Применение аварийки и знака аварийной остановки
Что представляет собой аварийная сигнализация или «аварийка»? Когда необходимо ее включать? Зачем нужен знак аварийной остановки и за сколько метров он должен быть выставлен?
Кнопка «аварийки», как правило, расположена посередине на панели приборов автомобиля. Она представляет собой кнопку с эмблемой чередующихся красно-белых треугольников.
При нажатии этой кнопки начинают мигать указатели поворотов (два спереди, два сзади и по одному повторителю, расположенному с боку, как правило, встроенному в зеркало заднего вида, с каждой стороны автомобиля).
«Аварийка» должна быть включена:
- При ДТП для предупреждения других водителей об опасности. Это необходимо для того, чтобы другие участники дорожного движения заблаговременно увидели ваш автомобиль и успели бы снизить скорость или объехать возникшее препятствие.
- При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена. Например, внезапно выбежал пешеход на дорогу, плохо стало водителю либо пассажиру, из проезжающего грузовика внезапно выпал груз и создал помеху для движения, сломалась машина и т.п.
- При ослеплении водителя светом фар, причем как встречных, так и попутных транспортных средств. Встречная машина ослепляет, как правило, дальним светом фар из-за того, что водитель этой машины заблаговременно не переключил дальний на ближний свет фар (причиной может быть и неправильная регулировка фар, установка других ламп и другие причины). А попутные транспортные средства, догнавшие ночью ваш автомобиль, также с дальним светом фар могут ослепить, когда вы посмотрите в зеркало заднего вида.
Если вас ослепил свет фар, необходимо включить «аварийку» и остановиться на той полосе, по которой вы ехали. Ошибка многих водителей заключается в том, что они пытаются съехать на обочину, чтобы не мешать другим участникам движения. Это может привести к опрокидыванию автомобиля, так как водитель выедет за пределы дороги из-за ослепления.
Примерно через 5-10 секунд зрение восстанавливается, водитель может начать движение и выключить «аварийку». - При буксировке на буксируемом (автомобиль, который сзади) механическом транспортном средстве. Если неисправна «аварийка», то на автомобиле, который сзади, должен быть закреплен знак аварийной остановки.
Этот знак должен быть закреплен в задней части буксируемого автомобиля. - При посадке детей в автобус, если есть знаки «Перевозка детей» и высадке из него. Водитель автобуса должен включать «аварийку» при посадке и высадке детей, чтобы предупредить других участников движения. А другие водители, увидев такой автобус, должны снизить скорость и даже остановиться, чтобы пропустить детей на другую сторону дороги.
- Негласный пункт – поблагодарить других водителей. Например, когда вас пропускают с второстепенной дороги или из двора.
После остановки и включения «аварийки», а также при ее неисправности или отсутствии должен быть выставлен знак аварийной остановки, который устанавливается в населенных пунктах на расстоянии не менее 15 м от машины, вне населенных пунктах не менее 30 м от нее.
Автошкола «Профессионал» желает успешной сдачи экзамена в ГИБДД и удачи на дорогах!
- ул. Сибирский тракт 8Д, офис 210, тел. + 7 982 717-01-90/a>
- ул. Гагарина 14, офис 69, тел. +7 (982) 717-01-92
- ул. Амундсена 107, блок 3, офис 513, тел. +7 (982) 717-01-95
- ул. Луначарского 194, офис 113, тел. +7 (982) 717-01-93
- ул. Животноводов 20, тел. +7 (912) 230-20-41
Включение аварийной сигнализации
безопасности движения, надо немедленно остановить автомобиль, включить стояночный тормоз и аварийную сигнализацию.
Для включения аварийной сигнализации нажать на кнопку выключателя аварийной сигнализации.
Кнопка выключателя аварийной сигнализации расположена, в зависимости от комплектации автомобиля, на панели приборов с левой стороны или на панели выключателей (см. рис. Варианты расположения кнопки выключателя аварийной сигнализации).
