Как проезжать платные дороги без транспондера
Перейти к содержимому

Как проезжать платные дороги без транспондера

  • автор:

Правила пользования дорогой М-4

Платные участки автомобильной дороги оснащены пунктами взимания платы (ПВП). От их типа — закрытого, открытого или смешанного — зависят условия оплаты.

В первом случае все въезды и выезды с трассы ограничены пунктами взимания платы, во втором — оплата происходит либо в начале, либо в конце участка, без ограничения остальных въездов и выездов, а в третьем — пункты установлены и в начале, и в конце участка, но внутри него въезд и выезд не ограничен.

Общие правила проезда пунктов взимания платы:

  1. при подъезде к ПВП — снизьте скорость;
  2. обратите внимание на информационные щиты и светофоры — пользуйтесь открытыми полосами;
  3. выберите нужную вам полосу:
ПОЛОСЫ ДЛЯ БЕЗОСТАНОВОЧНОГО ПРОЕЗДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАНСПОНДЕРА
ВЪЕЗДНЫЕ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БИЛЕТА, ЕСЛИ ПУТЕШЕСТВУЕТЕ БЕЗ ТРАНСПОНДЕРА
ВЪЕЗДНЫЕ ПОЛОСЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БИЛЕТА ИЛИ ДЛЯ ПРОЕЗДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАНСПОНДЕРА (НО С ОСТАНОВКОЙ)
ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ТОЛЬКО НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ
ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ТОЛЬКО БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ С ПОМОЩЬЮ АВТОМАТА ПРИЁМА ПЛАТЕЖЕЙ
ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА НАЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ, БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ ИЛИ ПРИ ПОМОЩИ ТРАНСПОНДЕРА
ПОЛОСЫ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ ИЛИ ПРИ ПОМОЩИ ТРАНСПОНДЕРА
ПОЛОСЫ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ НЕГАБАРИТНОГО ТРАНСПОРТА, ОПЛАТА НАЛИЧНЫМИ ИЛИ БАНКОВСКОЙ КАРТОЙ

Для безостановочного проезда можно воспользоваться транспондером. Для этого на ПВП нужно выбрать специальную полосу, сбросить скорость до 30 км/ч и проехать на зеленый свет светофора. Приобрести бортовое устройство можно в клиентских офисах или пунктах продаж.

Внимание! Нарушение правил проезда пункта взимания платы может повлечь наложение административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством.

Особенности систем взимания платы:

  1. Система открытого типа: проезд через ПВП и оплата производится единовременно. Такая система действует на всей дороге М-3 «Украина» и М-4 «Дон» за исключением участков 416–460 км (объезд с. Хлевное и г. Задонск) и 633–715 км (объезд с. Лосево и г. Павловск).
  2. Система закрытого типа: платные участки оборудованы въездными ПВП, на которых необходимо получить Билет, и выездными, где нужно передать Билет кассиру и оплатить проезд (такая система действует на всей дороге М-11 «Нева»).
  3. Система смешанного типа: на таких участках, как правило, проезд оплачивается на первом/въездном ПВП, а на выезде предъявляется чек. Такая система действует на участках 416–460 км и 633–715 км дороги М-4 «Дон».

Внимание! Сохраняйте билет, выданный терминалом на въездной полосе взимания платы! Если пользователь не сможет предъявить билет, то на пункте выезда с трассы взимается максимальная плата за проезд с учетом категории транспортного средства, маршрута и времени суток.

Стоит помнить, что правила и организация движения как на бесплатной, так и на платной скоростной автомобильной магистрали одни и те же. Разница лишь в том, что платные участки оказывают услугу беспрепятственного проезда. Нарушение же правил может привести не только к затруднению движения, но и к ДТП.

Правила пользования дорогой

  • Правила пользования автомобильной дорогой М-4 «Дон» на участках 225–715 км и 1024–1091 км устанавливаются владельцем автомобильной дороги (Российской Федерацией в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги») с соблюдением требований законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18 «Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог».

Подробнее с правилами пользования автомобильной дорогой М-4 «Дон» на участках 225–633 км, 633–715 км и 1024–1091 км вы можете ознакомиться на сайте Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

  • Постановление №18 от 19 января 2010 г. Постановление №18 от 19 января 2010 г. 144.75 kb pdf 144.75 kb
  • Постановление № 1090 от 23 октября 1993 г. Постановление № 1090 от 23 октября 1993 г. 866.86 kb pdf 866.86 kb
  • Федеральный закон №257 от 08 ноября 2007 г. Федеральный закон №257 от 08 ноября 2007 г. 874.94 kb pdf 874.94 kb
  • Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995 г. Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995 г. 496.31 kb pdf 496.31 kb
  • Федеральный закон № 145 от 17 июля 2009 г. Федеральный закон № 145 от 17 июля 2009 г. 711.13 kb pdf 711.13 kb

Полезные ссылки

  • Как подготовиться к поездке
  • Советы по безопасному вождению

Все о платных дорогах: как пользоваться, оплачивать и объезжать

Платная дорога — это вся трасса или один из ее участков, за проезд по которым нужно заплатить. Например, добраться от Москвы до Краснодара по дороге М-4 стоит 3570 ₽, если ехать на легковой машине с четверга по пятницу.

