Как проверить шаровую опору и определить неисправность
В современных автомобилях шаровые опоры являются незаменимым компонентом, который связывает рычаг подвески со ступицей на управляемом колесе. Основной задачей, которая ставится перед шаровой опорой в подвеске автомобиля, является поворот ступицы при вертикальном перемещении, сохраняя исходное положение колеса по горизонтали. Выход из строя шаровой опоры – это серьезная проблема, особенно если она произойдет при движении автомобиля. Обрыв опоры чреват разворотов колеса наружу, что неминуемо приведет к завалу автомобиля на крыло, и это в лучше случае, если неисправность возникнет при начале движения, а не на высокой скорости.
Оглавление: 1. Признаки неисправности шаровых опор 2. Как проверить шаровую опору 3. Причины выхода из строя шаровой опоры
Признаки неисправности шаровых опор
Поскольку при неисправных шаровых опорах серьезно возрастает вероятность аварии, водитель должен контролировать их состояние. Шаровые опоры от различных производителей на различных моделях автомобилей способны прослужить от 15 до 150 тысяч пробега, поэтому довольно сложно однозначно сказать, когда их требуется менять. Чаще всего производители автомобилей указывают в руководстве по технической эксплуатации машины рекомендуемые сроки замены данного элемента подвески.
Довольно редко шаровые опоры ломаются в одно мгновение, поэтому у водителя имеется возможность заранее распознать симптомы их скорого выхода из строя и заменить детали на новые. Основные признаки неисправности шаровых опор следующие:
Если возник любой из указанных выше симптомов, необходимо в кратчайшие сроки провести диагностику подвески и рулевого управления автомобиля.
Как проверить шаровую опору
Если имеются подозрения на наличие проблем с подвеской автомобиля, лучшим решением станет ее проверка при помощи специальных диагностических средств сервисных центров. Но есть и ряд проверенных способов, как определить, что возникли проблемы с шаровой опорой:
- Проверка на слух. Самый известный способ диагностики шаровой опоры. Для данного метода проверки потребуется товарищ, который будет раскачивать автомобиль с выключенным двигателем. Во время качения нужно прислушиваться к звукам, которые исходят из подвески и места расположения шаровых опор. Если стучат опоры, потребуется снимать детали, более детально осматривать и, при необходимости, менять;
- Проверка на качение. Для данного метода диагностики также потребуется помощник. Необходимо поднять автомобиль на домкрате и выжать педаль тормоза. Пока зажата педаль тормоза, нужно раскачивать по очереди колеса и смотреть на наличие люфта. Если люфт имеет место быть, опору потребуется менять.
Также некоторые шаровые опоры имеют специальные диагностические отверстия, позволяющие измерить износ пальца. Через них имеется возможность замерить расстояние от основания пальца до поверхности шаровой опоры.
Причины выхода из строя шаровой опоры
Шаровая опора выходит из строя при механическом повреждении. Есть ряд факторов, которые могут ускорить данный процесс:
Шаровая опора является одним из ключевых элементов подвески, и она требует к себе внимания водителя. Если вовремя не заметить ее сильный износ, это может привести к опасной аварии.
Как определить состояние шаровых опор
При езде по неровным дорогам, в какой-то момент, начинаете слышать глухие стуки и вибрацию. Вибрация и глухие удары особенно хорошо чувствуется в полу автомобиля. Если такое наблюдается, то в краткие сроки осмотрите состояние шаровых опор.
Шаровая опора является постоянно нагруженным элементом, и со временем её рабочее тело вырабатывается, что приводит к ослаблению самого элемента и появлению стуков.
Итак, как диагностировать нужно ли её менять? Ведь подобные звуки может издавать, к примеру, сайлентблок.
Самостоятельная диагностика
Есть несколько вариантов посмотреть состояние. Первым нужно пользоваться вдвоём, вторым – можно одному.
- Вариант без смотровой ямы
Для этого способа необходим домкрат. Необходимо вывесить проверяемое колесо. Важно! Не упирайтесь домкратом в порог. Обязательно упор должен быть в нижний рычаг! Иначе шаровую опору закусит и ваше исследование будет не корректным.
Далее один человек обхватывает пальцами опору и сосредотачивается на ощущениях. Второй берёт колесо руками снизу и сверху, пытаясь создать колебания в вертикальном направлении. Сначала на себя подтягивается нижняя часть колеса, потом верхняя.
