Как определить изношенность летних шин
Фактически средний срок эксплуатации любой шины — 5-7 лет, но многое зависит от того, как владелец обращается со своим автомобилем. Агрессивная езда, неправильное сезонное хранение шин, не устраняемые вовремя неполадки в подвеске/балансировке, неправильное давление и другие ошибки могут существенное сократить срок службы покрышек. Но изношенные шины могут стать серьезной проблемой на дороге: повышенный риск неконтролируемых заносов, аквапланирования, даже аварий – та цена, которую приходится платить водителю и пассажирам за использование старой резины.
Индекс износа шин
Каждый производитель указывает на профиле шины так называемый индекс износа, который чаще всего выглядит как надпись «Treadwear 100» и означает максимум 48000 км пробега на стандартном дорожном покрытии (полигон). В условиях реальной среды и не самых идеальных зачастую дорог это число фактически нужно делить на 1,5 — получаем 36000 км.
По аналогии, в случае, если индекс износостойкости – 150, то это означает «заводские» 72 тыс. км, 200 – 96 тыс. км., и так далее.
Чем опасны изношенные шины на дороге:
- ухудшается сцепление с дорожным полотном, что приводит к повышенной вероятности заносов, аварий, аквапланирования в случае дождливой погоды;
- уменьшается проходимость в условиях бездорожья;
- повышается риск прокола шины во время движения.
Также стоит помнить, что вопрос износа шин регулируется ПДД, и можно получить штраф за использование «облысевшей» резины. Зная, какой максимальный износ шин допустим, этого легко избежать: 1.5-2 мм для летних, и 4-5 мм – для зимних (более точную цифру указывает производитель).
3 способа определить износ шин
1. По индикатору износа на покрышке. Чтобы найти этот индикатор, необходимо осмотреть боковую часть шины и найти одну из маркировок: треугольник, логотип компании, снежинку или аббревиатуру TWI. Если протектор стерся до этого индикатора, это означает, что шину нужно срочно утилизировать.
2. Многие по старинке предпочитают использовать 10-копеечную монету. Вставляете ее в протектор надписью «10 копеек» к себе, и если ее видно – уровень износа слишком высок, нужно заменить покрышку. Этот способ удобен, но не совсем точен: измеряя износ в разных частях шины таким образом, будет сложно на глаз оценить его неравномерность, а это тоже крайне важный показатель.
3. Оптимально использовать для этих целей специальный измеритель, глубинную линейку или штангенциркуль. Это позволит с точностью до миллиметра измерить изношенность протектора в разных участках шины и понять, нет ли неравномерного износа.
Неравномерная изношенность шин: как определить, причины, чем опасно
Если в разных частях протектора измерения показывают разные результаты, важно определить, как именно изнашиваются ваши шины, чтобы понять, где и в чем состоит ошибка эксплуатации.
Если протектор больше стерт по боковым частям, а центр стерт меньше, это означает, что давление в шинах недостаточное, и пятно контакта с дорогой неправильное. Это приводит не только к плохой устойчивости машины, но и к повышенному потреблению топлива.
Если протектор стерт посередине, а боковые части в порядке – это означает, что ваши шины перекачены. Иногда так делают намеренно с целью экономии топлива, однако шины в таком случае всё равно придётся менять досрочно.
Также существует вероятность повышенного износа внутренней или внешней стороны протектора — это сигнализирует о неправильном развале колес. Наглядная таблица с вариантами износа и его причинам:
Как оценить изношенность шин визуально: дополнительные параметры
- Трещины по бокам шин могут свидетельствовать о частой езде по бездорожью, неправильном хранении, некачественной резине или длительном сроке эксплуатации, а также о неправильном давлении в шинах.
- Выпуклости или «грыжи» по бокам шин появляются в результате удара боковой частью об твердые препятствия. Покрышки с такими повреждениями использовать не рекомендуется.
- Вмятины на протекторе указывают на недостаточность амортизации и неотрегулированном сходе-развале. Обнаружив такие повреждения, необходимо отогнать автомобиль в сервис и убедиться в исправности подвески.
- Отдельные пятна износа на протекторе свидетельствуют об агрессивном вождении/торможении, заносах с блокировкой колес, либо о длительной стоянке автомобиля в одном положении.