Как мы считали стоимость проезда

Когда была открыта первая платная дорога в РФ. В России платные дороги появились в 1998 году. Первой из них стал участок трассы М-4 «Дон» в Липецкой области.

В 2007 году положения о платных дорогах закрепили в законе: зафиксировали, как дорога становится платной, а также правила льготного проезда, статус владельца и оператора дорог и так далее.

Сейчас в России шесть платных федеральных трасс. Планируются дороги от Екатеринбурга до Краснодара, от Комсомольска‑на‑Амуре до Владивостока через Хабаровск и магистраль от Дербента до Нальчика.

У платных дорог есть владелец и оператор.

Владелец большинства платных дорог — государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно Автодор. Оператор — ее дочерняя компания «Автодор — Платные Дороги».

Список действующих дорог с платными участками и их операторы

Плюсы и минусы платных трасс. Обычно на платных дорогах выше разрешенная скорость, лучше качество покрытия, есть оборудованные стоянки для отдыха и меньше ограничений для движения вроде железнодорожных путей или тоннелей. Например, на некоторых участках трассы М-4 и М-11 можно разгоняться до 130 километров в час.

Из недостатков — бывают пробки на пунктах оплаты. Например, если на платной дороге несколько участков со шлагбаумами, возле которых принимают оплату, на каждом может собраться пробка, поэтому придется долго ждать проезда. Также на платных трассах не всегда есть придорожные кафе и магазины.

Как понять, что впереди платная дорога. Предупреждение о том, что скоро начнется платная трасса, размещают на дорожных табло. Рядом указывают информацию о том, как бесплатно объехать этот участок.

На некоторых платных трассах стоят шлагбаумы, но не везде: например, при системе оплаты «Свободный поток» дорогу не перекрывают. В этом случае узнать, что она платная, можно только по дорожным знакам и рамкам на обочине.

О системах оплаты мы расскажем дальше.

blog image

Пример дорожного знака с информацией о платной дороге и развязке, где можно съехать на бесплатную объездную трассу

Тарифы: сколько стоит проезд по платным дорогам

Рассчитать стоимость проезда можно по тарифной сетке. Тарифы есть на сайтах операторов.

Тарифы основных операторов:

Цена проезда может зависеть от времени суток, класса транспортного средства, дня недели, наличия транспондера — гаджета для оплаты проезда по платным дорогам.

Например, проезд по участку М-11 с 208 по 334 км для категории I (легковые автомобили, мотоциклы) стоит 530 ₽ и в будни, и в выходные, для категории II (среднегабаритный транспорт — пикапы, фургоны) — 680 ₽ в будни и 710 ₽ в выходные, для категории IV (грузовые машины и автобусы с тремя и более осями) — 1350 ₽ в будни и 1450 ₽ в выходные.

blog image

Пример тарифной сетки на сайте Автодора

Рассчитывать стоимость проезда вручную не всегда удобно, поэтому проще всего сделать это через калькулятор на сайте оператора дороги.

blog image

Пример калькулятора на сайте Автодора

Калькуляторы основных операторов:

ОССП — калькулятор на сайте владельца дороги, СЗКК.

Сколько платят жители регионов, где есть платные дороги. По общему правилу разницы нет: жители тех регионов, где проходят платные дороги, оплачивают проезд так же, как и водители, которые едут транзитом.

Бывают исключения: например, для жителей Москвы и Московской области проезд по Московскому скоростному диаметру бесплатный, а для транзитных автомобилей — платный. Решение о бесплатном проезде принимают государственные органы, оператор или владелец дороги.

Объезд платных участков

У каждой платной дороги обязательно есть бесплатная альтернатива — объезд, который сопоставим по длине с платным участком. Например, платная трасса М-4 «Дон» идет от Москвы до Краснодара. Параллельно ей идет бесплатная дорога через Тулу и станицу Павловская. Для платной дороги М-11 «Нева» от Москвы до Петербурга есть бесплатная трасса М-10 «Россия».

По закону нельзя, чтобы единственная дорога до населенного пункта была платной или чтобы объездной путь был намного дольше. Исключение — дороги на Крайнем Севере. В этих районах у платной дороги может не быть объезда и из‑за плохой транспортной доступности для большинства машин ее делают бесплатной. Плату за проезд берут только с грузовиков, а легковым автомобилям платить не нужно.

Чтобы найти объезд, проще всего проложить маршрут через геосервисы, например 2GIS или Яндекс Карты. Они сразу покажут участки с платными трассами и альтернативную бесплатную дорогу.

blog image

Пример маршрута на Яндекс Картах. Зеленым цветом показана платная дорога, серым — бесплатная объездная

Как оплачивать проезд по платным дорогам и что такое транспондер

Обычно проезд можно оплатить картой, наличными или транспондером.