Если тот, кто щупает, почувствует, что верхняя шаровая опора имеет движение, люфт – замена узла. Если ничего нет, переходим к следующей.
- Вариант одному со смотровой ямой
Вы в яме, машина над вами. Для диагностики ухватитесь двумя руками за нижний рычаг и тянете сильно на себя, потом отпускаете, и так несколько раз. Внимательно смотрите на исследуемый узел. Если нижняя шаровая опора стучит, видно люфт и пр. – под замену.
Всё не так уж и сложно. Оба способа корректно работают как на верхней, так и на нижней шаровой опоре.
Что может быстро вывести этот узел из строя? Первое – дешевизна детали. Сэкономили – поездили мало. Второе – пыльник шаровой опоры. Точнее его целостность и наличие.
Естественно стоит понимать, что при замене шаровой всегда используется новый пыльник. Производители поставляют комплект в сборе.
Но нередки случаи, когда узел заменили недавно, а пыльник пришёл в негодность: лопнул, порвался или рассыпался. Никто не отменяет брак изделия у производителя.
В таком случае правильно будет поменять только сам пыльник. Можно приобрести аналоги, так как оригинальные не найдёте, они идут только в комплекте с самой опорой. Есть вариант приобрести пыльник шаровой опоры универсальный. Из названия понятно, что его использование будет уместным для многих моделей автомобилей.
Не медлите с заменой! Быстрое попадание абразива, вымывание смазки приведёт к мгновенному износу шаровой опоры и опять нужно ехать на СТО.
Разборные шаровые опоры
Этот тип соединения делается автолюбителями самостоятельно. Существует несколько расхожих мнений на подобные устройства. Говорить, что точно нельзя применять, или точно нужно, нет никакого смысла. Каждый сам выбирает.
Однако следует помнить не только о своих пожеланиях, но и о социальной ответственности перед людьми. Помните об их безопасности.
12.04.2022, 283 просмотра.
3 способа проверить шаровую и почему это стоит сделать как можно скорее
Основной частью подвески автотранспорта является шаровая опора, от исправности которой зависит правильная работоспособность транспортного средства. Если не уследить за поломкой, то неисправная машина может попасть в ДТП. Поэтому очень важно знать признаки повреждения шаровой и уметь вовремя их обнаружить.
Признаки неисправности шаровой
Существует несколько основных признаков, которые помогут нам заподозрить проблемы с опорой:
- Посторонний стук в области передник колес, который возникает во время преодоления дорожных препятствий, особенно при превышении скорости.
- Заносы машины в разные стороны при прямолинейном движении.
- Скрип при повороте руля.
- Повышенный износ той покрышки, где находится испорченная деталь.
Если замечен хотя бы один из проблемных пунктов, то проверка частей подвески обязательна. К тому же, лучше сделать это заранее, чтобы избежать ненужных трат на ремонт и обезопасить себя.
Самый простой способ без домкрата и подъемника
Если деталь сверху, необходимо выполнить следующее:
- Остановитесь на ровной поверхности и поставьте машину на ручной тормоз.
- Попросите помощи у пассажира, чтобы он нажал на педаль тормоза. Если помочь вам некому, то воспользуйтесь подручными средствами (например, лопатой). Зафиксируйте тормоз в нажатом положении.
- Начните понемногу раскачивать верхнюю часть колеса от себя, к себе.
При неисправности эти действия приведут к люфту. Помимо этого будут хорошо слышны посторонние скрипы. Однако используя представленную технику проверки, поломку можно определить только при значительном износе элемента подвески.
Проверяем верхние и нижние шаровые на яме (или с подъемником)
Чтобы распознать небольшие дефекты в верхней опоре, лучше прибегнуть к использованию опор или ямы. Алгоритм действий будет идентичным, как и в предыдущем варианте, однако раскачивать нужно все части колеса.
Если браться одной рукой за верх, а другой за низ колеса, то движения выполняются в вертикальной плоскости. Если придерживать покрышку по бокам, ее раскачивают в горизонтальной плоскости.
При наличии люфта или скрипов стоит заменить деталь подвески на новую.
При проверке нижней опоры используют опору и монтировку. Автомобиль загоняют на эстакаду или поднимают на подъемнике для качественной диагностики. Алгоритм последующих действий:
- После установки авто на эстакаде его ставят на ручной тормоз (либо используют подъемник).
