Обязательно или нет ставить «ЭРА-ГЛОНАСС» в машине: что говорит закон?
ЭРА ГЛОНАСС обязательно или нет к установке? С 2015 года оборудование устанавливается на авто, требующие одобрения на соответствие регламенту. С 2016-го это требование распространилось на машины, предназначенные для перевозки пассажиров / грузов, а с 2017-го — все авто, которые выпускаются в странах ТС и ввозимые из-за границы. Для остальных автовладельцев установка не обязательна.
Обязательно ли ставить ЭРА ГЛОНАСС
ЭРА ГЛОНАСС — система, предназначенная для оповещения специальных служб об аварийных ситуациях. Даже в случае серьезного ДТП при получении травмы всеми пассажирами она срабатывает и отправляет сигнал бедствия. Встроенный в машину модуль конструктивно похож на мобильное устройство, имеет датчики и кнопку для отправки тревожного сигнала.
В начале 2018 года прошел слух, что установка ГЛОНАСС по закону будет обязательной. Но это не совсем так. На уже имеющиеся автомобили ничего ставить не нужно, а штрафы при нарушении этого правила не предусмотрены. Но это не касается ситуации, когда человек сам занимается растаможкой автомобиля. В такой ситуации для ЭРА ГЛОНАСС действует обязательная установка с 2017 года.
Кроме того, система ЭРА устанавливается на все новые авто, которые выпускаются на территории РФ с 2018 года. Для остальных владельцев транспортных средств это не обязательно. При этом штрафных санкций за это не предусмотрено, но не для всех. На этом вопросе подробнее остановимся ниже.
С какого года устанавливают ЭРА ГЛОНАСС
Федеральный закон о ГЛОНАСС на транспорте появился сравнительно недавно, а вот сама система работает с 2013 года, когда разработчики запустили ее в 15 регионах страны. Уже в декабре 2013-го технология стала доступной на территории России, а с начала 2015 года она введена в промышленное пользование. Первым автомобилем, на котором была установлена система, стала ЛАДА Веста.
Отвечая, с какого года ставят ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле, можно назвать 2015-й, но по закону оборудование Lada Vesta системой стало обязательным с 2017 года. Именно с этого периода производители взяли обязательства устанавливать специальную кнопку на заводах при выпуске транспортного средства. На этом же этапе стали появляться вопросы, обязательно ли устанавливать ЭРА ГЛОНАСС для авто. В этом вопросе каких-то изменений не было.
Появление системы привело к уменьшению времени, необходимого для реагирования при ДТП и других ЧП. В результате уменьшилась смертность, повысился уровень безопасности пассажирских грузовых перевозок.
На каких машинах должен быть ГЛОНАСС
Выше мы кратко рассмотрели, с какого года устанавливают ЭРА ГЛОНАСС на автомобилях. При этом законодатели пошли дальше и сделали, чтобы кнопка обязательно ставилась на все авто, которые делаются на территорию ТС или ввозятся на нее. Этот нюанс регулируется техрегламентом О безопасности колесного транспорта, действующий с начала 2017 года. При этом не важно, кто ввозит авто в ТС (частник или официальный импортер). Если машина находится на территории Таможенного Союза, на вопрос, обязательно ли ставить кнопку ГЛОНАСС, можно говорить «Да».
Рассмотренное правило не означает, что на территорию страны запрещено ввозить авто без ЭРА ГЛОНАСС. Это не обязательно при пересечении границы, но в дальнейшем оформить техпаспорт, получить номерные знаки, зарегистрировать машину и продать не получится. В случае обхода официального оформления ездить на таком авто не получится. Придется вызывать эвакуатор, а после ставить кнопку SOS и соответствующую систему.
С учетом сказанного легко подвести итог, на какие транспортные средства нужен ЭРА ГЛОНАСС. После внедрения системы в 2013-м действовали следующие изменения:
- С 1 января 2015-го — авто, которые проходят проверку на соответствие требованиям регламента.
- После 1 января 2016-го — машины, используемые для пассажирских и грузовых перевозок, и выпускаемые на территории стран ТС.
- С начала 2017-го — все авто, которые выпускаются в обращение в государствах ТС, а также для б/у машин, ввозимых из-за границы.
Для последнего пункта в первом случае устанавливать ЭРА ГЛОНАСС обязательно для производителя, а во втором — для владельца транспортного средства. При этом ставить терминал и монтировать кнопку должны на специализированном сервисе.