Транспондер — это гаджет для бесконтактной оплаты проезда по платным трассам, он крепится на лобовое стекло машины. Когда машина проезжает через шлагбаум на платной дороге, датчик считывает транспондер и автоматически списывает деньги.

Максимальные цены, методику расчета и способы оплаты устанавливает правительство. На основании этого оператор или владелец дороги разрабатывает детальные правила для тех дорог, за которые они отвечают.

Как правило, для каждого вида оплаты устанавливают отдельные полосы. Например, для оплаты наличными нужно заехать на дорогу через одну полосу, а для оплаты транспондером — через другую. Полосы обозначены специальными знаками, которые видно заранее. Примеры обозначений можно посмотреть на сайте Автодора.

Всего есть три системы оплаты проезда.

Оплата в начале. Водитель оплачивает проезд при въезде на платный участок дороги. Если на машине есть транспондер, обычно водители сразу проезжают по выделенной полосе, так как деньги за проезд списывают автоматически. Чтобы заплатить наличкой или картой, нужно оплатить проезд у будки кассира возле шлагбаума.

Оплата в конце. При въезде на трассу нужно взять билет в терминале возле шлагбаума. На билете указывают, на каком километре водитель заехал на дорогу. При выезде с дороги на пункте взимания платы билет отдают кассиру, и он рассчитывает стоимость проезда. Билет нужно сохранять всю дорогу до съезда с трассы, иначе оплату начислят по максимальному тарифу.

Иногда встречается смешанная система — когда проезд оплачивают в начале, но при выезде показывают кассиру билет. Такая схема действует на участке трассы «Дон» с 414 по 464 км.

Система «Свободный поток». Это безбарьерная система, при которой на дороге нет шлагбаумов, а проезд фиксируют специальные датчики. Оплату сразу списывают с транспондера, а если его нет, привязывают долг за проезд к госномеру автомобиля. После проезда на оплату дают пять дней.

Пополнить лицевой счет можно любым способом, который предлагает оператор. Например, оплатить проезд по трассам Автодора можно на официальном сайте, в мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания, через приложения некоторых банков и в терминалах «Элекснет».

В 2023 году за неоплату проезда по платным магистралям чаще штрафовали водителей, которые ездили по дорогам с системой «Свободный поток», выяснили в Ространснадзоре.

Например, такой безбарьерный проезд действует на ЦКАД и трассе М-12: автомобили без остановок просто проезжают через рамку с оборудованием для фиксации. Но если на трассе нет шлагбаума, проезд по ней все равно платный: об этом написано на указателях на въезде на магистраль.

После поездки стоить проверить задолженность по номеру автомобиля на сайте Автодора и оплатить ее любым удобным способом.

Оплата проезда в Тинькофф. В Тинькофф можно оплатить проезд по ЗСД, участку М-11 «Москва — Солнечногорск» и дорогам Автодора. Это легко сделать в приложении в разделе «Транспорт» или через сервис «Мое авто».

Проезд по трассам Автодора также можно оплатить через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tinkoff.ru. Сервис доступен, даже если вы не клиент Тинькофф: чтобы внести платеж, нужно ввести сумму, номер договора, телефона или транспондера на сайте сервиса. Устанавливать приложение или регистрироваться не понадобится.

blog image

Форма оплаты на сайте tinkoff.ru

Как оплатить проезд в приложении: перейдите на вкладку «Платежи» → «Транспорт» → выберите нужный вариант: «Автодор — Платные Дороги», «Западный скоростной диаметр» или «Платная дорога М11».

Как оплатить проезд в приложении через «Мое авто»: откройте вкладку «Город» → все сервисы → «Мое авто» → «Оплата» → выберите нужный вариант: «Автодор — Платные Дороги», «Западный скоростной диаметр» или «Платная дорога М11».

Как пользоваться транспондером

Пополнить баланс транспондера можно тем способом, который предлагает оператор, обычно это делают через личный кабинет на сайте оператора или в приложении.

Транспондеры Автодора, Западного скоростного диаметра и участка М-11 «Москва — Солнечногорск» можно пополнить за несколько кликов через сервисы Тинькофф — в приложении или в личном кабинете на сайте tinkoff.ru. Для этого используйте тот же путь, что и для оплаты проезда, мы описали его выше. Перейдите в раздел «Транспорт» через вкладку «Платежи» либо воспользуйтесь сервисом «Мое авто» во вкладке «Город». Если у вас нет приложения или личного кабинета, оплатить проезд по трассам Автодора можно через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tinkoff.ru. На это понадобится пара минут.

За оплату транспондером некоторые операторы дают скидку или бонусы. Например, ОССП предлагает пользователям скидку 50%, а Автодор начисляет бонусные баллы, которые можно обменять на скидку для будущих поездок.