Как рассчитать износ шин в процентах
Чаще всего это требуется для продажи и покупки б/у покрышек, чтобы сориентировать покупателя в степени их износа. Многие продавцы называют эту цифру наобум, однако такой способ не имеет ничего общего с реальной оценкой степени изношенности шины. Также важно понимать, что условный 50% износ для летней покрышки – это допустимое значение, тогда как 50% изношенности протектора зимней резины – знак того, что покрышку использовать нельзя. Поэтому важно знать, как точно определить процент износа шин, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Многие делят фактическую высоту протектора на высоту такой же, но новой шины, и получают некий процент износа. Это было бы правильно, если бы не одно НО: мы не можем стереть протектор до нуля физически, да и закон запрещает использование покрышек с протектором ниже разрешенных значений.
Посчитать реальный износ шин можно, разделив разницу между высотой новой шины и фактической высотой на разницу высоты протектора новой шины и минимально возможной высоты протектора для этой шины, и затем умножить это число на 100.
Если возможности узнать высоту такой же, но новой шины, не получается, используйте средние значения вашего типа шин:
Средняя высота протектора в начале использования
Зимние шины со скандинавским протектором
Зимние с обычным или асимметричным протектором
стерся номер пластиковой карты виза сбербанка как узнать без документов цыфры стерлись не видно даже по оттиску
Позвонить в техподдержку, телефон есть на карте, или посмотреть на старом чеке, или в смс отчетах, или вставить в банкомат и сделать запрос остатка, там и будет номер карты.
Без документов — никак.. . Карта — это всего лишь кусочек пласика.. . Как вариант — попробуй запросить баланс через банкомат, при усовии, что знаешь PIN-код, на чеке будет номер карты.
смотря какая группа цифр стерлась. если третья и четвертая — менять карту или найти конвертик от неё
Не прикалывайтесь, возьми бумагу и карандаш, а дальше все как с монеткой)
Зайдите в Сбербанк онлайн другого человека и начните делать перевод на 10 р на эту карту, там будет имя получателя (у меня стерлись 2 цифры), пробуйте, пока не высветится ваше имя.
Как легко проверить, износилась ли зимняя резина
Пришло время менять летнюю резину на зимнюю. Чтобы ездить безопасно, перед заменой рекомендуем проверить ваши зимние шины: возможно, они уже стерлись, и нужно купить новые. Объясняем, как определить степень износа легко и без специальных инструментов и на что стоит обратить внимание при осмотре шин.
Замерьте рельефный рисунок протектора
Чтобы понять, износились ли шины, нужно замерить глубину рисунка протектора. Протектор отвечает за сцепление шины с дорогой и тем самым обеспечивает безопасность движения. На новой резине рисунок объемный и рельефный, но во время поездок постепенно изнашивается. Согласно ПДД, когда протектор на зимних шинах стирается до высоты 4 мм , использовать их больше нельзя.
Слева — новая шина: рисунок на ней четкий и рельефный. Справа — износившаяся: поверхность гладкая, протектор полностью стерся. Ездить на такой резине опасно
Чтобы было проще определить степень износа, многие производители оснащают покрышки индикатором: это может быть значок снежинки, треугольника, логотип компании — зависит от производителя, но все они обозначают одно и то же. Индикатор расположен на дне канавки протектора (пространство между двумя выступами в рельефе). Если шина новая, значок почти не видно, поэтому некоторые даже не могут его найти. Когда протектор стирается, маркировка становится заметной. Еще один вид индикатора — цифры 8, 6 и 4, которые выдавлены в протекторе на разной глубине и показывают его высоту в миллиметрах. По мере износа они стираются, а текущую высоту можно определить по самой большой цифре из тех, что вы видите на шине. Например, если видны все цифры вплоть до 8, это означает, что шина новая. Когда протектор стирается до цифры 4, резину нужно менять.
На этой шине наибольшая цифра — 8. Значит, покрышка новая, протектор не стерся.
Дмитрий Трошин
Задать вопрос
Лайфхак: если индикатор не предусмотрен, а линейки или штангенциркуля для замера под рукой нет, используйте 10-копеечную монету. Вставьте ее в протектор решкой к себе, если надпись «10 копеек» видно, шины стоит заменить.
