Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?
После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию (это есть ниже), расшифровать эту надпись можно так:
5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.
Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто.
Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.
Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это, или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.
Спасибо за внимание с уважение Антон ( D1oR41k)
Что означают цифры 0W-40, 5W-30, 5W-40 и т.д.
Цифры 0W-40, 5W-30, 5W-40 и т.д. означают вязкость масла, а именно:
1-я цифра означает, плотность (вязкость) масла в холодном состоянии, т.е. в незаведенном двигателе.
2-я цифра означает, плотность (вязкость) масла в горячем состоянии, т.е. в прогретом моторе.
Чем ниже цифра, тем жиже масло. Например 0W-40 жиже, чем 5W-40 в холодном состоянии, а в горячем одинаково.
Каждый производитель рекомендует свои варианты вязкостей для своих двигателей зависящих от технических особенностей моторов, таких, как толщина масленных каналов и т.д. Например Volvo рекомендует в основном 0W-30, BMW 0W-40 и 5W-40, а Toyota 0W-20 и 5W-30, так что если Вы не знаете, что Вам рекомендовано производителем обратитесь к нам для подбора масла, это бесплатно подбор масла >>
Расшифровка моторного масла: как правильно читать маркировку
На этикетке каждого моторного масла присутствует маркировка, в которой зашифрована важная информация. Эта информация касается как характеристик продукта, так и его назначения. Иными словами, маркировка содержит в себе классификацию моторного масла. Каждая цифра и буква в названии моторного масла обозначает что-то конкретное.
Понимание маркировок нужно, чтобы не испытывать трудности каждый раз, когда необходимо правильно подобрать моторное масло. В первую очередь, следует ориентироваться в международных стандартах качества и тех условных обозначениях, которые в них используются.
Совсем не обязательно знать все стандарты на зубок – достаточно запомнить общие моменты и закономерности, которые и позволят расшифровать искомую информацию о конкретном продукте.
Что пишут на этикетках моторных масел?
На канистре с моторным маслом производитель, как правило, помещает следующую важную информацию:
- Классификация по вязкостно-температурным свойствам, или попросту вязкость.
- Классификация по эксплуатационным свойствам, или спецификация, в соответствии с принятыми международными стандартами качества.
В целях маркетинга производитель (продавец) может поместить на этикетку и т.н. псевдомаркировку – маркировку, не являющуюся общепринятой, а придуманную для привлечения внимания потребителей. Такой псевдомаркировкой может быть, например, фраза «С добавлением умных молекул» и т.п. Но в данной статье мы рассматриваем только обязательные и общепринятые обозначения.
Вязкость моторного масла по SAE
В настоящее время единственной признанной системой классификации автомобильных моторных масел по вязкости является спецификация SAE J300. SAE — это аббревиатура Общества автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers).
Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade – SAE VG). Численные значения степеней являются обобщенными символами комплекса вязкостных свойств.
Согласно SAE, масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Принадлежность к одному из этих классов можно вычислить по буквам и цифрам на этикетке.
Так, зимние моторные масла обозначаются одной цифрой и буквой W (первой в английском слове winter – «зима»). Зимних масел всего шесть видов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Для этих масел существует температурный предел прокачиваемости в холодных условиях – минимальная температура, при которой возможен безопасный пуск двигателя. Вязкости масла с индексом W означают, что запуск двигателя возможен при следующих температурах:
• 0W – до –35-30°С;
• 5W – до –30-25°С;
• 10W – до –25-20°С;
• 15W – до –20-15°С;
• 20W – до –15-10°С.
Летние автомасла помечаются только цифрой – 20, 30, 40, 50, 60. Всего летних масел также шесть видов. (Исторически так сложилось, что два вида масла имеют цифру 40.)
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40. Первый номер, как в зимних маслах, указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует безопасный пуск двигателя.