Транспондеры выгодны в двух случаях:

Если вы часто пользуетесь платными дорогами. Тогда можно купить свой транспондер.

Если планируете один раз проехать по платной дороге, где есть скидка по транспондеру. Покупать транспондер для этого не нужно, дешевле взять его в аренду. Например, арендовать транспондер T‑pass от Автодора стоит 5 ₽ в сутки, а купить — от нескольких тысяч. Не забудьте сравнить цену аренды и скидку, чтобы убедиться, что с транспондером поездка будет выгоднее.

Чем различаются транспондеры. Большинство операторов выпускают свои модели транспондеров. Технически они почти не отличаются друг от друга. Но обычно операторы предлагают более выгодные условия за проезд по «своим» транспондерам.

Проезд по большинству платных трасс можно оплатить любым транспондером, даже если оператор транспондера и оператор дороги не совпадают.

Где купить транспондер. Транспондеры продают в центрах продаж операторов, на АЗС, возле пунктов приема оплаты на дороге, в интернет-магазинах.

Точки продаж и аренды обычно указаны на сайтах операторов.

Штраф за проезд без оплаты. Если водитель проехал по платной дороге с системой «Свободный поток» и не заплатил за проезд в срок, ему выписывают штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовиков по статье 12.21.4 КоАП РФ.

Штраф выписывают не сразу. Водителю дают пять дней, чтобы оплатить проезд, и после этого выносят штрафное постановление. С этого момента появляются дополнительные 20 дней на оплату задолженности. Если оплатить проезд в этот срок, штраф автоматически отменят.

Эксперимент: бесплатный проезд для электромобилей

В рамках эксперимента до конца 2023 года владельцы электромобилей могут ездить по платным федеральным дорогам бесплатно.

В эксперименте участвуют трассы М-1 «Беларусь» (включая «Северный обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).

Чтобы оформить бесплатный проезд, нужно купить или взять в аренду транспондер T‑pass и зарегистрировать его в любом центре поддержки Автодора. Для этого понадобятся документы на машину, где указано, что в автомобиле стоит только электрический двигатель. После регистрации у транспондера появится статус «Электромобиль».

Обратите внимание: если пользоваться транспондером со статусом «Электромобиль» на другой машине, его заблокируют и начислят плату за проезд.

Эксперимент проводится в рамках концепции по развитию электротранспорта в РФ до 2030 года, поэтому позже сроки могут продлить.

Аналогичная акция до конца года действует и для проезда по проспекту Багратиона — северному дублеру Кутузовского проспекта в Москве, который открыли для проезда в начале сентября. Подробности — на сайте оператора «Новое качество дорог».

Как выгодно ездить по платным дорогам с Тинькофф

С помощью продуктов Тинькофф для автомобилистов можно сэкономить на платной дороге: например, оплачивать проезд без комиссии в нашем приложении. Для проезда по участку М-11 Москва — Солнечногорск и трассам Автодора — получать кэшбэк.

Tinkoff Drive — это дебетовая карта для автовладельцев. Ее главное преимущество — повышенный кэшбэк в автомобильных категориях. Например, за покупки на АЗС можно получить кэшбэк до 10%.

С дебетовой картой Tinkoff Drive за оплату проезда по платным дорогам вернем 5% при условии, что за расчетный период тратите с карты больше 25 000 ₽ на обычные покупки — то есть те, для которых кэшбэк 1%. Если тратите меньше, кэшбэк будет 1%.

Кэшбэк возвращается бонусами: например, в Автоуслугах, Тинькофф Страховании и Тинькофф Мобайле 1 бонус = 1 ₽, за покупки на АЗС 1,5 бонуса = 1 ₽, а в разделе «Город» 1,25 бонуса = 1 ₽.

Вот на что можно потратить бонусы:

автозапчасти, бензин, оплату парковок;
покупку нового полиса в Тинькофф Страховании;
траты в сервисе Тинькофф «Город»;
мобильную связь в Тинькофф.

«Мое авто» — это сборник сервисов для автомобилистов в приложении Тинькофф. В нем можно оплатить проезд по платной дороге без комиссии. Еще сервис поможет:

посмотреть предложения по кэшбэку от партнеров;
оформить страховку онлайн;
без комиссии уплатить штрафы, оплатить парковку и проезд по платным дорогам.

Отдельно подключать сервис не нужно — он есть в разделе «Город» в приложении Тинькофф.

Утверждены правила проезда по платным дорогам: без шлагбаумов, но со штрафами

Платные дороги в России находятся под доверительным управлением госкомпании «Автодор». Въезд на них осуществляется через пункты взимания платы со шлагбаумами: здесь водители либо оплачивают проезд с помощью наличных или карты, либо деньги списываются с их транспондеров. Однако в дальнейшем проезд по таким трассам планируют сделать безбарьерным, правда, для этого понадобятся изменения в действующих законах.

