого валов.
17. Извлечь дифференциал в сборе из картера коробки передач.
18. Извлечь вал управления переключением передач с крышкой привода переключения передач (А), для чего следует установить вал управления переключением передач в нейтральное положение. Затем выкрутить винты крепления (стрелки) и извлечь вал управления переключением передач из картера коробки передач, как показано на рисунке ниже.
19. Извлечь, показанные на рисунке ниже, шейки подшипников (В) на верхней стороне коробки передач.
20. Выкрутить выключатель света для заднего хода -F4- (С), показанный на рисунке ниже.
21. Выкрутить винт (А) опоры оси шестерни заднего хода.
22. Извлечь шейки подшипников (В) на нижней стороне коробки передач, как показано на рисунке ниже.
Примечание. При удалении коробки передач не снимать, показанную на рисунке ниже, крышку (стрелка).
23. Выпрессовать ведущий и ведомый валы вместе с кронштейном подшипников, вилками переключения передач и шестерней заднего хода, как показано на рисунке ниже.
- Положить картер коробки передач на нажимные плиты (МРЗ-406 (VW 401) и (МРЗ-407 (VW 402) таким образом, чтобы не повредить центрирующюие втулки.
- При запрессовывании следует зафиксировать детали, при необходимости с привлечением второго механика, чтобы они не упали.
- Кронштейн радиальных шарикоподшипников подлежит всегда после извлечения замене.
24. Выпрессовать ведущий и ведомый валы из кронштейна радиальных шарикоподшипников, как показано на рисунке ниже.
Шкода рапид коробка передач механика как переключать
Многие автолюбители, которые не давно приобрели автомобиль или просто не интересовались этой темой, не знают толком, что такое спорт режим или как это еще называют (механика) на АКПП, для чего она нужна и как ей вообще правильно пользоваться.
Многие скажут, что это всем известно, но не давно мне пришлось это объяснять другу, который всегда ездил на авто с МКПП и сейчас купил машину с автоматической коробкой передач.
Первое что он спросил, можно ли при движении включать спорт режим. После чего сказал, что он уже пробовал так делать, когда ехал около 120 км.ч. Когда он включил спорт режим машина дернулась, обороты резко возросли.
Так вот, почти у всех машин с АКПП спорт режим работает так:
Допустим у вас 5 ступенчатая коробка. Когда вы переводите селектор в положение «S» или «М» (по разному пишут на АКПП) то можете увидеть на панели, что появиться цифра 4. Вместо D.
Это означает, что коробка будет продолжать переключать передачи сама, как и обычно, только теперь они будут переключаться не как обычно, скажем на 2300 оборотов, а на 3500. И далее чем 4ю передачу автомат не включит.
Если вы один раз селектором включите +, то на экране (если он есть) вы увидите что появиться цифра 5. Это будет означать, что передачу будут переключать вплоть до 5 передачи. Разница будет в том, что как я уже сказал, они будут автоматически переключаться на более высоких оборотах чем обычно.
Если вы скажем два раза нажмете вниз -, то на экране увидите цифру 3. Теперь ваша коробка не будет переключать передачи выше третьей. Нажмете еще вниз и коробка будет переключаться максиму до второй передачи.
Теперь вы понимаете, в чем смысл спорт режима. Это далеко от механики, просто чем то ее напоминает.
Ответ на вопрос, можно ли на скорости ее включать. Да можно, но желательно делать это не на очень высокой скорости, так как обычно, у вас сразу включается пониженная передача, происходит толчок и торможение двигателем.
Этот толчок вредит АКПП. Если делать так периодически, можно сломать коробку передач.
Поэтому, если захотели драйва, то позаботьтесь о том, чтобы перейти в спорт режим заранее. Или сбросьте скорость, включите спорт режим и разгоняйтесь.
Думаю, теперь вы понимаете, в чем разница спорт режима у АКПП и механической АКПП.
Ваш автомобиль оборудован шестиступенчатой автоматической коробкой передач с электронным управлением. Ступени скорости переключаются в восходящем и нисходящем порядке автоматически. Речь идет о стандартной автоматической коробке передач. Максимальная скорость движения автомобиля достигается на 5-ой ступени скорости. Шестая ступень ступень скорости служит экономичной передачей с целью снижения общего расхода топлива.
Указания по эксплуатации автоматической коробки передач
Ступени скорости переключаются в восходящем и нисходящем порядке автоматически.
Однако, коробку передач тоже возможно переключить в режим TipTronic. Этот режим позволяет переключать ходовые ступени вручную.
Разгон и движение автомобиля
Нажмите на педаль тормоза
Нажав на кнопку блокировки, находящуюся в головке рычага селектора, переведите рычаг в требуемое положение, напр О и затем отпустите кнопку блокировки.
Немного подождите, пока коробка передач не совершит включение передачи (чувствуется легкий рывок).
Отпустите педаль тормоза и прибавьте газу.