При нажатии на кнопку загораются прерывистым светом все указатели поворотов, контрольные лампы указателей поворотов, а также сигнальная лампа, встроенная в кнопку.
Для выключения аварийной сигнализации повторно нажать на кнопку выключателя аварийной сигнализации. При этом все указатели поворотов, контрольные лампы указателей поворотов, а также сигнальная лампа, встроенная в кнопку, гаснут.
Варианты расположения кнопки выключателя аварийной сигнализации
Панель приборов (фрагмент)
1 – выключатель аварийной сигнализации
Панель выключателей
1 – выключатель аварийной сигнализации
Выключатель аварийной сигнализации: основа коммутации «аварийки»
В соответствии с действующими стандартами, на каждом автомобиле должна присутствовать световая аварийная сигнализация, управляемая специальным выключателем. Все о выключателях аварийной сигнализации, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и замене этих устройств — узнайте из статьи.
Назначение и роль выключателя аварийной сигнализации в транспортном средстве
Выключатель аварийной сигнализации (выключатель «аварийки») — орган управления системой световой сигнализации автомобилей и иных ТС; выключатель специальной конструкции (устройство коммутации), обеспечивающее ручное включение и выключение световой аварийной сигнализации, а также визуальный контроль функционирования данной системы.
В соответствии с действующими российскими и международными стандартами, каждое колесное транспортное средство должно оснащаться световой аварийной сигнализацией («аварийкой»). Данная система служит для оповещения других участников дорожного движения о различных потенциально опасных или аварийных ситуациях — ДТП, остановках в запрещенном месте, необходимости оказания медицинской помощи водителю или пассажиру, во время буксировки другого автомобиля, в случае ослепления водителя в темное время суток (фарами встречного транспорта), а также при выполнении посадки/высадки детей из автобусов и иных специальных транспортных средств, и т.д.
Конструкция выключателя аварийной сигнализации
«Аварийка» строится на основе указателей поворота (основных и повторителей, если они предусмотрены), которые при включении системы сразу все переводятся в прерывистый режим работы. Коммутация указателей поворота для их перевода в прерывистый режим (моргание) осуществляется специальным выключателем, расположенном на приборной панели. Выключатель является важной деталью системы, его неисправность приводит к некорректной работе «аварийки» или полному ее выходу из строя — это снижает безопасность транспортного средства и делает невозможным прохождение техосмотра. Поэтому неисправный выключатель должен как можно скорее меняться на новый, а, чтобы сделать правильный ремонт, необходимо разобраться в существующих типах этих устройств, их конструкции, работе и особенностях.
Типы, устройство и принцип работы выключателя аварийной сигнализации
Существующие сегодня выключатели имеют принципиально одинаковую конструкцию, отличаясь лишь внешним исполнением и некоторыми деталями. В основе устройства лежит контактная группа из подвижных и неподвижных контактов, часть которых является нормально замкнутыми (в выключенном положении замыкают цепь), а часть — нормально разомкнутыми (в выключенном положении размыкают цепь). Количество контактов может достигать 6-8 и более, с их помощью осуществляется коммутация сразу большого числа цепей — всех указателей поворота с соответствующими реле, а также встроенной в выключатель сигнальной лампы/светодиода.
Контактная группа помещена в пластиковый (реже — в металлический) корпус, на лицевой поверхности которого располагается кнопка/клавиша управления, а на задней части — клеммы для подключения к электрической системе транспортного средства. Наиболее часто применяются стандартные ножевые клеммы, совместимые с соответствующими клеммными колодками или индивидуальными клеммами. В отечественных автомобилях широкое распространение получили выключатели со стандартизированным расположением клемм по кругу, под такие устройства выпускаются соответствующие клеммные колодки.