Госдума РФ уже одобрила в третьем чтении поправки к закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ». Как отмечает «Коммерсант», в них перечислены принципы работы системы безбарьерного проезда по платным трассам. Технология называется free-flow, что можно перевести, как «свободный поток»: она предполагает, что водителям не нужно останавливаться для оплаты проезда: деньги с его счёта спишутся автоматически непосредственно во время движения.

Согласно документу, в случае, если у водителя недостаточно средств или же нет бесконтактного транспондера, ему придётся оплатить проезд в течение 5 дней с момента, как установленные на платном участке камеры зафиксируют факт проезда. Иначе автовладельцу придётся выплатить штраф, предполагается, что его впоследствии внесут в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Для водителей легковых машин размер взыскания составит 2,5 тыс. рублей, для владельцев коммерческого транспорта – 5,5 тыс. рублей.

Ранее Минтранс опубликовал на сайте regulation.gov.ru проект «правил оказания услуг по организации проезда ТС по платным автодорогам». Согласно этому документу, оператор платной дороги не будет нести ответственность за некорректное списание платы и формирование задолженности в том случае, если водитель нарушил порядок проезда, установленный скоростной лимит или дистанцию, а также если он некорректно расположил транспондер под стеклом авто.

Проект уже получил долю критики. Так, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что пятидневный срок нужно отсчитывать не с того дня, когда камера зафиксировала проезд без оплаты, а с момента, когда водитель был проинформирован об имеющейся задолженности. Для этого он предлагает использовать смс-рассылку, push-сообщения в мобильных приложениях, а также высвечивание информации на электронном табло при проезде автомобилистом пунктов оплаты.

Технологию free-flow в России планируют применить на трассе ЦКАД. Недавно в «Автодоре» рассказали, что на северо-восточном участке «кольца» на данный момент установили рамки с камерами (будут распознавать номера машин), а также с лазерными датчиками (смогут определять габариты транспорта). Как сообщалось ранее, этот отрезок – ЦКАД-3 – будет открыт в октябре 2020-го. В целом до конца текущего года планируется запустить 75% этой трассы.

Если сейчас существуют «зайцы», которые пытаются проскочить под закрывающийся шлагбаум, то с введением безбарьерного проезда их наверняка станет ещё больше. Часть водителей будут закрывать номера, чтобы их не смогла распознать камера. Как операторы платных дорог будут бороться с ними, пока не ясно.

Транспондер: как сэкономить на платных дорогах

Аватар автора

Путешествия по платным трассам во многих случаях намного быстрее, чем по бесплатным: машин меньше, разрешенная скорость выше.

Расскажем, как ездить выгоднее, что такое транспондер и какие у него есть плюсы и минусы.

СООБЩЕСТВО
Сколько вы тратите на машину?
Расскажите читателям, дорого ли быть владельцем вашего авто. И фото поделитесь!

Баннер

Рассказать

Что такое транспондер

Транспондер — небольшое устройство, позволяющее быстро проезжать пункт оплаты на платных трассах. С ним владельцу не нужно останавливаться, чтобы отдать наличные или оплатить проезд картой в терминале: достаточно лишь снизить скорость. Когда владелец транспондера проезжает пункт оплаты, с его счета бесконтактно списывается нужная сумма.

С транспондером легко отслеживать расходы на проезд по платным трассам, участвовать в программах лояльности, экономить время, ездить по всем платным дорогам России.

Транспондер T-Pass для проезда по платным трассам, которые обслуживает компания «Автодор — платные дороги»

Транспондер T-Pass для проезда по платным трассам, которые обслуживает компания «Автодор — платные дороги»

Какие виды транспондеров бывают

Персонифицированные транспондеры можно купить только в центре обслуживания клиентов или на официальном сайте оператора платной дороги. Чтобы там зарегистрироваться, необходимо указать паспортные данные, электронную почту и номер телефона, а также привязать банковскую карту.

Неперсонифицированные, то есть анонимные, продают в интернет-магазинах, на маркетплейсах, заправках и у партнеров эмитента. При покупке можно не указывать паспортные данные. Возможностей меньше: нет программы лояльности и абонементов. В любой момент такой транспондер можно персонифицировать, если зарегистрироваться и указать паспортные данные в личном кабинете на сайте оператора или в центре поддержки клиентов.

В России в 2023 году есть четыре оператора платных дорог. Каждый выпускает свои транспондеры:

  1. ООО «Магистраль Северной столицы» — транспондеры «ЗСД».
  2. АО «Новое качество дорог» — транспондеры «Главная дорога».
  3. ООО «Северо-Западная Концессионная Компания» — транспондеры «М11:15-58» .
  4. ООО «Автодор — платные дороги» — транспондеры T-Pass .

Обложка статьи

Где купить транспондер

Купить устройство можно и на самой платной дороге — в центрах обслуживания клиентов и на пункте взимания платы у операторов-кассиров, у партнеров на маркетплейсах, на заправках и в розничных магазинах.

Цены на маркетплейсах обычно выше, чем в центре обслуживания клиентов или на сайте оператора платных дорог. Например, транспондер T-pass в официальном интернет-магазине стоит 4000 ₽, а на «Озоне» — более 6 тысяч.