Остановка
При коротких остановках, напр, на перекрестках, не нужно переключать рычаг селектора в положение N. Вполне достаточно тормозить. Но необходимо, чтобы двигатель работал только на оборотах холостого хода.
Стоянка
Нажмите на педаль тормоза
Нажав на кнопку блокировки, переведите рычаг селектора в положение Р и отпустите кнопку блокировки.
Двигатель возможно заводить только в положениях Р или N.
В случае стоянки на ровном месте введите рычаг селектора в положение Р. На покатой дороге сначала крепко затяните рычаг ручного тормоза и лишь затем введите рычаг селектора в положение для стоянки. Этим самым уменьшается нагрузка на механизм блокировки, что Вам впоследствии облегчит выведение рычага селектора из положения Р.
Если во время движения автомобиля включите по ошибке положение N рычага селектора, то прежде, чем включить положение для движения вперед, нужно сбросить газ и выждать частоту вращения холостого хода.
Положения рычага селектора
Включенное положение рычага селектора изображается на дисплее панели приборон ярким выделением обозначения соответствующей ступени скорости. В положениях D a S на дисплее вдобавок изображается как раз включенная передача.
Р — Положение для стоянки
В этом положении ведущие колеса автомобиля механически заблокированы.
Положение для стоянки возможно включить только в остановленном автомобиле.
При желании включить или выключить это положение нужно нажать кнопку блокировки в головке рычага селектора, одновременно нажимая на педаль тормоза.
Если аккумуляторная батарея разряжена, то невозможно выключить рычаг селектора из прложения Р.
R — Передача заднего хода
Задний ход разрешается включать только в остановленном автомобиле на частоте вращения двигателя при холостом ходе.
Чтобы перевести рычаг селектора в положение К из положения Р или М, нужно нажать на кнопку блокировки, одновременно нажимая на педаль тормоза. Если включено зажигание, то в положении Р горят фонари заднего хода.
N — Нейтральное положение (положение холостого хода)
В этом положении включается холостой ход. При желании перевести рычаг селектора из положения N (если рычаг находится в этом положении дольше, чем 2 сек.) в положение D, Вам нужно на скоростях, не достигающих 5 км/ч, равно как и в стоящем на месте автомобиле и при включенном зажигании нажать на педаль тормоза.
При желании перевести рычаг селектора из положения N (если рычаг находится в этом положении дольше, чем 2 сек.) в положение R, Вам нужно на скоростях, не достигающих 5 км/ч, равно как и а стоящем на месте автомобиле и при включенном зажигании нажать на педаль тормоза.
D — Постоянное положение для движения вперед
Передачи в этом положении переключаются автоматически в восходящем или нисходящем порядке в зависимости от нагрузки двигателя скорости движения автомобиля и от программы управления автоматической коробкой передач на ходу автомобиля.
При желании перевести рычаг из положения D в положение N на скорости, не превышающей 5 км/ч, нужно, равно как и в остановленном автомобиле, нажать на педаль тормоза.
При определенных обстоятельствах (езда в горах или эксплуатация автомобиля с прицелом) целесообразно переключить в программу ручного переключения передач, чтобы позволить приспособление передаточного отношения вручную к дорожной ситуации.
S — Положение для спортивного вождения
Более позднее включение высших передач позволяет полное использование потенциала мощности двигателя. Переключение на низшую передачу происходит на более высокой частоте вращения, чем в положении D.
При желании перевести рычаг селектора в положение S из положения D. Вам нужно нажать кнопку блокировки на головке рычага селектора.
Блокировочный механизм (запор) рычага селектора
Автоматический запор рычага селектора
В положениях Р и N рычаг селектора при включенном зажигании заблокирован. Чтобы вывести рычаг из этих положений, нужно нажать на педаль тормоза. В качестве напоминания водителю при положениях Р и N рычага селектора загорается на панели приборов сигнализатор .
Кроме того на кулисе переключения передач загорается символ автоматического запора рычага селектора.
Звено временной выдержки обеспечивает, что при плавном переходе через положение N (напр, из R в D) рычаг селектора не заблокирован. Этим самым позволяется, напр., осуществить освобождение автомобиля с провалившимся колесом. Запор заскакивает только в том случае, если не нажата педаль тормоза и рычаг остается в положении N дольше, чем 2 сек.
Запор рычага селектора активен только у стоящего на месте автомобиля и на скоростях ниже, чем 5 км/ч. На более высоких скоростях запор в положении N автоматически выключается.
Кнопка блокировки
Кнопка блокировки на головке рычага селектора предотвращает нечаянный набор некоторых положений рычага селектора В результате нажатия кнопки блокировки осуществляется разблокировка запора рычага селектора
Защитное приспособление, предотвращающее извлечение ключа зажигания
Ключ возможно извлечь после выключения зажигания только в том случае, если рычаг селектора находится в положении Р. Если ключ вытащен из замка зажигания, то рычаг селектора в положении Р заблокирован.