На корпусе выключателя располагаются монтажные элементы, посредством которых устройство фиксируется в предназначенном для него месте — в приборной панели или в рулевой колонке. В автомобилях ранних годов выпуска, а также во многих современных отечественных грузовиках монтаж выключателей осуществляется винтами или гайками (одна гайка наворачивается на предусмотренную на корпусе резьбу). В новых транспортных средствах выключатели чаще устанавливаются без применения какого-либо резьбового крепежа — для этого на корпусе устройства выполняются пластиковые защелки, пружины и упоры.
Клавишный выключатель
Кнопочный выключатель
По способу управления выключатели аварийной сигнализации бывают двух типов:
- С фиксируемой кнопкой;
- С клавишным переключателем.
Устройства первого типа оснащаются кнопкой с механизмом фиксации, включение и выключение сигнализации осуществляется нажатием на кнопку — она переводится в то или иное положение, удерживаясь в нем и обеспечивая коммутацию цепей указателей поворота. Благодаря механизму фиксации держать кнопку пальцем нет необходимости. Обычно кнопка выполняется круглой и имеет большие размеры, хотя в современных автомобилях можно встретить кнопки различных форм (квадратные, овальные, треугольники, сложной формы), которые вписываются в общий дизайн салона и приборной панели.
Устройства второго типа оснащаются клавишным переключателем с двумя фиксированными положениями, включение и отключение «аварийки» осуществляется нажатием на соответствующую сторону клавиши. Как и кнопки, клавиши могут иметь более или менее стандартизированный дизайн, или выполняться для применения в конкретном модельном ряду автомобилей.
Все выключатели «аварийки» стандартно обозначаются пиктограммой в виде треугольника, который может иметь одно из трех исполнений:
- В современных ТС — очерченный двойной белой полосой треугольник, расположенный на красном фоне;
- В старых ТС — очерченный широкой белой полосой треугольник, расположенный на красном фоне;
- Реже в современных ТС — очерченный двойной красной полосой треугольник, расположенный на черном фоне (вписывается в общий темный дизайн приборной панели).
Под кнопкой/клавишей выключателя (или непосредственно в ней) располагается индикаторная лампа/светодиод, которая работает в прерывистом режиме синхронно с указателями поворота — так обеспечивается контроль работы аварийной сигнализации. Лампа/светодиод располагается либо непосредственно под прозрачной кнопкой, либо под прозрачным окошком в кнопке/клавише.
Выключатель — красный треугольник на черном фоне
Выключатели выпускаются на напряжение питания 12 и 24 вольта и обычно имеют рабочий ток не более 5 ампер. Их подключение к электросети ТС выполняется таким образом, чтобы при включении сигнализации сразу все указатели поворота и сигнальная лампа подключались к реле указателей поворота и аварийной сигнализации, а при выключении сигнализации эти цепи были разомкнуты (и замыкались только соответствующими выключателями поворотников). При этом выключатель обеспечивает такую коммутацию цепей, при которой аварийная сигнализация работает даже при неисправности одного или нескольких указателей поворота.
Вопросы выбора и замены выключателя аварийной сигнализации
Если выключатель аварийной сигнализации вышел из строя, то его необходимо как можно скорее заменить — это одно из условий безопасной эксплуатации транспортного средства. При подборе нового выключателя необходимо учитывать тип, конструктивные особенности характеристики старого. Если речь идет о новом автомобиле на гарантии, то следует покупать выключатель только указанного производителем каталожного номера, в противном случае есть риск потери гарантии. Для автомобилей в постгарантийный период можно применять и иные выключатели, главное — чтобы они подходили по электрическим характеристикам (напряжению питания и току) и установочным размерам. При выборе выключателя под другое напряжение очень высок риск некорректной работы или возникновения аварийной ситуации (в том числе и пожара).
Замену выключателя аварийной световой сигнализации необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту данного конкретного транспортного средства. В общем случае данная работа сводится к демонтажу и отключению старого выключателя, и установке на его место нового. В современных автомобилях для демонтажа выключатель необходимо поддеть с помощью отвертки или специального инструмента (лопатки), в старых ТС может потребоваться выкрутить два-три винта или одну гайку. Естественно, что все работы необходимо проводить только после снятия клеммы с аккумулятора.