- Если выбор сделан в пользу смотровой ямы, то с помощью домкрата вывешивается колесо с исследуемой шаровой.
- Заложить плоскую часть монтировки между цапфой и рычагом опоры. Действие необходимо выполнять аккуратно, чтобы не повредить пыльник.
- Для разгрузки и последующей загрузки шарнира стоит подвигать монтировку вверх-вниз.
- Если все в порядке – скрипов и люфта не будет. Если присутствует неисправность, то это будет заметно невооруженным глазом. Люфт – прямой свидетель неисправности шаровой опоры.
Снимаем шаровую
Чтобы проверить работоспособность снятого элемента подвески необходимо развернуть ее вбок. Если в таком положении верхняя часть пальца ушла вниз, то деталь подвески придет в негодность в ближайшее время. Ее нужно заменить в кратчайшие сроки.
Проверка такой важной части подвески – дело простое и не требует специальных знаний и оборудования. Однако своевременно выявленная поломка может предотвратить возможные неприятности, которые могли бы произойти с вами на проезжей части.
Самостоятельно проверить состояние шаровой опоры не сложно даже при отсутствии эстакады или подъемника. Своевременная диагностика позволит вовремя избежать крупных неприятностей, связанных с неисправностью шаровых опор.
Изношены шаровые опоры? Советы по их проверке
Шаровые опоры есть практически в любом современном автомобиле, они являются важной составляющей подвески. Это одни из важнейших узлов подвески. Они соединяют рулевую тягу автомобиля с поворотным кулаком или поворотной цапфой. Передние шаровые опоры также позволяют передним колесам и подвеске смещаться вперед и назад, вверх и вниз, когда рулевое колесо поворачивается во время движения и когда автомобиль движется по неровной дороге.
Современные шаровые опоры не подлежат ремонту, и многие из них служат в течение всего срока службы автомобиля. Однако, поскольку шаровые опоры играют ключевую роль в подвеске, важно знать признаки того, что с ними что-то не так, и как это проверить. И, если вы обнаружили проблему с одной шаровой опорой, рекомендуется заменить сразу и поврежденную шаровую опору, и парную к ней. Это связано с тем, что, когда из строя выходит одна шаровая опора, то опора с другой стороны, скорее всего, вскоре последует за ней.
Что такое шаровоя опора? Краткое описание
Прежде чем мы продолжить, давайте кратко рассмотрим, что такое шаровая опора.
Шаровой шарнир обычно представляет собой шарнирное гнездо, смазанное консистентной смазкой и закрытое пылезащитным чехлом. Современные шаровые шарниры герметичны, что предотвращает повреждение соединения грязью, песком и другими загрязнениями, а также препятствует техническому обслуживанию. Это означает, что если шаровая опора вышла из строя, обычно необходимо заменить весь узел.
В зависимости от типа подвески у большинства автомобилей есть как верхние, так и нижние шаровые опоры. Нижние шаровые опоры обычно крупнее и изнашиваются быстрее из-за большего веса передней части автомобиля, опирающегося на них.
Нажмите здесь для перехода к подробной статье о шаровых опорах.
Есть ряд признаков, свидетельствующих о том, что шаровые опоры, возможно, начали изнашиваться.
- Стук или скрип
- Смещение автомобиля вбок при движении
- Неустойчивое рулевое управление
- Неравномерный износ шин
Как можно проверить износ шаровых опор?
Признаки износа шаровых опор могут проявляться не сразу, поэтому какое-то время вы их не замечаете. Но если вы заметили какой-либо из вышеперечисленных признаков или просто хотите проверить исправность шаровых опор, лучше сначала протестировать их во время движения, а затем проводить визуальный осмотр.
Как проверять шаровые опоры во время движения
Проверить шаровые опоры во время движения просто:
1. Выполните поездку на автомобиле.
Двигайтесь по дороге общего пользования с скоростью, близкой к максимально разрешенной, и обращайте внимание на двигатель, рулевое управление и общее поведение автомобиля.
Вибрации – когда шаровой шарнир изнашивается, он расшатывается, что может создавать вибрацию, которую вы чувствуете через пол или рулевое колесо во время движения.
