«Полная масса автопоезда» значение термина
Полная масса автопоезда является суммой полных масс тягача и прицепа для прицепного автопоезда, и суммой снаряженной массы седельного тягача и полной массы буксируемого полуприцепа для седельного автопоезда.
Толкование (значение) популярных слов и фраз:
Что значит «Полная масса автотранспортного средства»? Полная масса ТС состоит из снаряженной массы автомобиля (автобуса, прицепа, полуприцепа), массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров.
Что значит «Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа»? Масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и т.п.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) транспортного средства, но без груза или пассажиров.
Какая максимальная масса грузового автомобиля?
Грузовые транспортные средства должны эксплуатироваться с соблюдением правил, которые прописаны в Федеральном законе № 257 и Постановлении Правительства № 272. Эти нормативные акты оговаривают, какой должна быть масса грузовика, и максимально допустимую нагрузку на ось. В статье расскажем, сколько может весить грузовой автомобиль, нужно ли учитывать вес прицепа и какое наказание грозит автовладельцу за превышение норм.
Последствия перегруза
- Перегруженный автомобиль трудно управляем при сложных погодных условиях (гололед, мокрый асфальт) и имеет увеличенный тормозной путь, чем создает аварийно-опасные ситуации на дороге.
- Дорожное полотно рассчитано под определенные нагрузки, и их превышение наносит ему ущерб.
- При резком торможении есть риск заноса задней части прицепа и потери управления грузовиком, что тоже провоцирует аварийную ситуацию.
- Быстрее изнашивается сам автомобиль.
Максимально допустимая масса грузового автомобиля
Все дороги в нашей стране условно делятся на два типа (А и В) в зависимости от дорожного покрытия и пропускной способности. К первому относятся большие автомагистрали с крепким покрытием и асфальтированные дороги с небольшой загруженностью. Ко второму — дороги без покрытия, либо частично с гравием и булыжником.
Транспортные средства, которые осуществляют перевозку грузов, могут иметь разное количество осей: от двух и более. В зависимости от этого, нормативными актами оговариваются следующие ограничения по максимально допустимой массе одиночного грузового автомобиля:
- с двумя осями — до 18 тонн;
- с тремя осями — до 25 тонн;
- с четырьмя осями — до 32 тонн;
- с пятью осями и более— до 38 тонн.
Если у транспортного средства есть прицеп, то его масса включается в общий показатель. Например, если по паспорту грузовик весит 11 тонн, а прицеп 3 тонны, то общая масса автопоезда будет 14 тонн.
Автопоезда седельные и прицепные:
- трехосные – до 28 тонн;
- четырехосные – до 36 тонн;
- пятиосные – до 40 тонн;
- шестиосные и более – до 44 тонн.
Кем и где проверяется вес грузовых авто
Контроль соблюдения допустимой массы грузового автомобиля проверяется сотрудниками Ространснадзора или операторами пункта весогабаритного контроля. Весогабаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется на стационарных или передвижных пунктах весового и габаритного контроля, а также на автоматических пунктах весогабаритного контроля транспортных средств.
Штрафы за перегруз транспортного средства
За перегруз транспортного средства более чем на 10% предусмотрено административное наказание. Оштрафовать могут водителя, должностное лицо, отправившее машину, либо организацию, владеющую грузовиком.
Штраф выписывается в любом из двух случаев: либо перегруз есть по меньшей мере на одной оси автомобиля, либо по ним перевеса нет, но общий вес больше допустимого. В зависимости от величины превышения в КоАП предусмотрены следующие санкции:
- Водителя могут лишить прав на срок до четырех месяцев или обяжут заплатить штраф от 1000 до 10 000 рублей.
- Для должностного лица предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 50 000 рублей.
- Для юридического лица (владеющего ТС) или ИП штраф может доходить до четырёхсот тысяч рублей.
Напрашивается логичный вывод: ездить с перегрузом не только небезопасно, но ещё и недёшево.
Снаряженная масса, полная масса и другие весовые характеристики грузового автомобиля
Показатели массы грузового автомобиля − одни из основных его характеристик. От веса машины зависит расход топлива, стоимость ее использования. Также вес влияет на многие системы в конструкции грузовика.
Вот основные весовые характеристики грузового автомобиля:
- снаряженная масса;
- грузоподъемность;
- полный вес;
- допустимая нагрузка на ось;
- разрешенная/максимальная масса.