Аварийная программа
На случай отказа системы имеется в распоряжении аварийная программа.
При появлении неисправности в электронике коробки передач коробка передач продолжает работать, но переключается в какую-нибудь из аварийных программ. Такая программа сигнализирует себя загоранием и соотв., погашением всех сегментов дисплея.
И впредь возможно включать все положения рычага селектора. В положениях D и S у коробки передач остается включена 3-я передача. В положении Р имеется, как обычно, в распоряжении передача заднего хода.
Программа переключения передач вручную в аварийной программе выключается.
В том случае, если коробка передач переключится в аварийную программу, обратитесь как можно скорее на специализированную станцию сервисного техобслуживания с целью устранения неисправности.
Аварийная разблокировка рычага селектора
В случае перерыва в электропитании для автоматического блокировочного механизма (запора) рычага селектора (напр, разряженная аккумуляторная батарея, неисправный предохранитель) или же неисправности самого запора, невозможно перевести рычаг селектора из положения Р обычным способом и автомобиль невозможно сдвинуть с места. Рычаг селектора нужно разблокировать аварийным способом.
Затяните рычаг ручного тормоза.
Откройте вещевой ящик на средней панели впереди или же пепельницу впереди.
Осторожно извлеките чехол рычага селектора немного вперед на левой и правой сторонах.
Освободите чехол тоже сзади.
Тонким предметом (напр. ключом) нажимайте на рычажок желтой пластмассовой детали в левую сторону, как указано на рисунке выше.
Нажмите одновременно на кнопку блокировки на головке рычага селектора и переведите рычаг в положение.
У меня 5тиступка,
на данный момент замечаю несколькло не то что проблем но некоторых некомфортностей:
1) Не до конца втыкаеться 1я частенько и зарактерный звук шестерней
иногда ее приходиться с силой втыкать() доводить милиметр и слышно как заходит в необходимое место
2) со временем теряеться мягкость переключения между первой и второй ручка становиться жесче чтоли.
Возможно я слишком придирчив, но что скажете вы собраться по счастью?)
Машина только на обкатке…
Skoda Rapid 2017, двигатель бензиновый 1.2 л., 90 л. с., передний привод, механическая коробка передач — наблюдение
Машины в продаже
Комментарии 17
У меня через раз с усилием включатся 3 передача.
1 нормально.
Задняя тоже капризничает.
Пробег 18000
Друзья, тоже самое, добавить нечего, просто привык) меня тоже это беспокоило, но прочитав этот пост понял, что особенность авто
У меня тоже была проблема с включение задней — решилась с доливкой 200мл масла в кпп сверх нормы.
Первая передача не втыкается обычно из за того что не происходит синхронизация, причина может быть в недовыключении сцепления или из за того что масло слишком вязкое и синхроны не могут его продавить в момент выравнивания угловых скоростей шестеренок.
Первая во всяком случае имеет синхронизатор. Чтобы получалось включение в движении надо подождать чтобы скорость движения была достаточно не высокая чтобы можно втыкнуть скорость.Или заменить масло на 75w80 GL4
Это кому как повезёт, ведь сборка российская. У меня 16м.г все передачи включаются нормально.
Пробег 12500. Поначалу напрягало…Потом то ли я приноравливался, то ли машина. Отрегулировал сидение, чтобы сцепление всегда выжимать до упора !
Тоже есть проблемы с включением задней, через раз втыкается. Самое смешное, когда стоишь рядом с рапидом и жена переключает передачи- звук такой как будто консервную банку вскрывают, жесть короче)) На предыдущей машине вообще не слышно было переключение передач.
Бюджетный авто, бюджетная коробка, первая и задняя передачи лишены синхронизаторов.
Нужно просто привыкнуть что первая и задняя втыкается тяжело
У нас другая проблема. Не выключается периодически задняя. Т.е. воткнул, а вытащить хрен. Как не рви. Но стоит чуть сдернуть машину назад, то сразу выключается. Или заглушить, то тоже вылетает легко. ОД заменил вилку сцепления, регулировал кулису, заменил сцепление, результат тот же. Будем настаивать на замене коробки. Полазил в инете, оказалось, что такая беда есть, и не только на рапидах, но и на поло с новым движком. Кароч хз что это.
Есть такая хрень, я все чаще теперь вначале вторую шыряю, а потом сразу со второй на первую. Но бывает попаришься и давай хрустеть, бесячая конечно тема
Еще с автомобильной школы учат, на каких оборотах переключать передачи при вождении. Многие всю жизнь пользуются механической коробкой передач, даже не подозревая, что они делают это неправильно. Этот довольно простой на первый взгляд вопрос, на самом деле требует более детального рассмотрения.
Нередко при эксплуатации автомобиля неправильные навыки при переключении передач приводят к частым поломкам в двигателе и трансмиссии. Кроме того, неумение пользоваться механической коробкой передач очень заметно при взгляде со стороны.