Обложка статьи

Как взять транспондер в аренду

Если вы редко ездите по платным дорогам, то транспондер выгоднее не покупать, а взять в аренду. Аренда транспондера обойдется в символические 5 ₽ в сутки, оформить ее можно в центре поддержки и обслуживания клиентов. Активация устройства может занять до 24 часов, поэтому лучше взять его заранее, а не непосредственно перед поездкой.

Как пользоваться транспондером

Где крепить. В легковых автомобилях — на ветровом стекле, за зеркалом заднего вида, на участке без атермального покрытия. Этот участок выделен на стекле рисунком и прозрачен для радиоволн. В грузовых автомобилях — чуть выше нижней панели ветрового стекла, с внутренней стороны. Название на корпусе транспондера должно быть повернуто в салон автомобиля.

Чтобы транспондер хорошо держался, обезжирьте нужный участок стекла спиртовой салфеткой и приклейте к нему держатель на двусторонний скотч. Все необходимое есть в комплекте с транспондером.

Как зарегистрироваться в системе. Чтобы пользоваться транспондером, нужно зарегистрироваться на сайте оператора или в мобильном приложении. Вам понадобится электронная почта и номер телефона, куда придут сообщения с подтверждением.

На самом устройстве есть номер, а в коробке — номер лицевого счета. И то и другое нужно будет указать при регистрации.

Как ездить по дорогам другого оператора. Транспондером одного оператора можно оплачивать проезд по дорогам другого. Покупать для каждой платной дороги свой транспондер не нужно, достаточно купить один и включить в личном кабинете услугу интероперабельности. Как правило, скидки будут только на «родные» дороги, поэтому имеет смысл приобрести транспондер того оператора, по чьим дорогам вы будете ездить чаще.

Как пополнить счет. Лицевой счет можно пополнить картой в личном кабинете на сайте или в приложении, переводом из мобильного банка, наличными в банкоматах, а также в центрах поддержки и обслуживания клиентов.

Обложка статьи

Что делать, если разрядилась батарея. Через 3—5 лет работы батарея в транспондере разряжается. Но у большинства водителей вряд ли получится заменить ее самостоятельно. Если устройство еще на гарантии, то в центре обслуживания клиентов его поменяют на новое бесплатно. Если же срок гарантии уже истек, придется покупать новый транспондер. Некоторые операторы в таких случаях дают скидку.

Можно ли использовать два транспондера одновременно. Если на стекле машины стоят два транспондера, то при проезде через пункт оплаты деньги спишутся с обоих. Чтобы не платить дважды, нужно оставить только один. А второй — убрать в металлизированный пакет, который не пропускает радиосигнал, или завернуть в фольгу.

Металлизированный пакет не пропускает радиосигналы. Поможет платить только там, где вы этого хотите

Металлизированный пакет не пропускает радиосигналы. Поможет платить только там, где вы этого хотите

Как проезжать пункт оплаты. Перед въездом на платную трассу установлены ПВП, пункты взимания платы. Оплатить проезд можно с помощью транспондера, наличными и банковской картой в терминале или у кассира-оператора.

На ПВП несколько полос для разных типов оплаты. Если у вас есть транспондер, выбирайте полосу с зеленым знаком. Останавливаться не нужно, достаточно снизить скорость до 30 км/ч, тогда шлагбаум успеет открыться. Плата спишется автоматически.

Когда проезжаете через ПВП по выделенной полосе, держите дистанцию 10 м, чтобы не заплатить за другой автомобиль. Источник: unitoll.ru

Когда проезжаете через ПВП по выделенной полосе, держите дистанцию 10 м, чтобы не заплатить за другой автомобиль. Источник: unitoll.ru

Сколько можно сэкономить с транспондером

Скидка при оплате проезда с помощью транспондера на «родной» дороге может доходить до 90%.

На «неродных» дорогах скидок нет, но вам будет удобно проезжать через ПВП без остановки. На трассах «Автодора», ЗСД и МСД проезд будет стоить одинаково с любым устройством.

На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru

На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru

На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru

На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru

На трассах «Автодора» транспондер не дает скидок, но с ним можно проехать без очереди на пункте оплаты. Источник: avtodor-tr.ru

Ночной тариф. Ночью цены на проезд значительно ниже. Например, объезд города Одинцово с транспондером «Главная дорога» обойдется всего в рубль. А на ЗСД будет действовать скидка 50% от дневного тарифа.

Абонемент. Если часто ездите по платным дорогам, выгоднее будет приобрести абонемент — фиксированное количество поездок за определенное время.

Например, если вы каждые выходные ездите от Москвы до Солнечногорска, вам подойдет абонемент «Дачный» для транспондера «М11:15-58» . Он предоставляет восемь поездок за 5280 ₽ и действует месяц — без привязки к времени и дням недели. Без абонемента те же восемь поездок в пятницу вечером в Солнечногорск и в воскресенье утром обратно в Москву будут стоить 8160 ₽.