Для юрлиц и ИП, осуществляющих платные перевозки пассажиров с количеством от 8 и более (без учета водителя) действовало требование по установке ЭРА ГЛОНАСС. Это требование было обязательно, но до начала 2019 года его временно приостанавливали.
Как и кто может проверить
Уполномоченные органы знают требования к ЭРА ГЛОНАСС, с какого года обязателен в машине, поэтому с контролем этого вопроса не возникает трудностей. Проверка наличия этой опции может быть произведена:
- инспектором ГИБДД;
- экспертом при оформлении авто для выдачи техпаспорта;
- самим автовладельцем;
- работниками СТО (по запросу);
- уполномоченными органами и т. д.
При желании можно самостоятельно найти систему, и для этого не обязательно обращаться на СТО. К примеру, сам блок часто монтируется в потолке или в области магнитолы, а трекер может стоять под сидением водителя, под капотом / пластиком салона, в металлических дверях и т. д. Для быстрого поиска может использоваться компьютерная диагностика на СТО.
Наказание
Автовладельцы должны знать, на каких машинах устанавливается ГЛОНАСС, и когда это обязательно. Не зная эти правила, можно попасть на штрафные санкции. В частности, они предусмотрены при нарушении рассмотренных выше правил. Штрафы взимаются, если установка ЭРА ГЛОНАСС была обязательна, а водитель ее не предусмотрел. Размер выплат:
- водитель 2500 р;
- лицо при должности — 5000 р;
- юрлицо (владелец авто) — 50 000 р.
Что касается обычных граждан, владельцев легковых авто, для них штрафов пока не предусмотрено, поэтому они могут быть спокойны. Но в будущем планируется наказание за следующие нарушения:
- отсутствие системы, если она обязательно должна быть;
- самостоятельное отключение комплекта;
- изменение стандартных настроек, расширение функционала (прослушка);
- установка / применение блоков, которые не разрешены на территории РФ;
- снятие / замена блока по своей инициативе.
Теперь вы знаете, кнопка ГЛОНАСС обязательна или нет в 2020 году, какие накладываются штрафы, и кто вправе проверять наличие подобного устройства. В комментариях поделитесь опытом в этом вопросе.
На какие машины разрешили не устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС?
Речь идёт о «бэушных» праворульных иномарках, которые «частники» из Дальнего Востока ввозят в Россию в личных целях. Установлены ограничения.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил временный порядок ввоза в страну подержанных иномарок с правым рулём. Он действует для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) и для тех, кто планирует сюда переехать. Важно то, что устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС не придётся тем, кто ввозит не более одной машины в год, причём, для собственных нужд: сам купил, сам зарегистрировал, сам ездишь.
Такое ограничение не даёт возможности сэкономить на установке устройств ЭРА-ГЛОНАСС тем, кто закупает машины с пробегом за рубежом, чтобы продавать их в России. Кстати, на оснащение каждого автомобиля жители Дальнего Востока тратили примерно 35 тыс. рублей. Также это занимало и время – около двух недель.
Новые правила распространяются на праворульные ТС категорий M1 и N1, то есть на легковые автомобили, в которых не более восьми пассажирских мест, а также на лёгкие грузовики с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн. В ПТС этих машин поставят отметки об отсутствии устройств для вызова экстренных служб.
Временный порядок рассчитан на один год. Он вступит в силу через пять дней с момента подписания, то есть ввозить и регистрировать «прули» с пробегом без ЭРА-ГЛОНАСС жители ДФО смогут уже в начале следующей недели.
Решение о введении нового порядка Дмитрий Медведев принял после встречи с врио губернатора Приморского края Олегом Кожемяко и вице-премьером — полпредом президента РФ в округе Юрием Трутневым. Любопытно, что отменить обязательную установку терминалов ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые иномарки было решено не только для того, чтобы снизить расходы населения. Была и другая, более объективная причина.
Так, по словам Юрия Трутнева, из-за того, что установка оборудования осуществляется не на заводе, система не интегрируется в систему безопасности автомобиля. В итоге она не срабатывает на удар или опрокидывание машины, то есть, по сути, не работает, как должна бы. Напомним, каждый установивший прибор ранее, заплатил за это из собственного кармана.