В руках неумелого водителя автомобиль постоянно дергается, рыскает на старте со светофора, медленно разгоняется или с большим трудом поднимается на гору, задерживая остальных участников движения. Все это напрямую или косвенно связано с неправильным переключением передач.
Принципы вождения
Прежде чем разобраться, на каких оборотах переключать передачи, желательно хотя бы поверхностно изучить основные принципы взаимодействия силового агрегата и трансмиссии. Имея небольшое представление о совместной работе этих двух узлов автомобиля, будет намного проще понять принцип переключения передач. Следует сразу же отметить, что на разных моделях двигателей действуют разные правила манипуляций с трансмиссией. Но что касается среднестатистической семейной машины, то принцип езды у всех очень схож. Совсем иная техника применяется на спортивных авто, которые принимают участие в гонках.
Начнем с двигателя
Силовой агрегат рассчитан на работу в разных режимах эксплуатации. В обычном автомобиле он может поддерживать скорость вращения коленчатого вала от 700 до 7000 оборотов в минуту. При этом каждый двигатель имеет свое значение частоты вращения, при котором крутящий момент у него будет самым большим.
Для моделей отечественного производителя скорость вращения двигателя в 3000 оборотов за минуту и будет выдавать самый большой крутящий момент. В иномарках этот показатель может быть немного выше, но в основном встречается в этом диапазоне.
Зачем нужен этот показатель максимального крутящего момента? А нужен он для того, что при максимальном значении крутящего момента наступает самый лучший период для перехода на повышенную передачу. Если раскручивать двигатель до более высоких оборотов, то его ресурс будет исчерпан намного раньше, чем предусмотрено заводом-изготовителем.
Кроме того при езде на высоких оборотах значительно увеличивается расход топлива. Однако для самого двигателя такой режим очень вредный. При малой скорости вращения коленчатого вала в масляной магистрали не создается номинальное давление, и детали мотора постоянно страдают от масляного голодания.
Перейдем к трансмиссии
Что касается трансмиссии, то она более всего страдает при езде на чрезмерно высоких оборотах. В гоночных автомобилях для этой цели разрабатываются специальные трансмиссии, которые способны выдерживать такой режим езды. В обычных же авто при повышенных нагрузках трансмиссия очень скоро выходит из строя, особенно если ею пользоваться неумело.
Техника переключения передач
В большинстве автомобилей применяется следующая техника переключения передач. При старте включается первая передача, и автомобиль начинает движение. Далее, двигатель раскручивается до 3000 оборотов в минуту, выжимается сцепление, педаль газа отпускается и включается вторая передача. Все действия с педалями нужно проделывать плавно, но и не слишком медленно. Детально это расписано в статье «Как плавно трогаться на механике».
Таким образом, автомобиль набирает скорость до включения прямой передачи. Для того чтобы перейти на низшую передачу, например для выполнения маневра, необходимо снизить скорость вращения коленчатого вала примерно до 2000 оборотов. Затем выжимается сцепление, включается низшая передача и, повышая обороты двигателя до 2500-3000 оборотов плавно отпускается сцепление. Если обороты при этом не повышать, то переключение приведет к резкому толчку машины, а на плохом покрытии может привести даже к заносу.
Чтобы определить на конкретном автомобиле оптимальные обороты для переключения передач, можно ознакомиться с руководством по эксплуатации. Если там нет подробной инструкции, то тогда можно посмотреть на значение максимального крутящего момента и при какой скорости вращения коленчатого вала он достигается.
Отталкиваясь от этого показателя, можно самостоятельно определить, на каких оборотах переключать передачи в конкретном случае. Момент переключения на повышенную передачу можно также определить опытным путем. Но этот метод больше подходит для водителей с большим стажем вождения.
Ориентируясь на ощущения от повышения тяги автомобиля, можно определить значение максимального крутящего момента. При переходе через точку максимального крутящего момента ощущается резкое понижение тяги двигателя, и автомобиль разгоняется уже не так резво.
Началось всё с диких криков штурмана, когда я обкатывал машину. суть была в том что я начал с первых дней ездить при 2500 оборотов. Совершая переключения не по тахометру а по надобмности. Другими словами тупо держал стрелку на 2500 и всё … Штурман орал… Экономь топливо и всё такое. бред кароче.)))) Следующие крики начались после 3500 пробега. и сново крики что я палю топливо и езжу на отметке 2000-3000 оборотов. Перключение на повышение делаю только на отметке 3200-3600 оборотов. мне надоели эти крики и я нашол вот эту статью. И того… высказываемся на каких оборотах следует переходить на следующую передачу?