С транспондером T-Pass можно покупать абонементы на срок до 90 дней и 50 поездок, в зависимости от участка платной трассы.

Абонемент можно купить только для транспортных средств первой и второй категории, а действует он на определенных участках платной дороги. Источник: avtodor-tr.ru

Абонемент можно купить только для транспортных средств первой и второй категории, а действует он на определенных участках платной дороги. Источник: avtodor-tr.ru

Программа лояльности. На июль 2023 года программа лояльности действует для транспондеров T-Pass и ЗСД.

По программе лояльности T-Pass при проезде каждого пункта оплаты и 50 км пути начисляют по 100 баллов на счет. За баллы можно приобрести скидку до 15% на следующие поездки.

Например, если ехать от Москвы до Санкт-Петербурга с транспондером T-Pass , вам начислят 1000 баллов. На них можно купить скидку 5% на месяц.

Программа лояльности ЗСД работает только с мая 2023 года — в тестовом режиме. Скидки от 10 до 50% формируются на основе поездок пользователя.

Обложка статьи

Как посчитать. На сайте каждого оператора есть калькулятор, с помощью которого можно рассчитать стоимость маршрута, указав начальную и конечную точки, время поездки, класс автомобиля и способ оплаты.

Например, маршрут с Васильевского острова в Санкт-Петербурге до центра Москвы проходит по ЗСД и М11, на пути три участка платных дорог. От Васильевского острова до КАД (юг) «родным» будет транспондер ЗСД, на М11 от ПВП 679 км до ПВП 58 км — T-Pass , от ПВП 58 км до ПВП 15 км — «М11:15-58» . Выезжать из Санкт-Петербурга будем в два часа ночи, в Москву приедем к семи утра. Едем в праздничный день.

На ЗСД цена одинаковая для всех транспондеров, стоимость проезда по М11 не зависит от типа оплаты, а на платном участке от ПВП 58 до ПВП 15 скидка распространяется только на «родной» транспондер. Для поездок из Санкт-Петербурга в Москву в этом случае будет выгоднее использовать транспондер «М11:15-58» .

Стоимость поездки из Санкт-Петербурга в Москву с разными транспондерами
T-Pass 15-58 ЗСД Без транспондера
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг) 129 ₽ 129 ₽ 129 ₽ 400 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 58 2550 ₽ 2550 ₽ 2550 ₽ 2550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 15 1000 ₽ 810 ₽ 1000 ₽ 1000 ₽
Итого 3679 ₽ 3489 ₽ 3679 ₽ 3950 ₽
Стоимость поездки из Санкт-Петербурга в Москву с разными транспондерами
T-Pass
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг) 129 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 58 2550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 15 1000 ₽
Итого 3679 ₽
15-58
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг) 129 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 58 2550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 15 810 ₽
Итого 3489 ₽
ЗСД
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг) 129 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 58 2550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 15 1000 ₽
Итого 3679 ₽
Без транспондера
ЗСД с Васильевского острова до КАД (юг) 400 ₽
М11 от ПВП 679 до ПВП 58 2550 ₽
М11 от ПВП 58 до ПВП 15 1000 ₽
Итого 3950 ₽

Плюсы и минусы транспондеров

  • экономят деньги. Есть скидки, абонементы и программы лояльности;
  • экономят время. Можно въезжать на платную дорогу по выделенным полосам и проезжать пункты оплаты без остановки;
  • с ними удобно контролировать расходы. Владелец транспондера всегда может посмотреть, сколько денег списали, в мобильном приложении или на сайте оператора;
  • можно ездить по всем платным дорогам с помощью одного устройства;
  • транспондер не привязан к автомобилю. Его несложно переставить с одной машины на другую;
  • если ездить по платным дорогам приходится нечасто, можно брать транспондер в аренду за 5 ₽ в сутки.
  • при проезде пункта оплаты устройство иногда не считывается. Приходится сдавать назад, чтобы проехать еще раз;
  • нет скидок на «неродных» трассах. С одним транспондером не получится сэкономить на всех платных дорогах;
  • если вы редко ездите по платным дорогам, транспондер окупится нескоро;
  • нужно все планировать: активация транспондера занимает до 24 часов, а деньги могут идти на счет до 40 минут.

Обложка статьи

На каких дорогах нужен транспондер

  1. M1 «Беларусь».
  2. М3 «Украина».
  3. М4 «Дон».
  4. М11 «Нева».
  5. М12 «Москва — Казань».
  6. ЗСД, Западный скоростной диаметр.
  7. МСД, Московский скоростной диаметр.
  8. А113 ЦКАД.

Красные линии — платные участки трасс. Источник: unitoll.ru

Красные линии — платные участки трасс. Источник: unitoll.ru

Можно ли ездить по платным участкам без транспондера

Транспондер — это не единственный способ оплаты проезда. Можно заплатить наличными или банковской картой в терминале или кассиру пункта оплаты.

