Разъяснения о новом порядке списания утильсбора с 1 августа 2023

В свете опубликования последнего Постановления Правительства России под номером 1118 многих наших клиентов довольно живо стал интересовать вопрос, какие изменения вносит данный нормативный акт в процесс списания утилизационного сбора на автомобили. Наша компания не первый год занимается списанием утилизационного сбора на транспортные средства. Мы решили задать наиболее часто задаваемые вопросы учредителю компании «DMLogist» Наилю Гаясовичу Сабирову.
Наиль Гаясович, здравствуйте! Какие изменения несет для физических лиц вступающее в силу Постановление Правительства России №1118?
С момента вступления действующего Постановления Правительства РФ № 1291 прошло 10 лет. Все эти годы на автомобили физических лиц распространялись льготные ставки утильсбора – 3400 рублей на автомобили не старше 3-х лет и 5200 рублей – на все прочие автомобили. За все эти годы на рынке автомобильном возникла некоторая прослойка компаний, которые пользовались тем, что автомобили, растаможенные в странах-участницах ЕАЭС, Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстане признавались товарами Союза, а значит облагались при ввозе в Россию только утилизационным сбором. Они находили покупателей, физических лиц в России, и продавали им автомобили. Схема была отлажена великолепно. Немало людей и компаний зарабатывали на этом. Например, немало наших сограждан ввозило в нашу страну автомобили с мощными двигателями и платили утилизационный сбор в размере 3400 или 5200 рублей. Знаете, есть такие мощные пикапы, например, Додж, Рам, Тойота Тундра. Это же полноценные грузовики, которые можно использовать в коммерческих целях, на небольшом производстве или в сельском хозяйстве. Бюджет же страны недополучал доход в полном объеме. Новые поправки призваны ограничить этот поток. Отныне на автомобили с объемом двигателя более 3 литров, ввезенные после 1 августа 2023 года будут распространяться полные ставки коэффициента утилизационного сбора.
Скачать Постановление Правительства РФ от 7 июля 2023 г. № 1118 Москва «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291»
Что это значит?
Для справки поясню. Постановлением Правительства России № 1291 введена базовая ставка утильсбора – 20000 рублей. И введены два типа коэффициентов. Первые – для автомобилей физических лиц, вторые – для всех прочих, например, для дилеров, ввозящих автомобили из других стран. Ставки коэффициента для физлиц составляли 0,17 для автомобилей не старше 3 лет и 0,26 — на автомобили старше 3 лет. Если применить коэффициент 0,17 к базовой ставке 20000 рублей, то мы получим сумму 3400 рублей. Если применить ставку коэффициента 0,26, то получим сумму 5200 рублей. Для всех прочих категорий плательщиков утильсбора, а к ним мы относим прежде всего различных автомобильных дилеров, осуществляющих импорт автомобилей в нашу страну, применяются полные ставки коэффициента. А они варьируются от объёма двигателя и его типа, например, на электромобили применяются отдельные ставки коэффициента.
Со дня вступления в силу нового Постановления Правительства № 1118 на автомобили с объемом двигателя более 3 литров, ввезенные физическими лицами, льготные ставки коэффициента применяться не будут. На автомобили не старше 3 лет с объемом двигателя от 3 до 3,5 л будет применяться ставка коэффициента 48,5, то есть необходимо будет оплатить 970 000 рублей. Если автомобилю более 3 лет, то применяется ставка коэффициента 74,25, или 1 485 000 рублей. На автомобили не старше 3 лет с объемом двигателя от 3,5 л будет применяться ставка коэффициента 61,76 (1 235 200 рублей). Если автомобилю более 3 лет, то применяется ставка коэффициента 81,19 (1 623 800 рублей).
К счастью эта мера вступит в силу не одномоментно. С 1 августа 2023 года по 1 января 2025 года у нас будет переходный период.
Спасибо Наиль Гаясович за пояснение! Какие еще новшества несет новое Постановление Правительства России?
Постановление Правительства № 1118 ограничит физических лиц в их праве распоряжаться автомобилем, а именно они будут ограничены в праве его перепродажи в течение 12 месяцев со дня уплаты утильсбора. Что это значит? Если физлицо, оплатившее утильсбор по льготной ставке 0,17 или 0,26 решит, например, через полгода перепродать свой автомобиль, то новому владельцу необходимо будет доплатить разницу между льготной и полной ставкой утильсбора.