Для чего придумали КПП? Ответ на этот вопрос можно получить, если прислушаться к мотору во время движения с одинаковой скоростью, но на разных передачах. Чем ниже ступень, тем выше обороты, при которых поддерживается данный темп. То есть при одной и той же скорости каждой из передач соответствуют свои обороты мотора. И наоборот – при одной и той же частоте вращения двигателя автомобиль получает возможность развивать разную скорость. Коробка передач как раз и позволяет использовать мотор в диапазоне оборотов, наиболее выгодном с точки зрения его максимальной отдачи или экономичности.
Эксперименты и расчеты конструкторов показывают, что для легкового автомобиля с восьмиклапанным бензиновым мотором объемом 1,0 – 2,5 л оптимальным является разгон с переключениями на высшую передачу на оборотах, близких к максимуму крутящего момента – порядка 3000 – 4000 в минуту. Акселератор при этом следует нажимать примерно на половину его хода – открытие дросселя на больший угол увеличивает расход топлива, но экономит минимум времени.
Правильным можно считать такое переключение, после которого обороты двигателя не упадут ниже границы оптимального диапазона.
Равномерное движение
Поддержание оптимальной частоты вращения двигателя при движении без ускорений и замедлений определяется теми же принципами, что и при разгоне. Чрезмерно низкие или высокие обороты нежелательны и даже вредны.
Однако положительные моменты езды на низших передачах с высокой скоростью – возможность реже переключаться или несколько лучшая динамика – компенсируются перерасходом топлива и сокращением ресурса силового агрегата.
Замедление
При замедлениях грамотные автомобилисты переключаются с высшей передачи на низшую в том же диапазоне оборотов (см. график), когда двигатель наиболее тяговит. Главное – включить низшую ступень вовремя, не дав частоте вращения коленвала упасть ниже предела, за которым мотор уже не располагает запасом момента для последующего прироста оборотов.
Тахометр в помощь
Для рациональной езды полезно узнать и запомнить две технические характеристики из инструкции по эксплуатации своего автомобиля. Во-первых – обороты двигателя, при которых достигается максимальный крутящий момент, во-вторых – обороты, при которых мотор развивает наивысшую мощность.
Разгон будет наиболее энергичным, если с помощью нужной передачи и акселератора удерживать обороты в непосредственной близости максимального крутящего момента и наивысшей мощности.
Максимально возможная скорость достигается в режиме наивысшей мощности двигателя.
Естественно, не стоит ездить, прикипев глазами к тахометру, дабы удерживать стрелку возле вызубренных цифр. Достаточно привыкнуть к звуку двигателя, соответствующему данным оборотам, и научиться автоматически переключать передачи именно в нужный, зафиксированный памятью, момент.
На машинах без тахометра и с хорошей шумоизоляцией опытные водители по реакции машины на нажатие педали газа, по нарастанию и спаду ускорения чувствуют, когда следует переключать передачу.
Между тем слишком раннее переключение вверх при разгоне, когда обороты двигателя еще не достигли максимального момента, дает только негативный эффект. Мотор изнашивается интенсивнее вследствие низкого давления масла и повышенных нагрузок на детали цилиндро-поршневой группы. Кроме того, при такой езде увеличивается расход топлива, поскольку для продолжения разгона с малых оборотов на каждой следующей высшей передаче приходится, сильнее нажимая на педаль газа, открывать дроссельную заслонку на больший угол.
Невыгодно также затягивать процесс разгона малым открытием дросселя – на треть хода педали и менее. Любое ускорение требует подачи увеличенной порции горючего, поэтому его продление неизбежно ведет к увеличению расхода топлива. Время, понятное дело, тоже не экономится.
+Реже требуется переключать передачи
+Несколько лучшая динамика
-Повышенный износ силового агрегата
-Перерасход топлива
Всем привет! Многие хотят сесть за руль автомобиля и насладиться преимуществами личного авто. Но прежде чем это сделать, вам предстоит пройти сложный этап обучения. Практика наглядно показывает, что основные проблемы возникают с тем, как правильно переключать передачи и на механике.
Изначально самым сложным для новичка кажется просто научиться трогаться с места. Но буквально за несколько практических занятий этот момент можно отработать до автоматизма.
А вот переключаться на механической КПП в движении сложнее. Это постепенный процесс выработки рефлекса, позволяющего своевременно и, не отвлекаясь на сам рычаг, переходить с одной скорости на другую практически на уровне интуиции.
Ключевым правилом является обязательное использование педали сцепления. В теории можно научиться переключаться без сцепления, но тогда коробка долго не прослужит, и в скором времени ее придется менять. Потому при торможении и на разгоне педаль сцепления и рычаг КПП обязаны работать в тандеме.
Важные нюансы
В идеале машина должна ехать без рывков, переходя с одной скорости на другую. При покупке подержанного авто или новой машины все покупатели обязательно смотрят на такой нюанс комплектации как тип используемой КПП.