Вторая цифра – это обобщенный показатель минимальной и максимальной вязкости масла при температурах 100-150°С (в работающем двигателе). Чем больше это число, тем толще масляная пленка в контактирующих узлах двигателя, а топливосберегающие свойства – наоборот, ниже.
Если взять, к примеру, смазочные составы 0W30, 5W30 и 10W-40, то получается следующая картина:
Моторные масла, имеющие обозначения 0W30 и 5W30, – это масла одной высокотемпературной вязкости. Но в холодных условиях они поведут себя по-разному. Моторное масло с вязкостью 0W30 сохранит свои свойства при предельной минимальной температуре –35°С, а для моторного масла 5W30 этот предел наступит уже при –30°С.
В свою очередь, моторное масло 10W-40 будет сохранять свои свойства при температуре не ниже –25°С. Однако в работающем двигателе это масло более густое, т.е. образует между трущимися поверхностями более прочную пленку. Такое масло рекомендуется для авто с большим пробегом, с достаточно изношенным двигателем, в котором зазоры между деталями могут быть значительными из-за истертости.
Классификация моторных масел по международным стандартам качества
Существуют международные стандарты моторных масел, разработанные для всеобщего удобства. Эти стандарты отображены в различных классификаторах. На сегодняшний день существуют несколько классификаций, обозначающих высший стандарт качества:
1. API. Система классификации моторных масел, разработанная в 1969 году Американским институтом нефти. Разделяет все автомасла по эксплуатационным свойствам. По системе API установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:
S (Service) – моторные масла для бензиновых двигателей. В настоящее время действующими считаются категории SJ, SL, SM, SN.
C (Commercial) – моторные масла для дизельных двигателей. В настоящее время действующими считаются категории CH-4, CI-4, CJ-4, CK-4
EC (Energy Conserving) – энергосберегающие маловязкие масла, т.е. уменьшающие расход топлива.
Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Цифры рядом с буквами (например, CJ-4) указывают, в каком двигателе данное масло применимо – 2-х или 4-тактном.
Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа (дизельного). Например: API SM/CF.
2. ACEA. Стандарт качества, введенный Европейской ассоциацией автопроизводителей. Масла, сертифицированные по ACEA, считаются лучшими в плане энергосбережения и вязкости.
Моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию и обозначаются сочетанием букв «А/В». Рядом с буквами ставится определенная цифра, например A3/B3. Чем больше эта цифра, тем выше требования к маслу.
В связи с нововведениями в европейских требованиях к экологии, выделяют также класс С. Дополнительным классом Е обозначают моторные масла для тяжелого транспорта.
- ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 – отменены;
- ILSAC GF-5 – действующий в настоящее время стандарт.
Отечественные масла также проходят обязательную сертификацию по ГОСТ, и в маркировке масла значится вязкость в мм2/с, при температуре 100 °С.
Надеемся, данные пояснения помогут вам лучше ориентироваться в ассортименте моторных масел в интернет-магазине «АВТОШОП» и не испытывать трудностей при прочтении описаний к имеющимся у нас товарам.
Что означают буквы и цифры на канистре с моторным маслом
Сегодня в мире используются несколько основных классификаций моторных масел по международным стандартам. Они действуют параллельно и могут быть указаны на банке с маслом все сразу, но при этом имеют разное значение.
Маркировка по SAE. Это классификация масел, разработанная Ассоциацией автомобильных инженеров США (SAE), которая характеризует главное свойство любой смазки — её вязкость. Масло для автомобильных двигателей несёт маркировку вида 10W-40, где первая цифра указывает на его вязкость в холодном состоянии (W — Winter), а вторая — в горячем. По маркировке SAE определяют, пусть и условно, предельные температуры воздуха, при которых масло может нормально работать в двигателе.
Цифры в маркировке кратны пяти. Чем ниже первая, тем масло остаётся менее вязким на морозе, а чем выше вторая, тем оно более густое в нагретом виде. Низкая вязкость в мороз нужна для того, чтобы стартер легче проворачивал мотор при холодном пуске. А повышенная вязкость горячего масла необходима, чтобы масляный клин сохранялся при высоких нагрузках.
И если лет двадцать назад наиболее привычными для нас были обозначения 5W-30 или 10W-40, то сегодня существуют масла 5W-50 и даже 0W-50 — то есть смазка, покрывающая весь теоретически возможный вязкостно-температурный диапазон для любого мотора! Однако у такой смазки, помимо высокой цены, есть и ещё один недостаток: чтобы обеспечить такие характеристики, в неё приходится добавлять очень много присадок, которые могут со временем выпасть в осадок или негативно повлиять на другие свойства смазки.
Кроме того, сегодня автопроизводители борются за экономичность и экологичность двигателей. А потребление топлива напрямую зависит от их внутренних потерь энергии — в том числе на прокачку по каналам слишком вязкого масла. Поэтому уже не редкость масла с очень низкими цифрами по SAE — например, 0W-20.
Низковязкие масла хороши только в новом, исправном моторе. Если зазоры в подшипниках коленвала и распредвала увеличены, масляный насос просто не сможет создать нужное для хорошего клина давление, поэтому при пиковых нагрузках вкладыши могут оказаться «сухими».
Маркировка по API. Ещё одна классификация из-за океана, на этот раз Американского нефтяного института. Она делит моторные масла по качеству и предназначению. Если маркировка начинается с буквы S — это масло для бензиновых двигателей. С литеры С — для дизельных. Следующие буквы и цифры в индексе обозначают класс масла, определяемый набором требований, которым оно удовлетворяет -по степени окисления, зольности (количеству твёрдых продуктов сгорания), смазывающим свойствам и так далее. Они же условно означают технический уровень двигателей, для которых предназначены, поскольку каждый следующий класс (и буква алфавита) вводится через несколько лет после предыдущего, а моторы обычно создают в расчёте на текущий масляный стандарт. Маркировка API ведётся с 1964 года, поэтому на сегодня наиболее качественные масла будут скрываться под буквами, расположенными уже во второй части английского алфавита. Для бензиновых моторов сейчас актуальны API SM, SL, SN. Для дизелей — CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.
Встречаются и двойные обозначения масла — вроде API CG-4/SH. Это просто означает, что данное дизельное масло (если С-маркировка стоит первой) вполне подходит и для использования в не сильно форсированных бензиновых двигателях.
Маркировка АСEA. Вслед за американцами подобную же классификацию в 1995 году ввела и Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA). Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:
A/B — для бензиновых (А) и дизельных (В) двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов: A1/B1 (устаревший), A3/B3, A3/B4, A5/B5;
C — для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов: C1, C2, C3, C4, С5;
E — тяжелонагруженные дизельные двигатели: E4, E6, E7, E9.
Иногда на банке с маслом через дефис после класса указывается год введения этого класса (например, А5/В5-12). Дело в том, что, в отличие от API, цифры здесь обозначают не качество масла, а комплекс требований к ним. А уровень этих требований ассоциация меняет (и ужесточает) раз в несколько лет -последний раз это случилось в 2016 году. И потому совсем не обязательно, что чем выше цифра с индексе ACEA, тем лучше для мотора. Например, масло А3/В3 предназначено для высокофорсированных двигателей.
Маркировка ILSAC. Классификация, совместно принятая ещё двумя ассоциациями автопроизводителей, на этот раз японской (JAMA) и американской (AAMA). На банках с маслом указывается как GF (GF-1, GF-2 и т.д.). Она появилась немного раньше (в 1990 году), но по своему принципу похожа на маркировку API — чем больше число, тем выше требования к маслу и его качество. Есть, правда, свои особенности: актуальные на сегодня индексы GF-4 и GF-5 получают только масла с высокотемпературной вязкостью не выше 30.