Допустим, вы как физлицо ввезли 2 августа 2023 года из Белоруссии в Россию автомобиль 2021 года выпуска и объемом двигателя 1,5 литра. Как физлицо вы оплатили на таможенном посту утилизационный сбор по льготной ставке коэффициента. Для автомобилей не старше 3 лет он равен 0,17%. Базовая ставка для легковых автомобилей категории М, напомню, равна 20000 рублей. Таким образом, 0,17% от базовой ставки равно 3400 рублей. Вы поездили на этом автомобиле полгода и решили продать. Налоговая инспекция взыщет с вас утилизационный сбор в полном размере, а он для автомобилей не старше 3 лет и объемом двигателя не более 1,5 литра составляет уже не 0,17%, а 8,92%. А это уже не 3400 рублей, а 178400 рублей! Конечно ранее уплаченные 3400 рублей минусуются, но тем не менее все равно получается внушительная сумма.
Эксперт Манн назвала способы не платить утильсбор
Эксперт Манн раскрыла, как россияне могут не платить утильсбор на автомобили. С 1 августа 2023 года российские власти проиндексировали утилизационный сбор для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов. Нововведение приведёт к резкому подорожанию транспортных средств. Однако оказалось, что в законодательстве есть несколько пробелов, которыми могут воспользоваться россияне. Об этом порталу Naavtotrasse.ru рассказала спикер компании MedMap Юлия Манн.
Depositphotos
По словам эксперта, в-первую очередь нужно понять, как сильно подорожает та или иная модель. В частности, ставки для автомобилей с объёмами двигателя до 3,0 литров останутся на прежнем уровне и составят 3400 рублей. Таким образом, для тех, кто планирует покупку такой машины, ничего не изменится. «Однако, для автомобилей с объёмом двигателя от 3 до 3,5 литров тариф увеличен до 970 тысяч рублей. Автомобили с объёмом двигателя свыше 3,5 литров подвергаются ещё более значительному увеличению тарифа — до 1 235 000 рублей», — подчеркнула Юлия Манн.
Таким образом, повышенные ставки утильсбора будут действовать только при покупке премиальных машин и транспорта с большими моторами, а «бюджетнки» дороже не станут. «Под сильное подорожание попадают модели Kia и Hyundai, Toyota Camry, Rav4, LC300, Mitsubishi Outlander, Mazda, многие премиальные бренды BMW, Audi, Mercedes, Porsche, Lexus и другие», — отметила эксперт. Сообщается, что на данный момент способов обойти новый закон нет, однако дилеры уже начали прорабатывать ряд новых схем. Например, продажа автомобиля по доверенности.
«Первым вариант обхода норм — продавать машины по доверенности, но это может привести к массе проблем как для покупателя, так и для продавца. Доверенность можно отозвать, что даёт простор для мошенничества. Кроме того, продавец будет нести ответственность за штрафы и ДТП, совершённые на автомобиле», — пояснила Манн. Также возможен вариант оставления транспортного средства на стоянке на год, что может быть крайне непрактичным в текущих экономических условиях. Помимо этого, продавцы могут оформлять технику сразу на покупателей, а импортёры будут выступать исключительно в роли брокеров. Однако у этого варианта тоже есть серьёзный недостаток: россиянам нужно будет оплатить всю сумму, после чего ждать поставку. Которая, к слову, вполне может затянуться. «Кроме того, сложные схемы могут стать местом для жуликов и мошенничества», — заключила эксперт.
Утилизационный сбор: что изменилось?
ФТС России информирует, что 23 сентября 2023 года опубликовано и вступило в силу постановление Правительства РФ от 22 сентября 2023 г. № 1547, которым внесены изменения в акты Правительства РФ в части уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (Информация ФТС России от 28 сентября 2023 года). Так, определено, что коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора, установленные для электромобилей, также применяются и для легковых автомобилей, оснащенных гибридной силовой установкой последовательного типа.
Одновременно постановлением установлен предельный срок (1 октября 2023 года) представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении ТС, ввезенных в Россию до 1 августа 2023 года включительно, для которых (при условии фактического подтверждения ввоза) применяются положения перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в редакции постановления Правительства РФ от 24 ноября 2022 г. № 2132.
Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:
Читайте также:
Напомним, иные сроки обязательного использования зимних шин (не только в зимний период) могут быть установлены исходя из климатических условий региона.
В данном деле автолюбитель был на полтора года лишен прав за «пьяное» вождение – в ходе медосвидетельствования в его моче были обнаружены габапентин и трамадол.