Объективно самой простой в плане управления машиной считается автоматическая коробка. Но важно понимать, что существует целый ряд разновидностей КПП, а не простое деление на механику и автомат. Недавно мы изучали с вами особенности секвентальных коробок, а также детальнее знакомились с вариатором . Советую еще раз перечитать и обновить собственный багаж знаний относительно автомобильных коробок переключения передач. В плане надежности и долговечности пока прочно первую позицию удерживает классическая механика.
При грамотном использовании машина может разогнаться достаточно быстро, выжимая максимум из установленного двигателя. Но когда мотор мощный, а водитель не умеет правильно переключаться, тогда никакие лошадиные силы вам не помогут.
Для всех МКПП действует один общий принцип. Заключается он в том, что сначала выжимается сцепление , далее переключается скорость, после чего педаль сцепления опускается.
Когда выполнять переключение
Переключение должно осуществляться плавно, но одновременно быстро.
Многих справедливо интересует, когда именно нужно осуществлять переход с одной скорости на другую. Хотя машины и коробки есть разные, существует усредненные показатели. А именно:
- Первая скорость предназначена в основном для старта, и для активной езды не используется. Актуальная скорость здесь от 0 до 20 километров в час;
- Вторая скорость разгонная и служит для передвижения на малой скорости в диапазоне от 20 до 40 километров;
- На третью водитель должен переходить, когда требуется разогнаться с 40 до 60 километров в час;
- Четвертая подходит для скоростей от 60 до 80 километров в час;
- Пятая и шестая скорость для движения более 80 километров в час.
Эти цифры условные и средние, поскольку существует целый ряд других факторов, влияющих на езду.
Представленная схема актуальна для машин, которые не нагружены и движутся по дороге без сопротивления в виде песка, глубокого снега или крутого подъема. Если же такие сопротивления есть, тогда переходить на следующую передачу рекомендуется немного позже.
Автомобилисты и автоинструкторы разработали полезную памятку, которую рекомендуют запомнить новичку. Суть заключается в следующем:
- Первую передачу всегда рекомендуется использовать исключительно для того, чтобы тронуться с места;
- После старта следует сразу же включать вторую скорость;
- Вторая передача служит в качестве разгонной скорости на МКПП;
- Третья является оптимальной при обгонах;
- Четвертая лучше всего проявляет себя при езде в городских условиях;
- Пятая и шестая служат для скоростных трасс, шоссе и автомагистралей.
Также при необходимости вы можете осуществлять переключение не по порядку, сбрасывая с высшей на низшую, чтобы затормозить двигателем.
В сети есть целый ряд наглядных видео о том, как на автомобиле с механикой следует правильно орудовать рычагом переключения скоростей. Детально рассматриваются как повышенные, так и пониженные передачи.
Процесс переключения
При прямолинейном движении и во время поворота водителю требуется менять текущую скорость, выставленную на механике.
Делается это по определенному алгоритму, который можно представить в следующем виде:
- Плотным движением левой ногой выжимается в пол педаль сцепления;
- одновременно с этим необходимо отпустить ногу с педали газа;
- плавно, но быстро выбирайте на коробке нужную передачу;
- при прохождении рычага сначала возвращаетесь в нейтраль, а затем уже в необходимую скорость;
- далее сцепление отпускается;
- параллельно начинается работа педалью газа, чтобы не терять скорость и обороты;
- после полного отпускания сцепления прибавляется хороший газ.
Каких-то строгих и жестких ограничений в плане последовательности перехода на скорости нет. Никто не заставляет переключаться в строго заданном порядке, от 1 и до последней передачи.
Но если вы будете пропускать скорости, тогда на разгон придется тратить больше времени и обороты начнут падать.
Распространенные ошибки
Ошибка новичков обычно стандартная, и заключается она в несогласованном действии рычага механики и педали сцепления. В итоге машина теряет скорость, а порой глохнет.
Автомобилисты, которые лишь недавно сели за руль, часто легко идентифицируются не только по значку У на стекле, и по рассеянному и резкому переключению.
Когда авто трогается, неопытные водители регулярно рано бросают сцепление. Как итог, машина дергается, а сама коробка постепенно выходит из строя.
Учитывая диапазоны скоростей, актуальных для переключаемых передач, многие считают, что когда машина не едет более 40 км/час, переходить со 2 на 3 передачу не нужно. Но запомните, что повышенная передача не обязательно требует повышения скорости. Вы можете смело выжимать третью, но ехать при этом установленные ограничительным знаком 40 километров.
Повышенная передача лишь позволяет ехать быстрее. То есть при выборе 3 скорости вам будет проще с 40 разогнаться до 80-100 километров в час, на это уйдет меньше времени и двигатель будет лучше себя вести, нежели при разгоне со второй скорости. Наличие возможности ускориться не обязывает вас ускоряться.
Дельные советы
Дам еще несколько общих рекомендаций, а также затрону тему того, на каких оборотах стоит осуществлять переключение, если водитель предпочитает ориентироваться по тахометру. Это актуально для новичков, которые пока просто не умеют опираться на звук мотора.