Не совсем ясно, что теперь будет с теми, кто ежегодно ввозит в страну больше, чем один автомобиль. Судя по всему им придётся платить за установку, по факту, не работающего как надо прибора. Вероятно, это поможет продолжать «держаться на плаву» тем компаниям, которые получили лицензии на то, чтобы устанавливать терминалы ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые в страну «прули».
Кстати, даже дополнительные деньги, которые пришлось потратить жителям ДФО при ввозе «праворулек», не смогли уменьшить объём импорта. Как ранее сообщал Kolesa.ru, в ДФО с января по сентябрь 2018 года из-за рубежа приехало около 65,4 тыс. машин, что в полтора раза больше чем в прошлом году.
На ввозимые в Россию автомобили вновь обязали ставить ЭРА-ГЛОНАСС
С 1 октября на ввезенные в Россию автомобили нужно снова ставить систему ЭРА-ГЛОНАСС. Требование распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для физлиц отсрочка действует до февраля 2023 года
Фото: Hyundai
С 1 октября 2022 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при ввозе на территорию России автомобилей снова придется оснащать их системами вызова экстренных служб (СВЭС) — кнопками SOS. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС». Такие требования содержатся в соответствующем постановлении правительства.
При этом установленная ранее льгота для физлиц продолжит действовать до 1 февраля 2023 года — им устанавливать систему в обязательном порядке не придется.
Как уточнили в пресс-службе, специалисты компаний-партнеров АО «ГЛОНАСС» будут помогать в установке СВЭС вблизи наиболее загруженных таможенных пунктов. Для сдерживания спекулятивного роста цен на СВЭС производители установят рекомендуемую розничную цену таких устройств.
Информация об официальных дилерах и пунктах установки СВЭС доступна на специальном сайте АО «ГЛОНАСС». Там же автовладельцы могут оставить жалобы на завышенную стоимость кнопок.
«Сообщения будут направлены производителям устройств и в ФАС России. Это позволит упростить процедуру и нивелировать спекуляции с ценами на кнопки SOS и их установкой на автомобили», — пообещали в компании.
Ранее правительство разрешило регистрировать в ГИБДД ввозимые гражданами или организациями из-за границы автомобили без системы ЭРА-ГЛОНАСС до 1 февраля 2023 года. До этого момента оснащение ввозимых машин комплектом ЭРА-ГЛОНАСС было обязательно для регистрации в ГИБДД.
В Минпромторге после этого разъяснили автомобилистам, что на уже ввезенные автомобили доустанавливать кнопки не придется.
Подобные изменения в законодательстве были сделаны после жалоб автомобилистов на проблемы с покупкой устройства вызова экстренных оперативных служб в ряде регионов. Водители и представители испытательных лабораторий рассказали, что цены за обязательную кнопку ЭРА-ГЛОНАСС выросли с 5–6 тыс. до 80–100 тыс. руб. вместе с установкой и подготовкой пакета документов.
Разбираемся в отмене «ЭРА-ГЛОНАСС» до 01.02.2023 года
Новый приказ «об отмене ЭРА-ГЛОНАСС» наделал много шума. Но давайте разберемся как обстоят дела на самом деле. Нужно ли ставить УВЭОС до 1 февраля 2023 года на ввозимые авто? И где прописаны послабления по тексту закона?
Читаем постановление правительства РФ от 15 июля 2022 года №1269
Во всех СМИ пишут о том, что отмена установки оборудования ЭРА-ГЛОНАСС (его ещё называют УВЭОС от Устройства Вызова Экстренных Оперативных Служб) сделана для всех ввезенных автомобилей и действует до 01 февраля 2023 года. Однако, это не совсем верно.
- Действовать правило упрощенного таможенного оформления начинает только с 22 июля 2022 года, потому что разработчик ПО для ЭПТС только к этой дате смог внести изменения, связанные с нововведениями.
- Действие распространяется только на автомобили, которые ввезены с 18 июля 2022 года. Автомобили, которые пересекли границу ранее должны быть оснащены ЭРОЙ-ГЛОНАСС как и раньше.
- В тексте постановления фигурирует только одна дата. Отсрочка дана до 01 октября 2022 года, то есть всего на два с небольшим месяца. Вы можете убедиться в этом, прочитав текст постановления по ссылке. Ниже мы привели скриншот части текста данного постановления.