В настоящее время судебная практика по этому вопросу неоднозначна: одни суды принимают путевой лист как доказательство сверхурочной работы водителя, другие – не признают его в качестве первичного учетного документа.
Также в числе поправок – изменения в Налоговый кодекс, усиление мер борьбы с кибермошенниками, новые требования к содержанию рекламы потребительского кредита и страхованию банковских карт.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2023. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «НПП «Гарант-Сервис-Университет»
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Дилерам из Кыргызстана может стать невыгодно экспортировать авто в Россию — объясняем почему

С 1 августа 2023 года в России вырастет утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы. Индексация затронет как новые, так и подержанные автомобили, ввозимые в страну для перепродажи физическими и юридическими лицами, сообщил Минпромторг РФ.
Как отразится данная мера на автодилерах Кыргызстана, специализирующихся на импорте транспортных средств в страну для последующей перепродажи в РФ, а также поставляющих авто на заказ в города России? Подробнее — в обзоре Economist.kg.
Что такое утилизационный сбор?
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО.
Насколько повысят утильсбор в РФ с 1 августа?
С указанной даты при легализации автомобиля в России юридические лица, а также физлица, ввозящие ТС для перепродажи либо более одной машины в год, обязаны будут единовременно платить утилизационный сбор в следующем объеме:
При этом для автомобилей с объемом двигателя до 3000 куб. см, которые импортируют в РФ для личного пользования, ставка останется прежней: 3.4 тысячи рублей — за новые транспортные средства (не старше трех лет), и 5.2 тысячи рублей — за ТС, с даты выпуска которых прошло больше трех лет.
Как повышение ставок отразится на автодилерах КР
Эксперты считают, что новая мера ударит по параллельному импорту, возникшему после введения санкций США и ЕС по отношению к России. В особенности по таким странам, как Армения и Кыргызстан — у поставщиков из этих стран россияне чаще всего стали приобретать автомобили в виду относительно низких цен на транспортные средства.
«Новые правила ввоза транспорта отразятся на двух действующих схемах, — отметил основатель компании «Rucars электромобили» Роман Рассудков. — Так, большинство дилеров завозит машины за свой счет, и теперь им придется платить утильсбор в полном объеме, а это неминуемо скажется на стоимости ввозимых по параллельному импорту автомобилей.
Второй способ позволяет обойти повышение утильсбора — это поставка автомобиля под заказ: если для покупателя в России это первое приобретение машины за последний год, а объем двигателя меньше трех литров, то льготная ставка утильсбора в размере 3.4-5.2 тысячи рублей для него сохраняется. Но в этом случае отпадают полулегальные схемы поставок машин через страны Таможенного союза с промежуточной постановкой автомобилей на учет в этих государствах«.
По словам эксперта, «в Беларуси, например, обнулен НДС на электромобили, а в Кыргызстане занижают стоимость машины, от которой считается ставка таможенной пошлины». Теперь, отмечает Рассудков, придется выбирать — таможить машину в России и платить полную пошлину и НДС, но экономить на утилизационном сборе, или продолжать таможить через Беларусь и другие страны Таможенного союза и платить утильсбор в полном объеме по тарифам для юрлиц при перепродаже авто на территории РФ.
Отметим, что 14 июля текущего года Федеральная таможенная служба России после серии публикаций в СМИ о росте экспорта автомобилей из КР в РФ подтвердила факты занижения стоимости при декларировании автомобилей в странах ЕАЭС. В ведомстве пообещали не изымать ранее импортированные подобным образом в Россию иномарки, ввезенные с нарушениями при оформлении, но при условии, что конечные владельцы должны будут уплатить утилизационный сбор.
«По закону ответственность за достоверность заявленных сведений о стоимости товаров несет декларант – тот, кто оформлял авто при ввозе в Кыргызстан или иную страну ЕАЭС. Он же обязан уплатить таможенные платежи и пошлины, а также обеспечить исполнение обязанности по их уплате, — разъяснили ситуацию в ведомстве. — Если ФТС выявляет случаи занижения стоимости, то данные об этом в обязательном порядке передаются в таможенные органы Кыргызстана или других государств ЕАЭС для организации постконтроля и принятия мер по взысканию неуплаченных платежей».
Напомним, ранее Economist.kg сообщал о схемах по занижению стоимости автомобилей в инвойсах для оплаты таможенных пошлин, которыми пользуются автодилеры из Кыргызстана. Подробнее со статей можно ознакомиться по ссылке.