Проверьте, равномерно ли стираются покрышки
В норме шины на одной оси, передней или задней, изнашиваются одинаково. Но, например, после удара о бордюр возникает положительный или отрицательный развал (смещается расположение колес), из-за чего одна передняя или задняя шина стирается быстрее другой. Из-за этого быстрее изнашивается подвеска, и машина может непредсказуемо повести себя в сложных дорожных условиях. Чтобы определить, равномерно ли стираются шины по сравнению друг с другом, сравните их индикаторы износа. Например, если на протекторе числовая маркировка, цифры на покрышках должны быть одинаковыми. Важно запомнить: на одной оси должны стоять шины с одинаковым износом. Правая передняя отличается от левой передней — шины лучше заменить. При этом у передних и задних колес может быть разный износ, ездить с таким допустимо. В нормальных условиях каждая отдельная покрышка стирается равномерно по всей окружности. Но при слишком низком давлении в шинах по краям рисунок на протекторе уже не видно, а в центре он почти новый, при высоком — наоборот, стирается центральная часть протектора. В результате автомобиль сильнее заносит на поворотах.
Как выглядят шины при неравномерном износе
Равномерность каждой отдельной покрышки можно проверить с помощью 10-копеечной монеты. Вставьте ее в протектор решкой к себе на пяти-шести разных участках шины: цифры везде должны быть видны одинаково. Если разница в высоте протектора составляет более 1 мм, резину необходимо заменить, даже если она еще не достигла максимальной степени износа.
Есть ли на резине трещины и вмятины
Трещины, вмятины, грыжи на шинах появляются из-за езды по бездорожью или ударов колесами о препятствия или бордюры. При появлении любых повреждений и деформаций резину необходимо заменить: такая шина может лопнуть во время поездки.
Даже если трещина кажется небольшой, во время поездок она будет расширяться, поэтому использовать такие шины небезопасно
Все ли шипы на месте
Шипы в зимних покрышках выпадают, если ездить на них не по льду и снегу, а по твердому асфальту. Другие причины потери шипов — слишком высокое или низкое давление в шинах, а также резкое торможение, когда резина перегревается. Если на резине осталось меньше половины шипов, ездить на ней небезопасно: машина скользит по дороге, увеличивается тормозной путь. Некоторым кажется, что покрышки, у которых вылетели шипы, можно использовать летом, чтобы не выкидывать. Но у них более твердая резина, которая создает не такое крепкое сцепление с асфальтом, поэтому автомобиль хуже откликается на руль. В автосервисе можно сделать перешиповку шин. Но это выгодно, только если сами покрышки новые и протектор на них не стерся — иначе придется тратить время и деньги на повторную ошиповку, а потом всё равно покупать новую резину. Старые шины проще заменить сразу.
Выпавшие шипы можно определить по пустым круглым углублениям в протекторе
Как купить и поставить зимнюю резину быстро
Некоторые оттягивают покупку новых шин до последнего, потому что это хлопотно, тратится много времени. Чтобы найти подходящую резину, приходится объезжать несколько магазинов и потом еще весь день стоять в очереди на шиномонтаж. А стоить комплект качественных шин может 20–30 тысяч рублей — не всем хочется отдавать такую сумму за раз. Купить и поставить новую резину за несколько часов и не потратить разом ползарплаты можно на нашем сайте.
Вот как происходит замена шин в Колесо.ру:
- Вы выбираете нужную модель в онлайн-каталоге — не придется ехать в магазин. В наличии более 2000 моделей от российских и зарубежных производителей. Чтобы не просматривать все шины подряд, на сайте есть подбор по авто: вы вводите марку, модель и другие параметры машины, а мы предложим подходящие варианты.
- Товары можно приобрести в рассрочку или кредит, чтобы единовременно не тратить большую сумму.
- Когда подобрали резину, записываетесь на шиномонтаж онлайн. Не нужно стоять в очереди — вы просто приезжаете в сервисный центр Колесо.ру к назначенному времени. Специалисты установят новые шины, при необходимости могут провести ремонт — например, восстановить и покрасить диски.
- Летнюю резину можно оставить на хранение здесь же, чтобы она не занимала место на балконе. Шины будут находиться на складе, где соблюдаются оптимальные температура и влажность, чтобы покрышки прослужили дольше.
Этой осенью действует акция: при покупке комплекта зимних шин (4 штуки) вы получаете бесплатный шиномонтаж. Смотрите полный список брендов на которые распространяется акция .
Колесо.ру — для уверенности на дороге.
Как самостоятельно оценить износ тормозных колодок и дисков?
В перерывах между плановыми ТО за состоянием тормозной системы должен следить владелец машины. Оценить износ тормозных колодок и дисков (барабанов) сможет любой, главное не лениться.
У большинства автомобилей при обычной эксплуатации внутренняя колодка стирается чуть быстрее внешней, причем это не зависит от конструкции тормозных механизмов. Однако в специфических условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых машин внутренние колодки иногда изнашиваются заметно интенсивнее внешних. К примеру, на Мазде 6 второго поколения внутренняя колодка на переднем правом колесе стирается в полтора раза быстрее внешней.
Конструкция тормозов у Лады Калины такова, что без снятого колеса вообще бесполезно вглядываться в передние тормозные механизмы — состояние колодок оценить не удастся.
Кроме конструктивных нюансов могут иметь место и неисправности. Например, повышенный износ колодки из-за закисшего поршня. Поэтому при первом осмотре тормозных механизмов на машине, с которой вам еще не приходилось иметь дело, важно снять колесо, чтобы оценить состояние и внешней, и внутренней колодок. Недобросовестные сервисмены часто ограничиваются примерной оценкой износа только внешних колодок, разглядывая их через спицы колесного диска, не снимая самого колеса. Не исключено, что вскоре недовольный клиент вернется на эту СТО со стертыми внутренними колодками и претензиями!
В качестве примера проверим состояние тормозов на редакционной Калине, которая проехала почти 63 000 км. Кроме того, приведем приблизительные показатели по критическому износу различных элементов тормозной системы. Для каждой конкретной модели автомобиля они могут отличаться как в бóльшую, так и в меньшую сторону. Эти данные можно найти в книжках по ремонту и обслуживанию или на просторах интернета.
Но вернемся к нашей Калине. Только после снятия колеса видна реальная картина. Толщина фрикционной накладки примерно равна толщине основания колодки: износ порядка 60%. Если толщина фрикционной накладки уменьшится до 2 мм, это будет означать износ в 100%. У многих автомобилей на основании колодки предусмотрен металлический язычок. При критическом износе накладки он начинает контактировать с тормозным диском, издавая характерный скрип. Чаще всего язычок устанавливают только на внутренних колодках.
Со снятым колесом без разбора тормозного механизма хорошо видно, что износ передних колодок на нашей Калине составляет примерно 60%.
Почему износ колодок может ускориться?
Важно помнить о тяжелых условиях эксплуатации, например, движение по горным серпантинам или участие в любительских гонках. В таких режимах у исправной тормозной системы внутренняя колодка может начать стачиваться в разы быстрее внешней. Нечто подобное когда-то случилось и с моей машиной. При повседневной езде износ колодок на седане Volkswagen Jetta последнего поколения был равномерным. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутренних накладок. После участия в двух этапах спринтов (далеко не самых тяжелых для техники) оказалось, что внутренние колодки почти полностью стерлись. Особенно сильно это проявилось на левом колесе. Повезло, что дело не дошло до задиров на тормозных дисках!
Также не забывайте, что если, к примеру, вы проехали 30 000 км и износ передних колодок составил около 50%, то это еще не значит, что их хватит до 60 000 км. Чем меньше толщина накладки, тем быстрее происходит ее дальнейший износ. Ведь те же порции тепловой энергии от трения воспринимает уже менее «жирная» тормозная колодка.
Износ тормозных дисков
Износ тормозных дисков протекает более стабильно и предсказуемо. Чаще всего дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает износ в 100%. Со временем из-за выработки на кромке тормозного диска образуется фаска.
Ступенька от выработки переднего тормозного диска нашей Калины уже хорошо ощутима при прикосновении, но такой диск еще походит.
Дизайн многих колесных дисков позволяет просунуть между спицами руку и на ощупь определить выработку тормозного диска. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после поездки с интенсивными торможениями. Этот прием будет полезен тем, кто планирует приобрести автомобиль с пробегом. По износу диска можно сделать выводы о реальном пробеге машины или об условиях, в которых ей приходилось ездить. Но лучше всего колесо все же снять и тщательно осмотреть тормозной механизм, включая внутреннюю сторону диска. Бывает, что именно там из-за коррозии образуются канавки и волнистая поверхность.
До предельно допустимого износа тормозного диска нашей Калины осталось 0,7 мм. В большинстве случаев этого хватит, чтобы отъездить на еще одном комплекте колодок.
Когда менять тормозные диски и колодки?
Если износ дисков уже критичный, а колодки почти новые, то не торопитесь сразу менять весь комплект расходников, особенно если вы эксплуатируете автомобиль не в тяжелых для техники условиях. Работу по замене дисков можно ненадолго отложить. Но не стоит совсем закрывать глаза на проблему. Помните, что с уменьшением толщины дисков снижается эффективность торможения. Ведь рассеивать тепловую энергию будет слишком тонкий диск, который вдобавок станет и быстрее перегреваться. В особо запущенных случаях из-за чрезмерного износа тормозного диска, колодка может даже выпасть из механизма!
С износом задних дисковых механизмов ситуация аналогична, с одной лишь поправкой: они менее нагружены, а потому износ происходит медленнее. В этом есть и свои плюсы, и минусы. Задние тормозные диски и колодки имеют больший ресурс по сравнению с передними (примерно в полтора-два раза), но и сильнее страдают от коррозии. Поэтому именно на задних тормозах важно проверять внутренние поверхности дисков! У нашей же Калины задние тормоза барабанного типа.
Как оценить износ барабанных тормозов?
У большинства машин со стороны кожуха барабана есть смотровое окно для оценки толщины накладок. Однако чаще всего им можно воспользоваться только если машина вывешена на подъемнике или стоит на смотровой яме. Иначе разглядеть через это окно что-либо чрезвычайно сложно.
На левом фото показано расположение смотрового окна относительно барабанной колодки. Пользоваться им, имея в распоряжении лишь домкрат, не очень-то удобно.
Снять барабаны порой тоже весьма проблематично. Например, у автомобилей французских марок придется откручивать ступичную гайку. В случае с Калиной все просто, барабаны снимаются без особых проблем.
Оценить износ элементов барабанных тормозных механизмов на Калине можно сняв кожух барабана.
Обычно износ барабанов оценивают по внутреннему диаметру: его увеличение на 1 мм означает приговор.
Чем отличаются барабанные тормоза от дисковых?
Один из недостатков барабанных механизмов в сравнении с дисковыми – отсутствие эффекта самоочистки. Продукты износа от тормозных колодок остаются внутри барабана и оставляют характерные следы на рабочих поверхностях фрикционных элементов.
Из-за обилия продуктов износа на рабочей поверхности колодки образовались характерные борозды. Фактический износ накладок составил порядка 30%.
Редакционная Калина часто используется для участия в различных соревнованиях. То есть условия ее эксплуатации можно назвать тяжелыми. Однако, к нашему удивлению, износ родных колодок оказался небольшим – примерно 30%. Вероятно, причина в том, что у машины относительно небольшая масса, да и динамические показатели не выдающиеся.
Глубокие борозды на рабочей поверхности барабанов – результат воздействия на них продуктов износа.
Увы, продукты износа значительно подпортили рабочие поверхности накладок и барабанов. Это уже не исправить. При очередной замене колодок придется обновить и барабаны, иначе они сразу же подпортят новые колодки. Однако ничего криминального в дальнейшей эксплуатации автомобиля в таком виде нет. Снижение эффективности задних тормозов не заметно даже при движении по гоночному треку. В целом же барабаны, как и диски, способны переживать по два комплекта фрикционных накладок.
Фото: из архива автора
Подпишитесь на «За рулем» в
15 . 0 1 . 2018
Поделиться:
Оцените материал:
Отзывы о LADA Kalina ( 8 )
— Средний автомобиль, подумайте перед покупкой.
/ срок владения: более 5 лет
Достоинства:
Большой дорожный просвет, всеядная подвеска. Откатала со мной 128ткм, за 10 лет)))
Недостатки:
Не могу сказать, что очень ломучая, но новые запчасти не выдерживают и 1/3 того ресурса, который выдержали заводские элементы.