- Всегда старайтесь держать ногу на специальной площадке для отдыха. Не держите ее непосредственно над педалью;
- Отрегулируйте положение кресла относительно коробки под себя. При переключении вы не должны тянуться к рычагу;
- Выполняя действия с коробкой, левую руку обязательно перемещайте в центр рулевого колеса, в его верхнюю точку. Это позволит при необходимости только с помощью одной руки выполнить экстренный маневр;
- Изначально рекомендуется переключаться по тахометру;
- Если у вас дизель, тогда переход с передачи на передачу осуществляется на 1500—2000 оборотах;
- Для бензиновых актуальным диапазоном на тахометре является 2000—2500 оборотов в минуту.
Это действительно важные рекомендации, которых следует строго придерживаться.
Все приходит с опытом и практикой. Но грамотная работа с МКПП позволяет существенно экономить топливо, сохранять в целостности узлы коробки, двигатель и педальный узел, а также использовать на максимум каждую лошадиную силу.
А какие секреты переключения на механике знаете вы? Делитесь в комментариях.
Спасибо всем, кто нас читает! Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте вопросы!
Читайте также:
- Какой стороной ставить диск сцепления ваз 2110
- Иж ода не работает омыватель
- Какие патрубки лучше для системы охлаждения на газель
- Как опустить ваз 2105
- Стартер щелкает но не крутит 21124
Как переключать скорости на механической коробке передач
Сегодня автомобильный рынок просто переполнен экземплярами, снабженными роботизированной или автоматической коробкой передач. Технические характеристика автомата отнюдь не уступают, а в чем-то и превосходят свои механические аналоги. А пользуются высоким спросом среди автолюбителей, благодаря упрощенному процессу вождения, ввиду исключения необходимости переключения скоростей. На вторичном авторынке, соотношение продаваемых моделей средней ценовой категории продолжает оставаться в пользу «механики». Главное – это переключение скоростей на механической коробке передач.
Переключаем скорости на «механике»
Предназначена коробка передач для генерации придаточного отношения вращательной скорости к колесам автомобиля от двигателя. Ступени коробки (передаточные числа) должны переключаться водителем вручную, посредством селектора. Благодаря механизации, требующей участия человека, данный вид коробки передач получил название «механическая».
Работает МКПП совместно со сцеплением, механизмом, передающим крутящий момент на колеса требующим движения авто, позволяющий смягчить процесс переключения передачи, не отключая при этом обороты ДВС. В противном случае, крутящий момент, необходимый для движения автомобиля, может разнести коробку на куски.
Возможность управлять сцеплением дает возможность педаль, находящаяся внизу, под ногами водителя в непосредственной близости от тормоза и акселератора. Основное правило для долговременной работы — переключение передач на полюбившейся механике производится только при выжатой до упора педали сцепления.
ВАЖНО! Коробка передач, подержанных авто импортного производства может оказаться с нестандартной схемой их включения.
Начинаем движение на автомобиле с «механикой»
Главный вопрос – как тронуться с места на автомобиле, оснащенном механической коробкой передач? Запустив двигатель и убедившись, что рычаг переключения скоростей стоит в нейтральном положении, нажмите до упора на педаль, которая находится с левой стороны и переведите руку КПП в нейтраль. Попытка поставить рычаг МКПП в нейтральное положение при невыжатом сцеплении грозит серьезными повреждениями коробки передач. Левая нога водителя должна быть всегда в состоянии готовности взаимодействия с педалью сцепления. В этих действиях и заключен смысл управления автомобилем с механической коробкой передач.
Подготовившись к началу движения, настройтесь на выполнение следующих действий. Выжимайте левой ногой, педаль сцепления до самого пола и включите первую передачу правой рукой. В то же время левой контролируйте руль вашего авто. После включения передачи (схема переключения скоростей обычно располагается на рычаге) вы готовы тронуться с места. Для того, чтобы не отвлекаться во время движения на коробку передач, следует довести эти действия до автоматизма. Потренироваться можно с выключенным двигателем.
ВАЖНО! Отпустив сцепление, начинайте потихоньку газовать. После включения передачи, плавно уберите левую ногу с педали. Если ваши действия правильны – автомобиль начнет медленное движение. В этом и заключается секрет плавного начала движения на МКПП.
Многое зависит от работы сцепления конкретной машины. Обычно, сцепление «схватывается» в середине движения педали. В этот момент правой ногой начинайте нажимать педаль газа. Не забывайте – резкое нажатие повлечет за собой остановку работы двигателя.
Читайте также. Компрессометр для дизельных и бензиновых двигателей: Измерить своими руками
Переключение скорости во время движения
Во время движения автомобиля необходимо производить переключение передач плавно во избежание поломки трансмиссии. В автошколах учат, что каждая передача соответствует определенной скорости движения автомобиля.