Рулевое колесо отклоняется влево или вправо – при износе шаровых опор рулевое колесо отклоняется влево или вправо само по себе. Также это может быть причиной неравномерного износа шин.
2. Двигайтесь по лежачим полицейским
После движения на максимально разрешенной скорости найдите место с лежачими полицейскими и переедьте его на небольшой скорости. Несколько раз остановитесь и возобновите движение. Сделайте несколько поворотов.
Шум – это может быть стук или скрип. Причина стука – смещение изношенных шаровых опор при движении подвески вверх и вниз. Скрип возникает из-за того, что резиновый пыльник, защищающий смазку внутри шарового шарнира, поврежден, и шаровая опора начинает скрипеть. По мере износа шаровых опор эти звуки становятся громче.
3. Поверните рулевое колесо
Завершающий шаг — припаркуйте автомобиль и несколько раз поверните колеса влево и вправо, при этом прислушиваясь к звуку шаровых шарниров.
Как проверять шаровые шарниры визуально
После проверки шаровых опор во время движения перейдите к визуальному и физическому осмотру. Перед тем, как начать, приготовьте следующие инструменты:
- Домкрат
- Подставки под домкрат
- Фонарик
- Монтировка
- Баллонный ключ
- Деревянные бруски или противооткатные упоры
Визуальный и физический осмотр включает следующие шаги:
1. Проверьте износ шин
Шаровые опоры с люфтом не могут удерживать подвеску ровно во время движения. Это ускоряет износ шин – протектор неравномерно контактирует с дорожным покрытием. Если вы заметили пятна неравномерного износа на шине или что передняя часть колес направлена наружу (т. е. обратное схождение), есть большая вероятность, что шаровые опоры требуют дальнейшей диагностики. Однако, если износ шин одинаков с обеих сторон, проблема, вероятно, в шаровых опорах, а в недостаточном давлении в шинах.
2. Ослабьте зажимные гайки
Ослабьте зажимные гайки настолько, насколько их можно закрутить рукой. Это позволит вам перемещать колесо вокруг своей оси, не снимая его полностью.
3. Поднимите автомобиль домкратом и положите деревянные упоры за колеса
Поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и закрепите его на стойках домкрата. Подложите деревянные блоки или упоры за задними колесами, чтобы автомобиль не откатился. Так будет удобнее проверять шаровые опоры.
4. Покачайте колесо на оси
Возьмитесь за верхнюю и нижнюю части шины и покачайте колесо вдоль оси автомобиля. Если шаровые опоры в порядке, при таком смещении люфта не будет или он будет небольшим.
Звуки и люфт сверху – это указывает на неисправность верхней шаровой опоры.
Звуки и люфт снизу – это предполагает неисправность нижней шаровой опоры.
5. Снимите колесо
Снимите колесо и, подсвечивая фонариком, визуально осмотрите верхнюю и нижнюю шаровые опоры.
Вы видите какие-либо признаки ржавчины, повреждения пыльника, утечки смазки или других возможных проблем? Если да, вероятно, шаровую опору пора заменить.
6. Монтировкой отодвиньте шаровую опору
Монтировкой попытайтесь поддеть нижний рычаг подвески и поворотный кулак (два компонента, соединенные шаровым шарниром).
Чрезмерный люфт, смещение или щелчки — признак того, что шаровые опоры слишком ослаблены.
7. Установите колесо на место
После того, как вы закончили визуальный осмотр и испытание шарового шарнира, замените колесо, опустите автомобиль и затяните зажимные гайки.
8. Повторите с другими колесами
После окончания проверки первого колеса осмотрите остальные три, выполнив шаги с 2 по 7.
Качество шаровых опор
При замене шаровых опор, качество работы и материалов очень важно — ведь шаровые опоры должны выдерживать вес всего вашего автомобиля.
MOOG предлагает ассортимент высококачественных шаровых опор для большинства моделей автомобилей. В нашем поиске по деталям вы сможете подобрать нужные шаровые опоры для своего автомобиля.
Или узнайте, как избежать абразивного износа шаровых опор на MOOG TV
Информация в данной статье предназначена только для развлекательных и информационных целей и не должна использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному технику или механику. По конкретным вопросам или проблемам, относящимся к любой из тем этой статьи, рекомендуем консультироваться с сертифицированными техническими специалистами или механиками. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные вашим использованием какой-либо информации.