Снаряженная масса
Это вес самого автомобиля со всем его стандартным набором оборудования и расходных материалов. То есть при взвешивании то, что есть в комплектации грузовика, учитывается тоже. При определении снаряженной массы учитываются такие показатели:
- масса авто;
- вес его стандартного оснащения (аптечки, запасного колеса, огнетушителя и пр.);
- вес бака, наполненного топливом;
- вес технических жидкостей, смазок;
- средний вес водителя (учитывается вес 75 кг).
Грузоподъемность
Ее еще называют полезной нагрузкой. Этот параметр показывает, груз какого веса может перевозить автомобиль. Различают 2 вида грузоподъемности.
Номинальная определена производителем, указана в паспорте авто. Она является основой для проведения расчетов, в процессе эксплуатации грузовика не изменяется.
Реальная. Она зависит от качества дороги. Если дорожное покрытие качественное, то по нему автомобиль сможет везти более тяжелый груз, чем это указывается в его технических характеристиках.
При эксплуатации авто нельзя превышать установленную для него норму грузоподъемности. Это может привести к ДТП и к разрушению некоторых элементов конструкции грузового транспорта. Также за превышение допустимого веса предусмотрены штрафы.
Имеет значение этот показатель и при планировании маршрутов. К примеру, есть дороги, которые просто не рассчитаны на передвижение тяжелых грузовиков. Неправильное определение грузоподъемности может привести и к ошибочному определению категории транспортного средства − соответственно, ошибочным будет и начисление налога.
Полная масса
Это вес автомобиля с полной загрузкой. При расчете полной массы учитывается снаряженный вес грузовика, к которому добавляют вес:
- заполненного бака;
- заполненной охлаждающей системы и смазки узлов;
- инструментов и запаски;
- водителя с пассажирами;
- груза.
Если говорить проще, то это максимальная масса автомобиля. Превышение этого показателя приведет к деформации элементов кузова и другим неисправностям.
Предельная (максимально разрешенная) нагрузка
Это масса грузовика или максимальная нагрузка, на которую рассчитаны дороги страны.
Превышение предельной нагрузки называется перегрузкой автомобиля. При этом страдает и конструкция транспортного средства, и дорожное покрытие. Перегруженным авто сложнее управлять, а разгоняется оно медленнее.
Допустимая нагрузка на ось
Это нагрузка от массы грузовика, которую передают на дорожное покрытие колеса одной оси. Если нагрузка распределяется равномерно по двум осям, то это считается оптимальным показателем. Хотя добиться равномерного распределения нагрузки по осям сложно. На это влияют особенности комплектации авто, расположение топливного бака, груза и другие факторы. Но при равномерном распределении нагрузки улучшается управляемость, грузовик может ехать с большей скоростью, а его шины медленнее изнашиваются. Эксплуатация автомобиля становится более безопасной.
Каждый водитель грузовика должен понимать значение его весовых характеристик и не превышать допустимые показатели. Только в таком случае можно говорить о правильном использовании транспортного средства. Соблюдение правил также поможет избежать штрафов и других последствий нарушений.
Весовые характеристики грузового автомобиля
Весогабаритные характеристики – важные параметры, знание которых обеспечивает грамотную эксплуатацию грузового автомобиля, позволяет продлить эксплуатационный, в том числе безремонтный, период, избежать нарушений правил дорожного движения и штрафов ГИБДД. От соблюдения/несоблюдения весовых параметров, рекомендованных производителем, зависит скорость износа узлов и деталей, топливная экономичность, разгон и торможение, устойчивость и удержание курса транспортным средством.
Снаряженная масса транспортного средства – что значит это понятие
Снаряженная масса грузового автомобиля – это его вес вместе со стандартизированным оборудованием. Иначе этот показатель называют весом грузовика без нагрузки. В европейской директиве и ГОСТе 33987-2016 указывается, что в эту характеристику входит средний вес водителя, поскольку без него движение ТС невозможно.
Методика определения снаряженной массы в разных странах может быть разной, но в большинстве случаев в эту характеристику, помимо веса авто и водителя (принимают равным 75 кг), входит вес ключей, аптечки, запасного колеса, огнетушителя, домкрата, технических жидкостей и смазочных материалов, полностью заправленного топливного бака. Существует также понятие «сухая масса», которая равна весу транспортного средства без учета заливаемых технических жидкостей. Этот параметр не относится к перечню важных характеристик.
Снаряженную массу вычисляют взвешиванием на специальных весах. А затем сравнивают полученное значение с величиной, которая указывается заводом-изготовителем в сопровождающей техдокументации. Если разница между этими параметрами составляет более 5%, то актуальной считается вновь полученная величина.