Не путаем отсрочку в оснащении и амнистию
Следующее массовое заблуждение заключается в том, что многие считают, как-будто до оснащать ЭРОЙ-ГЛОНАСС ввезенные в период послаблений автомобили не придется. К сожалению, скорее всего придется.
- Наше правительство не дает полных послаблений даже для своих «родных» заводов производителей автомобилей. Вот как звучит послабление для них: «17 августа 2021 года из-за отсутствия компонентов автопроизводителям разрешили до 30 июня 2022 не оснащать модулями ЭРА-ГЛОНАСС машины, которые производят на территории ЕАЭС — то есть в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии. По правилам автомобили должны дооснастить системами до 30 декабря 2022 года — в рамках отзывных кампаний.»
- Скорее всего при получении документов от таможни вас устно или письменно оповестят о том, что до 01 февраля 2023 года (или до 01 октября 2022 года) вам нужно установить ЭРУ-ГЛОНАСС на ввезенный автомобиль и принести подтверждающие документы. Ниже вы можете увидеть пример такого сообщения.
Готовимся к ажиотажному спросу
К сожалению, устройства ЭРА-ГЛОНАСС (кнопки SOS) в последние 2 года превратились в спекулятивный биржевой товар. Из-за реального дефицита электронных компонентов производители действительно не могут обеспечить рынок нужным количеством УВЭОС.Теперь давайте проведем логическую цепочку.
- Отсрочку дали весьма небольшую, если верить документу, а не СМИ, то всего лишь до 1-го октября 2022 года.
- К 30-му декабря 2022 года автопроизводители в ЕАЭС должны дооснастить выпущенные автомобили устройствами ЭРА-ГЛОНАСС и начать оснащать новые, значит они предположительно будут забирать с заводов огромные партии устройств.
- К 1-му февраля 2023 года (опять же если верить СМИ, а не документу) появится резкий спрос на кнопки со стороны тех, кто ввозит транспортные средства из-за рубежа.
- Появится резкий скачок спроса на продукцию, которая и так вряд ли опустится в цене.
- Самое вероятное, что опять сделают производители — это вновь поднимут цену на свои устройства.
Хотелось бы, чтобы всё шло иначе, однако шансы на снижение цены примерно такие же, как на гром среди ясного неба. Поэтому более вероятный сценарий — это продолжение «биржевых» спекуляций после послаблений.В связи с вышеперечисленным самый безопасный «инвестиционный» сценарий — это закупить устройства сейчас у тех, у кого они остались на руках, по сниженной цене, чтобы быть готовым и не закупать их на новой волне ажиотажного спроса.
Пойдет ли правительство на новые послабления?
Чтобы ответить на этот вопрос стоит понять следующее. ЭРА-ГЛОНАСС — это правительственный проект. В данном проекте принимает активное участие АО «ГЛОНАСС» и Владимир Владимирович Путин не раз подчеркивал в публичных выступлениях, что ГЛОНАСС должен приносить отдачу государству. Вот пример одного из таких выступлений. Соответственно самому правительству крайне не выгодно, что продажи устройств остановились. Именно поэтому оно так долго тянуло с признанием очевидных проблем в отрасли и дало весьма запутанную отсрочку на небольшой срок. Ввиду вышесказанного сценарий с продлением отсрочки на установку ЭРА-ГЛОНАСС видится весьма маловероятным.
Всем, кто на постоянной основе занимается перепродажей ввезенных автомобилей мы рекомендуем прикинуть сколько транспортных средств вы продаете в квартал и закупить УВЭОС на этот объём сейчас, пока цена опустилась в виду падения спроса. Тем, кто планируем пригнать автомобиль для себя в начале года, также рекомендуем купить УВЭОС в период с 20 июля по 30 сентября 2022 года. С вероятностью 99% в начале следующего года опять возникнет дефицит устройств и повышение цен на них. Это также можно объяснить и тем, что производители ЭРЫ-ГЛОНАСС на данный момент терпят серьезные потери, связанные с вынужденным простоем. И им придется как-то эти потери восполнять. Также стоит готовиться к тому, что на ввезенные в период послаблений автомобили все же потребуют доустановки ЭРЫ-ГЛОНАСС грозясь в противном случае аннулировать ЭПТС.
Мы продолжаем следить за ситуацией и будем держать вас в курсе.