На ЦКАД, МСД и М12 — безбарьерная система: при въезде на трассу нет шлагбаумов, информацию считывают с транспондеров прямо в скоростном потоке. Но проехать по этим дорогам можно и без транспондера: камеры регистрируют номера всех проезжающих машин. Оплатить проезд можно в течение 5 дней после поездки: на сайте оператора, в мобильном приложении или в центре поддержки клиентов.

Обложка статьи

Схемы оплаты. На платных дорогах применяются закрытые, открытые и смешанные системы оплаты.

В закрытой системе на всех въездах и выездах установлены пункты оплаты. Такая система работает на трассах М11 «Нева» и ЗСД. Оплачивать проезд нужно при выезде, сумма зависит от пройденного расстояния.

В открытой системе есть пункт оплаты либо в начале, либо в конце участка трассы. Остальные въезды и выезды на всем этом участке бесплатные. Так устроены трассы М1 «Беларусь», М3 «Украина» и М4 «Дон» — кроме участков 401—464 км , 633—741 км. Стоимость проезда по каждому участку трассы фиксированная.

В смешанной системе пункты оплаты есть и в начале, и в конце участка, но внутри него можно свободно въезжать и выезжать. А при некоторых условиях и проезд может быть бесплатным. Например, если вы успеете проехать участок 401—464 км трассы М4 «Дон» быстрее чем за час, то при выезде с вас не возьмут денег. А на бесплатный проезд участка 633—741 км дают целых 12 часов.

Перед въездом на ЦКАД водителей информируют о начале платного участка и системе оплаты. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Перед въездом на ЦКАД водителей информируют о начале платного участка и системе оплаты. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Задолженность. При отрицательном балансе в личном кабинете оплатить проезд с помощью транспондера невозможно. Придется сворачивать на полосу с терминалами и оплачивать проезд другим способом.

Если на счете есть деньги, но их недостаточно, шлагбаум откроется, а баланс станет отрицательным. Погасить этот долг нужно в течение 5—10 дней — в зависимости от оператора, выпустившего транспондер.

Штрафы. Если проехать по платной дороге и не оплатить проезд, оператор обратится в ГИБДД. Штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовых с массой свыше 3,5 тонны

Проехать без оплаты можно только по трассам с безбарьерной системой — ЦКАД и М12. Если вы не оплатили проезд дважды за день — проехали в одну сторону утром и обратно вечером — то штраф придет только один.

Если сбить шлагбаум при въезде и поехать дальше, через пару километров вас остановит полиция. На пунктах оплаты есть камеры, которые напрямую передают информацию в ГИБДД.

За сбитый шлагбаум можно лишиться водительских прав и попасть в черный список автодороги, также придется возмещать ущерб. Оформлять будут как аварию, так что инспектор посчитает это оставлением места ДТП.

Если задеть шлагбаум ненамеренно, можно обойтись без судебных разбирательств. В этой ситуации важно остаться на месте и связаться с сотрудниками пункта оплаты.

Обложка статьи

Советы по использованию

Что делать, если «транспондер не принят». Это могло произойти из-за технической ошибки, слабого сигнала или если транспондер заблокировали.

Сдайте назад и попробуйте проехать еще раз или смените полосу для проезда. Обычно это помогает. Если не получилось, поезжайте к кабинке с кассиром-оператором — он сможет списать плату с транспондера. Если транспондер заблокировали, оператор подскажет причину и предложит оплатить проезд другим способом. В отсутствие оператора стоит позвонить в службу поддержки.

Проезд авансом. Если транспондер не работает, а другого способа оплатить проезд нет или вы случайно заехали на платную дорогу, можно проехать авансом. Для этого обратитесь к кассиру-оператору и объясните ему ситуацию. Он свяжется с сотрудниками компании, которые составят протокол признания долга и выдадут квитанцию на оплату. Процедура занимает около часа. Оплатить проезд нужно будет в течение 5—10 рабочих дней.

Информационный экран возле шлагбаума подскажет, по какой причине он не открылся. Фото: «ОССП оператор» / «Яндекс-дзен»

Информационный экран возле шлагбаума подскажет, по какой причине он не открылся. Фото: «ОССП оператор» / «Яндекс-дзен»

Запомнить

  1. С персонифицированным транспондером можно участвовать в программах лояльности и контролировать расходы.
  2. Купить устройство можно и на маркетплейсе или заправке, но у самого оператора платной дороги будет дешевле.
  3. Если вы редко ездите по платным трассам, выгоднее взять транспондер в аренду.
  4. Пополнять счет транспондера лучше заранее: средства зачисляют в течение 40 минут.
  5. Выгоднее передвигаться по трассе с ее «родным» транспондером.
  6. Интероперабельность подключается автоматически или в личном кабинете.
  7. Оплачивайте проезд по платным трассам с безбарьерной системой вовремя, чтобы не получить штраф.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *