Энергосберегающие масла что это
Энергосберегающие масла
Энергосберегающие масла
Реальность или миф? Какую экономию дают энергосберегающие продукты и почему до сих пор нет единой методики определения энергосберегающих свойств моторных масел?
Перевозчик – человек осторожный: сколько бы менеджер по продажам не убеждал его купить энергосберегающее масло, предпочитает приобрести проверенный на собственном парке машин продукт. Техника – кормилица, и рисковать ей рачительный хозяин не станет.
В то же время бизнесмены считают деньги очень ревностно, и если расходы на топливо, которые в России составляют львиную долю всех затрат на перевозку, можно сократить, то это непременно будет сделано.
Тем более что выход экономики из кризиса идет неспешно, производство набирает обороты медленно, следовательно, рост заказов на перевозку по-прежнему невелик, и за каждый подряд приходится бороться, в том числе предлагая более привлекательную цену на услуги. А снизить прайс можно, прежде все го, уменьшив собственные расходы, большая часть которых, как мы указали выше, – топливо. За про шедшие несколько лет на российском рынке появились новые энергосберегающие продукты, а перевозчики освежили парк техники. Сегодня мы не просто поговорим об энергосберегающих маслах нового поколения и за счет чего происходит экономия
топлива, но и «на пальцах» раскроем механизм работы энергосберегающего масла. Разберемся, почему до сих пор масла для тяжелых дизелей не имеют единой маркировки, указывающей на то, что продукт является энергосберегающим. Четко ответим на вопрос, являются ли современные, полностью синтетические масла энергосберегающими, и поднимем тему, почему перевозчики, которые рассчитывали получить какой либо заметный эффект от применения «энергетиков», зачастую так и не смогли подсчитать реальную экономию. Также разберемся, стоит ли доверять рекламным обещаниям экономии топлива пять и более процентов только при использовании одного моторного масла или же нужно ориентироваться на более скромные цифры? Естественно,
все это сопроводим четкими указаниями – при каких условиях и на каких двигателях (экологический стандарт, степень износа)достигается максимальная экономия топлива при использовании энергосберегающих продуктов. Самая ценная информация – из первых рук. Учитывая это, мы адресовали вопросы нашим экспертам, представителям компаний
производителей смазочных материалов, в активе которых есть энергосберегающие продукты.
Энергосберегающие масла что это
Энергосберегающие моторные масла
Снижение трения и износа – основная задача любого масла, а энергосберегающие к тому же могут несколько уменьшить расход топлива. Чтобы снизить расход топлива, энергосберегающему маслу необходимо уменьшить потери на трение в тех узлах, где оно присутствует, — на другие “затраты” оно повлиять не может. Например, на привод навесных агрегатов, потери на всасывание воздуха в цилиндр (насосные потери) и т. п.
В тех парах трения (трущихся поверхностях), где присутствует моторное масло, можно выделить два основных режима смазки, при которых оно должно “работать” по-разному.
Гидродинамический режим — возникает при значительных скоростях перемещения деталей относительно друг друга. Их поверхности полностью разделены слоем масла, поэтому потери мощности зависят от трения между его слоями, то есть от вязкости. Такой режим происходит в подшипниках коленчатого вала 1 , в паре цилиндр-поршень, когда последний движется в середине своего хода (см. рисунок). Для экономии топлива энергосберегающие масла имеют меньшую вязкость, чем “ обычные” 2 в таких условиях.
Граничный режим — получается вследствие значительных нагрузок и небольших скоростей перемещения деталей. В такой ситуации вязкости масляной пленки недостаточно, чтобы полностью разделить поверхности. Снижение потерь в этом случае осуществляют модификаторы трения 3 . Они могут быть двух типов — твердые (например, графит или дисульфит молибдена — Мо2S) и жидкие. Первые представляют собой твердые смазывающие вещества, тонко диспергированные (измельченные) в масле. За счет адгезии (сцепления) они связываются с поверхностями металла и уменьшают величину трения. Жидкие модификаторы трения — химические соединения, часть молекул которых “прилипает” (адсорбируется) к поверхности металла, а их молекулярный “хвост” образует “ворс”, который “наклоняется” в направлении движения деталей. Таким образом, модификатор не дает соприкасаться металлическим поверхностям и уменьшает потери на трение по сравнению с “обычным” маслом. Граничный режим возникает, когда поршень движется вблизи верхней и нижней мертвой точки.
Обозначение энергосберегающих масел
Большинство масел, имеющихся в продаже, маркируется по классификации API (American Petroleum Institute). В ней наличие энергосберегающих свойств обозначается буквами ЕС (Energy Conserving) или FE (Fuel Economy), которые проставляются после указания категории эксплуатационных свойств. Например, API SL/CG-4 (EC).
В классификации АСЕА 2002 г. энергосберегающие масла выделены в отдельные категории А1-02, А5-02 (для бензиновых двигателей) и В1-02, В5-02 (для дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков).
Экономия в цифрах
Согласно методике испытаний SIQENSE VI B масла различных классов вязкости должны обеспечивать определенную экономию по сравнению с классом вязкости SAE 15W40.
В таблице указаны минимальные значения экономии. Производители моторных масел провели исследования в реальных условиях эксплуатации и получили следующие данные: в городском режиме уменьшение расхода топлива составило 4%, на шоссе — 2,5%.
Какая реальная экономия может быть получена — приведено в примере. Полученная цифра больше, чем разница цен энергосберегающего и “обычного” масла и свидетельствует о некоторой выгоде.
Пример
Заменили моторное масло SAE 15W40 на 10W40 с энергосберегающими свойствами.
Экономия для городского режима составляет 4%.
4% от 10л равны 0,04х10 = 0,4 л
Соответственно при расходе топлива 10л/100 км его экономия — 0,4 л/100 км
При пробеге 10 000 км между сменами масла экономия бензина составит:
При средней цене бензина АИ-92 — 3,50 грн/л будет сэкономлено 40х3,50=140 грн.
Но это, как говорится, “на бумаге”, а в условиях реальной эксплуатации помимо масла, значительное влияние на расход топлива оказывает достаточно много факторов. Это манера вождения — активная, спокойная; режимы движения — сколько автомобиль стоит в пробках, с какой средней скоростью движется; техническая исправность автомобиля и двигателя, а также правильность регулировок последнего и т. п. Поэтому существует возможность, что экономия не будет замечена владельцем.
К тому же заливать энергосберегающее масло в двигатель можно, если оно одобрено автопроизводителем, иначе вместо экономии низкая вязкость может привести к тому, что ремонт двигателя придется делать раньше, чем он выработает свой ресурс.
1 Масло полностью разделяет поверхности подшипников коленвала еще и потому, что оно туда подается под давлением.
2 Здесь и далее этим термином обозначаются масла, не имеющие энергосберегающих свойств.
3 В “обычных” маслах в граничном режиме работают противоизносные и противозадирные присадки. Они химически воздействуют на поверхность металла и образуют тонкую пленку, предотвращающую непосредственный контакт поверхностей, что снижает трение, но менее эффективно, чем это делает модификатор.
Энергосберегающее масло: чем оно отличается от обычного
Эффективность энергосберегающего масла определяется в первую очередь его составом, присутствующими в нем присадками. Также значение имеют условия эксплуатации и даже время года, температурный режим.
Наибольшее энергосбережение достигается при регулярных поездках по городу зимой, когда расходыгорючего значительны. Наименьшее – летом на автострадах,когда потребление топлива относительно мало. По заверениям специалистов, усредненные показатели экономии составляют:
- в дальних рейсах по благоустроенным дорогам – не более 2,2–2,8 %;
- на маршрутах «город-пригород» – до 2,2–2,8 %;
- при коротких поездках в городе – максимум 3–5,5 %.
Хорошими показателями и длительным сроком службы отличаются энергосберегающие составы бренда ROLF. Например, всесезонное синтетическое масло P SAE 5W-20, ILSAC GF-5/API SNобеспечивает быстрый и легкий запуск мотора при низких температурах и отличную смазку двигателя с первых секунд его работы. Экономия в среднем составляет 2,5 %.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации особенностей современных моторных масел: американская API, европейская ACEA и международная ILSAC. Последняя предложила 5 стандартов качества: от GF-I до GF-5 (он самый высокий). Такие масла должны обеспечивать улучшенную экономию топлива с сохранением показателя весь срок службы, защиту системы контроля выхлопов, минимизацию образования отложений и шлама. В европейской классификации энергосберегающие составыпомещены в отдельные категории с обозначением А1-02 и А5-02 (для бензиновых двигателей), В1-02 и В5-02 (для дизелей). При выборе состава важно помнить, что A1 и B1 характеризуются высокими энергосберегающими свойствами и обычным сроком службы, а A5 и B5 наоборот – длительной эксплуатацией при относительно меньшейэнергоэффективности. Если состав сертифицирован по API, то после указания категории продукта указываются буквы EC/Е (EnergyConserving) или FE (FuelEconomy).
Область применения
Прежде чем приобретать энергосберегающее масло, следует задуматься о возможности его применения именно в Вашем автомобиле. Несмотря на высокую эффективность и очевидные преимущества, подобные составы имеют и свои ограничения. Важно помнить, что они разработаны для новых двигателей современных автомобилей. Со временем любые узлы и детали подвергаются износу, зазоры между сопрягающимися частями увеличиваются. В таких ситуациях масло с низкой вязкостью не сможет создать достаточной пленки, а это приводит к масляному голоданию и повышенному износу деталей мотора. Также увеличивается вероятность протечек смазочного материала. Именно поэтому при выборе состава важно руководствоваться рекомендациями производителя. Многие специалисты не советуют заливать низковязкие энергосберегающие масла в двигатели с пробегом выше 60 000 км или старше 3 лет.
Частота замены
Решая вопрос о необходимости замены смазочного материала, в первую очередь следует руководствоваться регламентом технического обслуживания производителя. Это правило соблюдается и в отношении большинства энергосберегающих масел. Исключением могут стать составы с удлиненными интервалами замены. В их маркировку включается буква «М» – mileageextension,увеличенный пробег. Например, всесезонное синтетическое масло премиум-класса ROLFKRAFTONS7 ME 5W-30 благодаря пакету присадок, энергосберегающей формуле отличается увеличенным сроком службы и позволяет снизить расход топлива. Оно предназначено для применения в современных тяжелонагруженных дизельных моторах ведущих мировых автопроизводителей.
Энергосберегающее масло – состав для современных двигателей, содержащий функциональные присадки. Его основной задачей является способствование более эффективному расходованию топлива и снижению концентрации вредных веществ в выхлопных газах.
Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ
Полновязкие и энергосберегающие масла – в чем отличия
С распространением на рынке автохимии т.н. энергосберегающих маловязких масел многие автолюбители начали задаваться таким вопросом: все ли масла могут защитить двигатель от износа? Возможно, густое (полновязкое) масло моторное 15W40 окажется лучше «универсального» 5W30 или современного 0W30. Специалисты cайта avto.pro расскажут о ключевых характеристиках моторных масел и о том, кому нужны густые смазки.
Коротко о характеристиках
Наиболее используемым классом вязкости на данный момент является SAE. В первом числе зашифрованы низкотемпературные свойства автохимии. К примеру, продукты класса 15W имеют высокую кинематическую вязкость, но не самую высокую прокачиваемость и проворачиваемость при низких температурах – в этом они уступают 0-15W. Но даже более важны последние цифры в классе вязкости. Чем они выше, тем выше и вязкость масла при температуре 100°С. Вот на что это влияет:
- Текучесть масла при высоких температурах;
- Стойкость масляной пленки (риск сухого трения).
Эксперты советуют водителям опираться на рекомендации автопроизводителя, а также наличие необходимых допусков и сертификатов. К примеру, современные модели авто от американских, японских и южнокорейских концернов часто требуют использования маловязких масел. Переход на полновязкое масло возможен, но его лучше отложить до истечения гарантии на автотранспорт.
Резюмируя вышесказанное, отметим ряд важных моментов. Первый: масла разной вязкости могут сильно отличаться по эксплуатационным свойствам. Второй: у масел есть своя применяемость, которую стоит учитывать при покупке – не вся автохимия взаимозаменяема. Третий: вне зависимости от того, используете вы оригинальное масло или его аналоги, интервалы его замены составляет 7-9 тыс. км. Ни одна автохимия не любит перепробегов.
При выборе моторного масла советуем определиться с вязкостью. Выбирайте «универсальную» химию 5W30 и 5W40 или же, которая рекомендована автопроизводителем. Отдавайте предпочтение продуктам крупных брендов. По возможности изучите результаты лабораторных исследований тех масел, которые были запланированы к покупке. Уже в магазине проверьте подлинность продукта. На нее указывает хорошая полиграфия, правильная геометрия тары, а также наличие защитной пломбы, QR-кода и/или голограммы.