Если выключатель правильно подобран и установлен, то «аварийка» начинает сразу работать, обеспечивая выполнение требований Правил дорожного движения и международных стандартов.
В каких случаях включается «аварийка»: 8 случаев
Аварийная световая сигнализация является предупредительным сигналом. Главная ее задача – предупредить или привлечь внимание других участников дорожного движения. Она играет важную роль в обеспечении безопасности движения.
При этом, водители основном используют аварийную световую сигнализацию при парковке в запрещенных местах. Это делается с целью предоставления этой остановке вида вынужденной остановки и предотвращения получения штрафа.
При этом, вынужденная остановка это прекращение движения из-за технической неисправности автомобиля или опасности, а не остановка по личным нуждам водителя.
Довольно часто водители используют «аварийку» как сигнал «благодарности» другим участникам дорожного движения.
Однако законодательство позволяет использовать аварийную световую сигнализацию только в конкретных случаях.
Что говорят Правила дорожного движения
В частности, в соответствии с пунктом 9.9 ПДД аварийная световая сигнализация должна быть включена:
- в случае вынужденной остановки на дороге;
- в случае остановки по требованию полицейского;
- вследствие ослепления водителя светом фар;
- во время движения транспортного средства с техническими неисправностями;
- на транспортном средстве, которое буксируется;
- на транспортном средстве, которое перевозит организованную группу детей с опознавательным знаком “Дети”;
- на всех механических транспортных средствах колонны во время их остановки на дороге;
- в случае совершения дорожно-транспортного происшествия.
Касательно совершения ДТП, то вместе с включением аварийной световой сигнализации предусмотрено также установление знака аварийной остановки (п.п.9.10).
Если же транспортное средство не оборудовано аварийной световой сигнализацией или она неисправна (в случае движения автомобиля с техническими неисправностями, автомобиля буксируемого или перевозки детей с опознавательным знаком “Дети”) водитель должен установить знак аварийной остановки сзади на транспортном средстве (9.11.а).
Также в случае отсутствия в автомобиле «аварийки» знак аварийной остановки устанавливается в случае вынужденной остановки в местах с ограниченной обзорностью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (9.11.б).
Ответственность за нарушение правил применения “аварийки”
Нарушение правил пользования аварийной световой сигнализацией предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или штрафа 510 грн. (ч.2 ст.122, ст.125 КУоАП). Это при обычных обстоятельствах.
Если же эти нарушения повлекли создание аварийной обстановки, то водитель может получить или 1 445 грн. штрафа или избавиться водительского удостоверения на срок от шести месяцев до одного года.
Выводы
Таким образом, аварийная световая сигнализация должна применяться только по назначению в вышеперечисленных случаях, а не для создания вида вынужденной остановки при парковке в запрещенном месте или для выражения «благодарности» другим участникам дорожного движения. В случае нарушения указанных правил предусмотрена административная ответственность.
Всі наші публікації є авторськими, підготовані фахівцями юридичної компанії «Дорожній Адвокат»:
Наш Сайт (5 млн відвідувачів щорічно);
Наш Фейсбук (6 млн відвідувачів щорічно);
Наш Телеграм канал (20 тис підписників);
Наш Інстаграм (10 тис підписників);
Спільнота «Перевізники України у Viber» (12 тис учасників);
Спільнота «Безпечна логістика в Telegam» (4 тис учасників).
З приводу оскарження штрафів, ви можете звернутися до фахівців юридичної компанії «Дорожній Адвокат». Супровід здійснюється по всій Україні. Номери телефонів для замовлення юридичних послуг: 050-758-11-74 (viber, telegram), 067-171-16-11. (Телефонна лінія працює щоденно без вихідних до 24:00 год).