Во время поездки на автомобиле с МКПП, водитель собственноручно регулирует рычаг скоростей коробки передач. Обычно такой вид коробки имеет 5 передних передач, а также – одну заднюю. В процессе движения водитель должен смотреть на дорогу, а не отвлекаться на коробку передач, поэтому очень важно регулярно тренироваться, пока данные действия не будут выполняться автоматически.
Совет! Не забывайте, что при резком отпускании педали сцепления машина может заглохнуть. Все движения в процессе управления автомобилем должны быть плавными, включая и переключение передач на вашей механике. При переключении передач не забывайте следить за показания тахометра.
Чтобы переключение любых скоростей было своевременным, следует ориентироваться как на скорость, так и на количество оборотов двигателя. Если обороты повышаются, то и ступень следует перевести на повышенную, так же и в случае с падением оборотов – ступень переводите на понижение.
Преимуществом механической коробки переключения передач является то, что она гораздо лучше приспособлена к нестандартным ситуациям. К примеру, понижение ступени рекомендуется в следующих случаях:
- Движение в подъем под большим углом.
- Резкий спуск.
- Крутой поворот.
- Необходимость обгона.
Если тормозной силы оказывается недостаточно, сбросить скорость можно за счет снижения работы двигателя. При этом отпускают педаль газа, а затем начинают постепенно переключать передачи, пока скорость движения не станет приемлемой. Очень важно, чтобы обороты двигателя не превысили определенный порог – иначе вовремя затормозить таким способом будет невозможно. Опытные водители могут оценить работу двигателя по звуку и при торможении ориентироваться только на слух.
При каких оборотах проводится переключение передач
Переключение передач на автомобиле производится после выбора подходящих оборотов двигателя. Главная проблема состоит в том, что разные модели автомобиля имеют разные показатели оптимальных для смены передачи оборотов.
Читайте также. Тормозная лента АКПП: для чего она нужна, и как работает
Кроме того, существует несколько разновидностей коробок передач. Спортивные МКПП обладают расширенным диапазоном скоростей, что позволяет минимизировать количество переключения и двигаться на одной и той же передаче с разной скоростью.
При холостом ходу обороты двигателя составляет от 600 до 800 оборотов в минуту, а для движения их количество должно быть выше полутора тысяч. Для переключения передач обычно используют промежуток между 2,5 и 3,5 тысячами оборотов в минуту, при этом передача, на которой автомобиль в этот момент движется, не важна.
Как правильно тормозить?
Техника торможения при помощи коробки передач крайне важна – от нее зависит не только эффективность торможения, но и безопасность участников дорожного движения. При резких поворотах или гололеде задача усложняется.
Важно! Если вы еще не слишком опытный водитель, стоит прислушаться к советам специалистов и взять их на вооружение, чтобы чувствовать спокойствие и уверенность в своих силах на дороге.
Способы безопасного торможения:
- Торможение при помощи двигателя. Это оптимальный вариант, подходящий практически для любой ситуации. Его можно использовать и на мокрой дороге, и на обледенелой, а также при поломках тормозов. Торможение достигается переключением передач и перегазовкой.
- Комбинированное торможение почти аналогично первому способу. Но все описанные действия сочетаются с плавным нажатием на педаль тормоза. Этот способ обеспечивает более быстрое торможение.
- Торможение «накатом». Используется на небольшой скорости или в экстренных случаях. При обычной езде этот способ использовать не советуют, так как он не самый безопасный из перечисленных.
- Комбинированное торможение с постоянной передачей. Производить его нужно аккуратно – если двигатель лишится тяги, водитель не сможет контролировать движение автомобиля.
- Резкое торможение – используется в чрезвычайных ситуациях, торможение достигается одновременным давлением на тормоз и сцепление, пока автомобиль окончательно не остановится.
Читайте также. Нужно ли прогревать двигатель зимой. За или против
Если провести торможение правильно, можно сократить не только расход горючего, но и износ двигателя.
Секреты экономичности
Самый экономичный расход топлива происходит в режиме работы двигателя от двух с половиной до трех тысяч оборотов в минуту.
Некоторые водители не соглашаются с этой точкой зрения. Они полагают, что расход топлива снижается на тысяче-полутора тысячах оборотов в минуту при удержании частоты вращения и быстром переходе на более высокие ступени передач. Это мнение неверно – чтобы ускориться автомобилю потребуется гораздо больше горючего, а реагировать на изменение ситуации водитель будет гораздо медленнее, чем при оборотах около трех тысяч.
СОВЕТ! Чтобы определиться, как правильно производить переключение скоростей на механике, важно знать, какая компоновка применяется в последних моделях автомобилей с механической коробкой передач. Чаще всего передачи с пятой по седьмую предназначены именно для экономии топлива.
Максимальной скорости можно добиться на четвертой передаче или же на пятой. Если включить повышение передач слишком рано, обороты снизятся, и расход топлива возрастет. Кроме того, последние ступени были созданы для езды по загородным магистралям, а не по городским улочкам.