Грузоподъемность или полезная нагрузка автомобиля
Этот параметр показывает, какую максимальную массу груза может перевозить ТС. Иначе это разность между весом автомобиля в полностью загруженном состоянии и снаряженной массой. Различают 2 вида грузоподъемности:
- Номинальная. Устанавливается предприятием-изготовителем и отображается в техдокументации. Принимается в качестве базы при проведении различных расчетов, например, при определении категории авто, которая влияет на величину налога. Учитывается при составлении маршрута, поскольку на определенных участках автодорог существуют ограничения по полной массе транспортных средств. Это постоянная величина, которая не корректируется в течение всего эксплуатационного периода.
- Реальная. Немного колеблется в зависимости от качества автодорожного покрытия. На автодорогах, находящихся в плохом состоянии, обычно перевозят грузы, вес которых меньше максимально допустимой полезной нагрузки ТС.
Существенное превышение значения, рекомендованного производителем, приводит к возникновению неисправностей моста, двигателя, ходовой части, повреждениям кузова, а также к штрафам от ГИБДД. Кроме того, перегруженный автомобиль тяжело разгоняется и медленно тормозит, что приводит к возникновению нештатных ситуаций на дороге.
Важный весовой параметр – полная масса грузового автомобиля
Сумму снаряженного веса ТС и веса груза называют полной массой авто, эта характеристика учитывает массы:
- снаряженную;
- полностью заправленного топливной емкости;
- заполненных систем смазки и охлаждения;
- инструментов и запаски;
- водителя и пассажиров;
- груза.
Предельная или максимально разрешенная масса грузового автомобиля
Этот параметр характеризует вес, максимально допустимый для автодорог конкретного региона или страны. Реальное значение вычисляют сложением осевых нагрузок.
Для российских автодорог наибольший допустимый вес грузового авто составляет 44 т. Но этот параметр устанавливается для групп ТС в зависимости от количества осей:
- 2 оси – 18 т;
- 3 оси – 25 т;
- 4 оси – 32 т;
- 5 осей – 35 т.
К отдельной группе относятся автопоезда различных габаритов, для которых этот показатель может достигать 44 т.
Превышение максимально разрешенной массы авто приводит к быстрому повреждению дорожного покрытия и получению штрафов от сотрудников ГИБДД. Размер штрафных санкций зависит от того, насколько был превышен допустимый показатель.
Взвешивание может осуществляться стационарным и динамическим способами:
- Статический. Средство для взвешивания находится в крупногабаритном фургоне, в который въезжает транспортное средство. Статические автомобильные весы оборудуются аналоговой или цифровой весоизмерительной системой.
- Динамический. Осуществляется на специальных весах, на которые авто заезжает со скоростью 5 км/час. Они состоят из грузоприемной части и электронного блока, который обрабатывает и отображает поступающие к нему сигналы. В конструкцию грузоприемного устройства входят фундамент и металлорама с платформой, которая опирается на измерительные тензорезисторные датчики. В электронную систему входят комплектный динамический преобразователь и персональный компьютер.
Взвешивание может быть общим и поосным. Поосные результаты суммируются с получением полной массы авто.
Для каких целей определяется вес, приходящийся на каждую ось грузового автомобиля
На автодорогах имеются знаки, на которых указывается ограничение максимальной осевой нагрузки – то есть нагрузки от полной массы ТС, приходящуюся на самую загруженную ось или тележку. Для вычисления этого параметра востребованы автомобильные весы для поосного взвешивания, которые монтируются возле постов ДПС и мостовых конструкций.
В процессе поосного взвешивания также проверяется соблюдение допустимой осевой нагрузки для конкретного автомобиля. Это значение отображается заводом-изготовителем в техпаспорте.
Развесовка, характеризующая, в каком процентном соотношении полная масса ТС распределяется на каждую ось, влияет на многие эксплуатационные характеристики автомобиля:
- Некоторое смещение нагрузки на ведущую ось обеспечивает хороший разгон и предотвращение прокручивания колес на мягком грунте.
- Смещение нагрузки на переднюю ось повышает устойчивость при движении на высокой скорости, при котором встречный поток воздуха стремится приподнять авто.
- Разгрузка передней оси замедляет износ автошин при торможении.
Грамотная развесовка положительно влияет на устойчивость курса, управляемость, медленный и равномерный износ покрышек, безопасность во время передвижения. Распределение массы корректируют с помощью изменения угла наклона кузова, перераспределения расположения груза, замены стабилизаторов.
Знание весовых параметров грузового автомобиля и соблюдение характеристик, разрешенных производителем и правилами дорожного движения, обеспечивают безопасную эксплуатацию авто, увеличивают его эксплуатационный период и предотвращают проблемы с представителями ГИБДД.